Состояние потока. Как провалиться в бессознательное состояние и что этому способствует?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Один из явных признаков повышенной работоспособности и продуктивности – это состояние потока. Состояние, в котором человек беззаветно и абсолютно предан цели и растворяется в процессе, не отвлекаясь на раздражительные и отвлекающие факторы. И вот впервые ученые прикоснулись к истинной природе этого процесса.

Мозговые волны, творчество и состояние потока

В рамках исследования ученые анализировали мозговые волны джазовых музыкантов, которые играли мелодии, импровизируя на ходу. За счет этого удалось понять, как мозг достигает состояния творческого потока. Результаты несут в себе практическое значение для каждого человека – не только для музыкантов – кто желает попасть «в зону» генерации творческих идей.

Что такое это ваше состояние потока?

Состояние потока — это когда человек полностью вовлечен в выполнение какой-либо деятельности до такой степени, что он почти не осознает себя и максимально выпадает из реальности. Это явление часто используется для описания работы художников и спортсменов, но к нему стремятся бизнесмены, исследователи, преподаватели… Фактически каждый человек, который хочет создавать творческие продукты.

Было проведено множество исследований касательно природы состояния потока, но большинство исследований основывалось на самоотчетах участников. Исследователи из Лаборатории исследований креативности Университета Дрекселя в США первыми в новом исследовании раскрыли, как мозг попадает в это странное состояние. Ключом стала активность мозга, связанная с состоянием потока, во время решения творческой задачи.

Состояние потока впервые было описано ученым-психологом Михаем Чиксентмихайи. Он определил это как «состояние, в котором люди настолько вовлечены в деятельность, что ничто другое не имеет значения; этот опыт настолько приятен, что люди будут поддерживать это состояние, даже ценой больших затрат просто ради нахождения в нем.

Джон Куниос, автор исследования.

Как пощупать состояние потока?

Показательный пример того, как музыканты входят в состояние потока, можно увидеть в интервью касательно фильма Disney и Pixar 2020 года «Душа». Участники поделились тем, как испытывали состояние полной поглощенности и сосредоточенности. В видео некоторые из музыкальных исполнителей фильма рассказывают о собственном пережитом опыте, связанном с этим явлением.

Хотя состояние потока широко изучено, нет единого мнения о том, что оно собой представляет с точки зрения функционирования мозга. Одна из теорий состоит в том, что состояние потока возникает, когда области мозга, ответственные за фантазии и мечтания, они же часть «базовой сети», генерируют идеи под контролем «сети исполнительного контроля» в лобных долях мозга. Все это поддерживается выбросом дофамина и связкой адреналин ацетилхолин. Джон Куниос сравнивает это с тем, как человек «контролирует» телевизор, выбирая фильм, который транслируется независимой от человека станцией.

Альтернативная теория состоит в том, что годы выполнения задач конкретной группы формируют в мозге специализированную сеть, которая генерирует определенные идеи при небольших сознательных усилиях. Сеть исполнительного управления ослабляет свою контролирующую роль, поэтому специализированная сеть может работать на «автопилоте» без внешнего вмешательства. Ключом к этой гипотезе является идея о том, что люди с крайне малым опытом или которым трудно отпустить контроль над ситуацией, с меньшей долей вероятности войдут в состояние творческого потока.

Как исследовалось состояние потока?

Исследователи набрали выборку из 32 джазовых гитаристов. Участники делились на очень опытных и менее опытных. В рамках исследования, ученые записывали электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозговой активности высокой плотности, пока участники импровизировали шесть джазовых песен в сопровождении барабанов, баса и фортепиано. Участников попросили оценить, насколько интенсивно они переживали свой опыт состояния потока для каждой импровизации. Каждая импровизация оценивался четырьмя джазовыми экспертами индивидуально, чтобы объективно оценить уровень знаний участников.

Ход исследования

Вид мозга спереди. Музыканты показали снижение активности в этих областях лобных долей, когда находились в глубоком состоянии потока. Права на фото: Дрексельский университет

Основываясь на рейтингах участников, исследователи обнаружили, что музыканты с большим опытом испытывали состояние потока чаще и интенсивнее, чем музыканты с низким опытом. Когда ученые проанализировали ЭЭГ, чтобы увидеть, какие области мозга связаны с глубоким и поверхностным переживанием состояния потока, они обнаружили, что в глубоком состоянии потока активность снижалась в лобных долях мозга, связанных с сознательным контролем.

Для музыкантов с большим опытом состояние глубокого потока было связано с повышенной активностью в слуховых и зрительных областях и снижением активности в ключевых частях базовой нейронной сети. Это означало, что базовая сеть не вносила большого вклада в генерацию идей, связанных с состоянием потока. И напротив, у музыкантов с низким опытом наблюдалась небольшая мозговая активность в зоне мозга, отвечающей за удержание контроля.

Результаты и мнение авторов исследования

Внутренние снимки левого и правого полушария мозга показали области сниженной мозговой активности, когда музыканты с большим опытом находились в состоянии глубокого погружения. Эти области включают ключевые узлы базовой сети. Права на фото: Дрексельский университет

В целом, полученные результаты подтверждают гипотезу творческого потока «опыт плюс освобождение от контроля», которая имеет практическое значение для тех, кто хочет войти в состояние потока.

Практическое значение этих результатов заключается в том, что состояния продуктивного потока могут быть достигнуты путем практики для накопления опыта в конкретном творческом направлении в сочетании с обучением отказываться от сознательного контроля, когда будет достигнут достаточный опыт. Это может стать основой для новых методов обучения людей генерированию творческих идей.

Джон Куниос, автор исследования.

Хоть это исследование касалось музыкантов, исследователи говорят, что их результаты распространяются на каждого, кто хочет вести за собой инновации в любой области.

Если вы хотите иметь возможность свободно передавать идеи, продолжайте работать над этими музыкальными гаммами, физическими задачами или чем-то еще, чем вы хотите заниматься творчески — программированием, написанием художественной литературы — чем угодно угодно. Но когда достигнете пика – попробуйте отпустить контроль. Как сказал великий джазмен Чарли Паркер: «Вам нужно выучить свой инструмент». Затем вы практикуетесь, практикуетесь, практикуетесь. И в конце, когда ты, наконец, поднимешься на эстраду, забудь обо всем этом и просто плачь.

Джон Куниос, автор исследования.

Так как достичь это желанное состояние потока?

Тысячи часов целенаправленной практики, и готовность отпустить контроль в процессе решения задачи. Именно в патологическом страхе и удержании контроля кроется блок, который не дает даже опытным экспертам в «своей области» перейти со стадии исполнителя на стадию создателя концепций. 

Источник: https://habr.com/ru/news/798315/


Интересные статьи

Интересные статьи

В статье «Люди-киборги: самые сумасшедшие и высокотехнологические механизации человека» мы затронули тему экзоскелетов. В частности, рассказали про российский стартап ExoAtlet, который в 2016 году оди...
Сегодня только и разговоров, что о ChatGPT, Midjourney и прочих DALL-E. Почему именно сейчас нейросети стали такими крутыми и развиваются семимильными шагами? Прорыв стал возможен благодаря новому кла...
При создании солнечных и ветряных электростанций возникает значительное количество отходов, в том числе и токсичных. Гидроэлектростанции разрушают русла рек и затапливают окружающие территории, нанося...
Привет, Хабр! Сдали в типографию новую книгу «За пределами разума: что мы думаем и как мы к этому пришли». Историей человечества движет воображение — удивительная способность представлять то, чего ...
В своей предыдущей статье я рассказал о том, почему считаю, что мы можем значительно улучшить управление UI State (состояние пользовательского интерфейса) между View (представление) и ViewModel (модел...