Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Известно, что BI-решение – это дорогостоящая покупка, даже по меркам крупной компании. Кроме того, процесс выбора, покупки и внедрения является затратным и по времени, то есть тут заказчик также несет расходы. Мы в проекте Easy Report решили подсчитать, во сколько же на самом деле обходится BI для российских компаний. Мы провели небольшое исследование, о результатах которого я и расскажу в этой статье.
Почему мы взяли только российские BI-решения
До февраля 2022 года на рынке России существовало множество BI-решений – Microsoft Power BI, Tableau, Qlik и другие, каждое из которых имело свои преимущества и недостатки. Однако после 24 февраля 2022 все популярные западные системы прекратили свою деятельность в нашей стране.
В итоге у отечественных компаний осталось несколько опций:
продолжать пользоваться текущей системой без обновлений и техподдержки
перейти на российский аналог
купить BI из дружественных стран (например, из Китая) или через дружественную страну
выбрать open-source решение
В результате средняя стоимость BI-инструмента в расчете на одного пользователя выросла.
Я поговорил с 5 CIO компаний с оборотом более 10 млрд рублей в год, и все они подтвердили, что отечественные BI-решения действительно повысили цены, понимая, что зарубежные продукты больше не составят им конкуренции.
Собственно, поэтому нам и стало интересно изучить вопрос о стоимости российских решений. Для чего мы провели выборочное исследование цен трех отечественных BI-продуктов, входящих в топ-10 самых популярных BI-систем в России.
Почему вообще цены надо исследовать
Если бы мы могли просто взять цены с сайтов и из прайс-листов вендоров, называть это исследованием не было бы смысла. Однако, как и во многих других B2B сферах, здесь цены не раскрывают, а стоимость рассчитывают под конкретного заказчика и специфический кейс.
Кроме того, нам хотелось приблизиться к TCO (total cost of ownership) – то есть к полной стоимости владения данным продуктом, которая, конечно же, включает не просто цену лицензии, но и много всего другого.
Какие параметры учитывались при расчете
BI-решение – это сложный продукт, состоящий из большого числа компонентов. Поэтому и стоимость его рассчитывается по ряду параметров.
Для целей нашего исследования я выделил:
Стоимость лицензий (отдельно на продвинутого и бизнес-пользователя, разницу поясню ниже)
Затраты на инфраструктуру
Стоимость разработки отчетов
Стоимость техподдержки (вендорской, а также второй и третьей линий)
Также в качестве кейсов для расчета цены я взял три виртуальные компании, различающиеся по размеру и, соответственно, количеству пользователей.
Сравнение стоимости пользовательских лицензий
Как правило, вендоры BI-решений в России разделяют своих пользователей на две категории: продвинутые и бизнес-пользователи.
Продвинутый или профессиональный пользователь имеет больше возможностей, например, он может самостоятельно настраивать отчеты. Как правило, такие лицензии приобретаются для бизнес-аналитиков, дата-сайентистов и других технически продвинутых юзеров, которые будут обслуживать решение.
Бизнес-пользователь – это руководители или сотрудники, которые не умеют писать SQL-запросы и настраивать дашборды. Их полномочия достаточны, чтобы найти нужные параметры среди уже разработанных отчетов и дашбордов.
В таблице я привел стоимость месячной лицензии по 3 вендорам и по этим двум категориям пользователей.
На основе полученных данных я рассчитал среднюю стоимость лицензии на одного пользователя в месяц:
бизнес-пользователь – 1 573 руб.;
продвинутый пользователь – 5 176 руб.
Чтобы рассчитать полную стоимость приобретения BI-системы, мне необходимо было сделать ряд допущений. Каких именно – читайте далее.
Допущения, необходимые для расчета цены
Количество отчетов на одного пользователя
В данном случае имею в виду именно количество отчетов, разработанных специалистами, а не количество отчетов, запрошенных конечными пользователями. Данная величина необходима для расчета стоимости разработки отчетов.
По моему опыту внедрения BI-решений, в крупных компаниях в среднем один отчет приходится на 20 бизнес-пользователей, а в небольших компаниях количество разработанных отчетов бывает даже больше, чем пользователей.
Поэтому для более мелкого кейса я принял количество отчетов равным 25, а для более крупных – поделил количество пользователей на 20.
Стоимость разработки отчетов
В среднем трудозатраты на разработку одного отчета с учетом тестирования, но без подготовки витрин и хранилища данных, я оценил в 5 человеко-дней. Средняя ставка BI-консалтинга на рынке – 27 000 рублей за один человеко-день.
Если отчеты будут разрабатывать ваши штатные специалисты, то нужно учитывать их заработные платы, а также увеличение команды под проект и тот факт, что в дальнейшем после внедрения все эти специалисты окажутся недостаточно загруженными, так как будет нужна только поддержка.
Если просуммировать все затраты на одного работника (зарплата, рабочее место, ДМС, отпуска, больничные и прочие накладные), то получится примерно на 10-15% меньше, чем привлечение интегратора. Но добавятся хлопоты на то, чтобы чем-то занять команду в моменты простоя.
Стоимость инфраструктуры
По моему опыту, стоимость инфраструктуры составляет около 500 рублей в месяц на одного пользователя при установке на серверах клиента (on-premises). Здесь я рассмотрел именно такой вариант установки, так как в России он более популярен, чем облачное развертывание.
Стоимость поддержки
Что касается техподдержки, то она состоит из трех частей:
техподдержка от вендора
вторая линия, количество человек на которой зависит напрямую от количества пользователей
третья линия, затраты на которую зависят от количества и сложности разработанных отчетов
Техподдержка от вендора, как правило, оплачивается в размере 20% от стоимости постоянной лицензии.
Для второй линии в компаниях с тысячами сотрудников и приемлемым SLA обычно необходим один специалист на тысячу пользователей.
А для третьей линии – примерно один специалист на 75 разработанных отчетов.
Стоимость специалистов с учетом зарплат, налогов и содержания составит 200 тыс. руб. для специалиста второй линии и 300 тыс. руб. для специалиста третьей линии. Это суммы гросс в месяц.
Горизонт расчетов
Расчеты приведены исходя из того, какие расходы компания понесет в ближайшие три года после покупки BI-системы. Это помогает продемонстрировать, что внедрение BI требует значительных вливаний денежных средств на протяжении всего срока эксплуатации, а также отразить все скрытые расходы.
Расчет стоимости BI-решения по 3 вендорам на примере 3 кейсов
Для того, чтобы сделать расчет максимально приближенным к реальности, мы рассмотрели три кейса компаний разного размера.
Для простоты понимания, рассчитали стоимость вечных лицензий.
В таблице ниже я описал кейсы компаний, не вдаваясь в детали. На данном этапе нам важно количество пользователей и их деление по категориям, о которых я писал выше, а также количество отчетов.
Далее я рассчитаю примерный бюджет по подключению сотрудников к BI-системе. Буду исходить из средней стоимости лицензии на одного бизнес-пользователя 1 573 руб. в месяц и одного продвинутого пользователя 5 176 руб. в месяц (об этих ценах писал выше).
Плюсом учту затраты из блока допущений:
стоимость разработки отчетов
инфраструктурные расходы
расходы на техподдержку
Сколько на самом деле стоит отечественное BI-решение
Расходы, о которых многие не знают
Из представленных расчетов видно, что стоимость BI-лицензий – это лишь вершина айсберга, составляющая:
17% от величины общих затрат для 80 пользователей
33% от величины общих затрат для 500 пользователей
40% от величины общих затрат для 2500 пользователей
Большую часть расходов компания несет при разработке отчетов, подготовке и поддержании инфраструктуры, а также оплате техподдержки разных уровней.
Так, расходы без стоимости BI-лицензий составят:
83% от величины общих затрат для 80 пользователей
67% от величины общих затрат для 500 пользователей
60% от величины общих затрат для 2500 пользователей
Расчеты наглядно демонстрируют – развертывание отечественного BI-инструмента даже на 80 пользователей – это дорогостоящее удовольствие. А в случае, когда компания имеет тысячи пользователей BI, расходы могут составлять сотни миллионов рублей.
Дисклеймер
По опыту нашей команды, работающей на data-проектах различного уровня сложности с 2012 года, приведенные расчеты соответствуют текущим реалиям российского рынка BI.
Однако, расчеты в статье всё же имеют ряд ограничений:
Не был рассмотрен вариант разработки open-source BI-решений своими силами. В случае внедрения такого решения затраты пойдут не на приобретение лицензий, а на разработку отчетов своими силами.
Не были учтены затраты на корпоративное хранилище данных (КХД), так как производился расчет затрат исключительно на внедрение BI.
Не было учтено развертывание BI-системы в облаке, что значительно увеличивает расходы на инфраструктуру.
Не учтены расходы на обучение пользователей. Они индивидуальны и зависят от уровня культуры данных в компании.
Не было рассмотрено приобретение годовой подписки BI-системы. Однако данный вариант мало популярен среди компаний в России. Подавляющее большинство старается приобрести постоянную лицензию и не зависеть от вендора в будущем.
Вендоры практически всегда дают хорошие скидки и проявляют гибкость в работе с крупным бизнесом – с компаниями, имеющими тысячи пользователей BI. Следовательно, когда речь идет о затратах в сотни миллионов на покупку BI-лицензий, поставщики подходят индивидуально к каждому клиенту.
Заключение
Выбирая BI-решение, необходимо учитывать, что на иерархию пользователей сильно влияет культура данных в конкретной компании, а также то, что функционал каждого BI уникален. Важно понимать, кто будет конечными пользователями BI и осознавать цели внедрения – усовершенствовать культуру данных во всей компании или обеспечить своих аналитиков удобным для них BI-интерфейсом.
По опыту общения с заказчиками, мы знаем, что большая часть бизнес-пользователей крайне редко или никогда не заходит в BI-систему. Поэтому для таких компаний, кому важно повысить культуру данных и сделать их более доступными руководителям и сотрудникам, мы разработали альтернативное решение.
Easy Report – это self-service инструмент отчетности в мессенджере. Искусственный интеллект помогает системе понять запрос пользователя, заданный на обычном русском языке, с ошибками, с использованием сленга, и взять нужные данные прямо из источников. Их он присылает в выбранный мессенджер в виде графиков, таблиц, интерактивных диаграмм и т.д. Больше о сервисе - в нашем Telegram канале.
О том, как Easy Report позволяет сэкономить на стоимости внедрения BI-систем и лицензиях, мы написали вот в этой статье.