Потребление информации снижает творческий потенциал — мозгу нужно отдыхать
«Чтобы по-настоящему дорожить вещами, которые для вас важны, вы должны cначала избавиться от тех, которые уже пережили свое предназначение. Выбрасывать то, что вам больше не нужно, — это не расточительность и не постыдный поступок».
Такой совет дала Мари Кондо, японская писательница и специалистка по избавлению от ненужных вещей, которые стали, пожалуй, самой большой современной проблемой общества массового потребления. В значительной части ее минималистский принцип — изложенный в книге Магическая уборка — опирается на идею о том, что мы покупаем слишком много вещей, большинство из которых никак нашу жизнь не улучшает.
Кондо пишет в первую очередь про вещи, о которых обычно не задумываются: это пластиковый мусор, дешевая одежда и всякие безделушки, загромождающие наши дома. Она предлагает взять каждый из таких предметов в руки, подержать и решить, «вызывает ли он радость». Если нет — Мари советует немедленно избавиться от него.
Но пример Кондо можно распространить на идею беспорядка в более широком смысле.
Давайте задумаемся вот о чем.
Прежде чем разгребать завалы дома, не следует ли выбросить лишнее из головы?
Средний американец проводит более 10,5 часов в день, потребляя информацию из СМИ: смотрит ТВ, бродит по Интернету, пользуется приложениями или слушает подкасты. Какую информацию вы потребляете ежедневно — в том числе сериалы на Нетфликсе, видео на Ютубе, бесконечные горячие обсуждения в Интернете и знакомства в Тиндере? И как она влияет не только на самочувствие, но и на творческие способности?
Обычно нам кажется, что чем больше информации, тем лучше — ведь мы, в конце концов, живем в информационной экономике, разве не так?
Но подумайте, не путаете ли вы знание с бездумным потреблением?
Переведено в Alconost
Первоначально статья опубликована на сайте JOTFORM.COM
Управление потоком входящей информации
Шринивас Рао, автор книги An Audience of One: Reclaiming Creativity for Its Own Sake, говорит, что управление входящим потоком — что и сколько мы потребляем — имеет решающее значение для реализации творческих способностей. «Чрезмерное потребление и большие объемы входящей информации препятствуют творческой реализации, отрицательно влияют на способность погружаться в работу и снижают общую продуктивность», — пишет Рао.
Как генеральный директор JotForm, компании с более чем 140 сотрудниками и 4,9 миллиона пользователей, я знаю о важности элемента творчества в работе и поэтому не могу полагаться на то, что среди ежедневного шума блеснет искра вдохновения.
Мне пришлось найти эффективные методы для развития и реализации творческого потенциала. Мои ежеутренние пару страниц текста — это основной метод, который помогает устранить многие из отвлекающих факторов, услышать собственный голос и высказать свое видение.
Каждое утро я отключаю телефон и освобождаю ментальное пространство, которое могу заполнить собственными идеями.
Как я уже отмечал, введение ограничений — например, отключение телефона — может здорово помочь в раскрытии творческого потенциала, даже если поначалу это кажется нелогичным.
Уход в свои мысли
Мы живем в эпоху чрезмерной стимуляции: берем телефоны с собой в ванную и используем Wi-Fi даже в самолетах. Мы редко остаемся наедине с собственными мыслями — именно потому, что так много времени тратим на то, чтобы поглощать мысли других людей.
Однако по словам доктора Сэнди Манн, занимающейся исследованием скуки (да, есть и такое направление), если взять паузу и уйти в свои мысли, это поможет наладить контакт с сознанием и подсознанием — а ведь именно отсюда берут начало нейронные связи, стимулирующие творчество.
Хизер Ленч, психолог из Техасского университета A&M, описала скуку как «состояние поиска» — а что такое созидание, если не активный поиск новых концепций, улучшений и способов взаимодействия с миром?
Книга Мануш Зомороди Разреши себе скучать. Неожиданный источник продуктивности и новых идей вдохновила авторов прекрасных скучных заданий, в которых предлагается наблюдать, но не фотографировать мир, делать мелкие заметки об окружении и на время «отключаться» от Интернета — всё это с целью стимулировать индивидуальный творческий процесс.
Согласно исследованию, о котором сообщает Harvard Business Review, если уходить в свои мысли и давать мозгу отдохнуть, в итоге можно получить прорывные идеи. Но для этого нужно быть готовым взять паузу и исключить влияние соперничающих за внимание факторов.
Это не так уж легко сделать, особенно сегодня, когда всё большая часть наших взаимодействий — виртуальная, и потребление всё больше пассивное, без непосредственного участия.
Не просто потребляйте — обменивайтесь идеями
Эрик Вейнер, автор Географии гениальности, исследовал влияние социального взаимодействия в таких местах, как исторические кофейни Вены, где будущие гении подстегивали свой мозг, обмениваясь идеями.
«Сюда приходят люди из разных слоев общества, их разговор не упорядочен, общение течет свободно», — говорит Вейнер.
Обратите внимание на разницу: в этом случае вы не просто поглощаете идеи других, но активно вносите свои собственные. Диалог может зажечь искру вдохновения и сделать хорошую идею еще лучше.
Сузьте фокус
Есть еще один взгляд на ограничение потребления с целью стимуляции созидания: некоторые специалисты полагают, что главное — это фокусировка энергии.
Вместо того, чтобы пытаться выдвигать как можно больше идей — как это бывает во время мозговых штурмов, когда доски заполняются всеми возможными предложениями, — сузьте сферу внимания. Скотт Энтони, управляющий партнер Innosight и автор книги «The First Mile», называет такие ограничения «величайшими стимуляторами творчества».
Как это относится к потреблению? Представьте себе широкий спектр потребляемых вами ежедневно идей; что, если сузить сферу внимания до того, что непосредственно связано с задачами, которые вы активно пытаетесь решить?
Один из способов, которые помогают мне ограничивать бессмысленное потребление, — это автоматизация и создание надежных систем: сначала придется потратить много времени, но впоследствии это позволит сэкономить намного больше.
Сокращение малопродуктивной работы — всего, начиная с ответов по электронной почте до походов в магазины за продуктами, — поможет выделить время на важные дела, в перечень которых входят и периоды, когда разум может отдохнуть и обновиться. Один из главных советов Рао включает в себя создание отдельных учетных записей электронной почты — для важных и неважных писем, — что позволяет отделить сообщения коллег от уведомлений о скидках на отели.
Забудьте о страхе упустить важное
Постоянное потребление может быть связано со страхом упустить важное.
Мы боимся, что если не будем в курсе последних исследований или не прочитаем актуальные вирусные статьи, то сильно «отстанем».
Да, может казаться, что потребление как можно больших объемов информации помогает оставаться на гребне волны, однако на самом деле такой образ мышления может привести к обратным результатам в отношении продуктивности и творческих способностей — которые мы активно пытаемся развивать.
Мы привыкли проверять электронную почту каждые 30 секунд — и этим заложили мину под собственный творческий потенциал.
Поэтому в следующий раз, когда вы ощутите себя в творческом тупике, попробуйте найти время, чтобы сделать перерыв, переключить контекст: прогуляться, принять душ или 20 минут вздремнуть. Вы удивитесь, насколько быстро мозг начинает работать, как только дать ему свободное пространство для поиска новых идей.
Я понял еще кое-что важное: творческие способности — это не божественный дар. Это своего рода мышцы, которые, как и всё остальное, нужно тренировать. Начните это делать — и увидите результаты.
В мире, где все всегда пытаются успевать больше, иногда можно достичь лучших результатов, делая меньше — или, по крайней мере, действуя более избирательно, дисциплинированно и больше времени проводя наедине со своими мыслями — вместо того, чтобы постоянно цепляться за мысли других людей.
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
→ Подробнее