Думаю, это очень классная история, когда ты подарил цветы, а они не вянут целый год!
Стабилизированное растение больше напоминает свежесрезанный цветок, чем мумифицированный остов из гербария. Оно остается эластичным — его можно трогать, не боясь, что растение рассыплется от прикосновения.
В основе стабилизации нет никакого чуда: обычные законы физики и биохимии, простые ингредиенты и широкий простор для экспериментов. Хотя у производителей остаются свои секреты.
Недавно в белгородской городской Точке кипения прошла встреча с владельцами одной фитостудии. Речь шла о стабилизированных растениях и их использовании в интерьере. Это прекрасная тема, в которую мы решили углубиться и разобраться, почему и в каких условиях мох или веточка лаванды могут годами сохранять свежий вид.
Немного истории
Стабилизация — это замена соков растения на специальный консервирующий раствор, который тормозит процесс гибели и разрушения клеток. Обычно в качестве такого раствора используют глицерин, но есть и другие варианты: парафин, желатин, воск, солевые растворы.
Первые стабилизированные растения появились давно. Поставить свежесрезанный цветок в сильно соленый раствор или окунуть розочку в парафин — до этого могли додуматься и в Средние века, и в каком-нибудь бронзовом веке. Но использовать научный подход и отшлифовать технологию стабилизации получилось только в XX веке.
Разработчиками технологии считаются супруги Жанетт и Поль Ламберт, создавшие в 70-х годах промышленный способ сохранения срезанных цветов. Но начали они с лишайника.
Ламберты обратили внимание на способность ягеля жить на любых поверхностях и почвах, даже на голых камнях. Дело в том, что у лишайника нет корней, и влагу с нужными ему минералами он впитывает всей поверхностью. Когда наступает сушь, мох высыхает, но когда появляется влага, снова возвращается в прежнее состояние.
Если может мох, почему бы не повторить такой фокус с цветами, лишенными корней? И почему бы не напитать их не водой, а чем-то другим, что не так быстро испаряется? Супруги начали пробовать разные жидкости. Вскоре им удалось получить стабилизированный ягель, а затем и цветы.
Ламберты переехали из Бельгии в Кению, организовали цветочную плантацию и погрузились в эксперименты. В результате в 1981 году они оформили патент на стабилизацию растений с помощью глицеринового раствора.
Базовый алгоритм стабилизации
Для получения хорошего результата Ламберты нашли правильный алгоритм изготовления стабилизированных цветов.
Первое: растения нужно срезать в пик их расцвета. У слишком молодых растений неокрепшая структура, у старых — пониженная проницаемость.
Второе: нужно минимизировать контакт с внешней средой и потерю влаги до момента обработки. Для этого сразу после срезки растения помещают в герметичные контейнеры и защищают от солнечного света.
Третье: необходимо провести частичную дегидратацию, чтобы растение «захотело пить». И после этого дать вволю напиться стабилизирующего глицеринового раствора. Длится такая процедура несколько недель. Признаком полного замещения воды станут глицериновые «слезы», появившиеся на поверхности листьев.
За внешней простотой процесса скрываются нюансы, от которых зависит внешний вид и долговечность стабилизированного растения. Как, чем и насколько сушить? Какой концентрации сделать раствор глицерина и какие компоненты туда добавить, чтобы ускорить процесс, усилить консервацию и придать нужный окрас? Поиски оптимального варианта продолжаются по сей день.
Простой эксперимент в домашних условиях
Сделать стабилизированное растение запросто можно и в домашних условиях. Берем, например, свежесрезанную розу длиной до 50 см. Оставляем ее на несколько часов в пустой емкости на предварительную просушку от поверхностной влаги. Для этого можно взять обычную вазу, а в самом процессе проследить, чтобы растение не начало вянуть. Затем готовим раствор из воды и глицерина в пропорции 1:1, добавляем туда краситель (можно взять обычную зеленку). Он нужен для придания растению более яркого оттенка. Потом подрезаем стебель на пару сантиметров и ставим его в раствор. Сверху емкость с цветком прикрываем ватой или тканью, чтобы уменьшить испарение.
Остается только в течение первой недели немного укорачивать стебель, чтобы растение продолжало всасывать раствор. Через 2–3 недели роза будет полностью готова. Останется вытащить ее и подвесить вниз бутоном на просушку на пару дней. На ближайший год она законсервирована. Похоже на чудо, но не для тех, кто помнит физику, химию и ботанику хотя бы в рамках школьной программы.
Немного физики и химии: почему вянут растения
Давайте вспомним: на долю воды приходится до 90% массы растений. От корней по сосудам ксилемы вода поднимается вверх и подходит к каждой клетке. В зрелых растительных клетках есть крупная центральная вакуоль, содержащая воду с растворенными в ней питательными веществами. Именно эта вакуоль плотно прижимается к клеточной стенке и «держит форму» в листьях, стеблях и бутонах.
За счет механизмов саморегуляции растения способны поддерживать постоянный уровень оводненности, непрерывно поглощая воду и испаряя ее.
Выделение растением водяного пара в атмосферу через листья и лепестки называется транспирацией. Вода испаряется с поверхности влажных клеток, просачивается по межклеточному пространству и выходит наружу через открытые устьица на поверхности листьев либо кутикулу.
В срезанном растении, даже мгновенно погруженном в воду, естественные процессы движения воды нарушаются.
Срезанный стебель не обеспечивает такого осмотического давления, как корень, каналы на линии среза закупоривает воздух и заселяют микроорганизмы. Все это сдвигает водяной баланс, и растение начинает терять больше влаги, чем получает.
Сказывается и отсутствие в воде нужных растению питательных веществ и минеральных солей. В итоге растительные клетки расходуют тот запас, что есть в вакуолях, их прочность уменьшается, и растения вянут.
Чтобы продлить жизнь растения, можно пойти разными путями: обеспечить его водой, подвести питательные вещества, замедлить процесс испарения влаги. Глицерин действует сразу по всем направлениям.
Как работает глицерин
Глицерин — это простейший трехатомный спирт с формулой C3H5(OH)3. Он выглядит как вязкая прозрачная жидкость, не токсичен. С водой создает идеальную смесь в любой концентрации. При этом очень гигроскопичен: чистый глицерин способен вытянуть из атмосферы воду массой до 40% от собственной. При комнатной температуре испаряется очень медленно.
Если опустить растение в почти неразбавленный глицерин, мы получим обратный эффект — спирт вытянет из растения всю воду, до которой дотянется. А вот если использовать раствор в концентрации 1:1 или более разбавленный, глицерин тихо и мирно проникнет во все клетки и сильно застопорит потерю воды.
Кроме того, растение использует глицерин в качестве источника энергии, разлагая его на углекислый газ и воду. Это очень кстати, так как фотосинтез в стабилизированном растении уже не работает.
Другие методы консервации
У метода консервации глицерином есть три слабых места.
Первое: это долго, на весь процесс уходит примерно месяц.
Второе: глицерин — питательная среда для ряда бактерий, поэтому емкости с ним надо чистить и менять раствор.
Третье: как порядочный спирт, глицерин горюч — уже при температуре 150 °С возможна вспышка, а при 260 °С — самовозгорание.
Чтобы ускорить процесс, в раствор добавляют денатурированный спирт и ацетон.
Стандартным для химической консервации считается раствор из спирта, ацетона и глицерина в пропорции 1:1:2. Срок пропитывания сокращается до 6–10 дней.
Но, честно говоря, результат такой консервации сложно назвать экологичным.
Один из свежих патентов в этой области — RU 2 698 058 C1 — получен нашей соотечественницей в 2019 году. Она предлагает такой порядок обработки растений:
Сначала растения погружаем на 24 часа в герметичные емкости с дистиллированной водой и набором сахаров в соотношении 10:1 при температуре 15–30 °С.
Затем для отбеливания еще на 24 часа — в герметичные емкости с водным раствором перекиси водорода в соотношении 3:10, затем еще на 48 часов в 10–15% водный раствор диоксида титана.
После чего на 72 часа погружаем растения в герметичные емкости с консервирующим раствором, содержащим глицерин и ацетилированный ланолин в отношении 1:1, а также краситель при 25–40 °С.
Последняя операция — высушивание при 20–80 °С. Итого 7–8 дней.
Чтобы защитить глицерин от бактерий, используют консерванты, включая фенолы, бензоат натрия, формалин и спирты. Ингредиент и его концентрация — ноу-хау каждого производителя стабилизированных растений.
Для изготовления негорючих стабилизированных растений используют минерально-солевые растворы без глицерина, но там физика-химия процесса и результат совсем другие. Растения получаются более жесткие и менее яркие.
Что касается фитостудий, то практически все они закупают готовый стабилизированный мох у производителей. Вот что говорит Александр Кременский, совладелец белгородской студии:
«Лаванда из Голландии, мох — с севера, российский. Пробовали скандинавский, но российский лучше в разы: он красивее, чище, шапочки больше, и — родной.
Недавно появился “атмосферный мох” — его можно использовать даже на улице. Он не боится снега, дождя, холодов. Но на ощупь чуть пожестче».
Что можно стабилизировать
Стабилизация дает хороший результат при работе с лишайниками (ягель), мхами (кочка-мшанка, например), миниатюрными деревьями и цветами с крепкими упругими стеблями и бутонами. Такие растения, как одуванчик, ландыш, пион, подсолнух, для насыщения глицерином не подходят.
Некоторые растения при пропитывании изменяют окраску. Эвкалипт становится зеленовато-коричневым, листья бука чернеют, а маслины душистой, мушмулы и магнолии — коричневеют. Цвета остальных растений теряют свою насыщенность. Поэтому часто растения сначала обесцвечивают, а потом добавляют краситель в глицериновый раствор.
Среди мхов и лишайников самый эффектный вид у лишайников из рода кладония (Cladonia stellaris), более известных как «олений мох», или ягель. Ягель в природе имеет бело-серый цвет, поэтому его можно легко окрасить почти в любой оттенок. Самые популярные — оттенки зеленого. А вот цветы люди предпочитают в естественной окраске.
Как долго растения сохраняют свой вид
Зависит от условий и ухода. Со мхами получается от двух до десяти лет. Но некоторые создатели утверждают, что и 50 проживут. Розы — два года и меньше. Если в колбе, то обычно три-пять, хотя некоторые производители обещают целых семь. В последнем случае процесс стабилизации роз более сложный, там стебель и сам цветок обрабатывают по отдельности.
Зачем все это?
Стабилизированное растение живет несколько лет, его не надо высаживать в землю, подкармливать, поливать. Выглядит оно как только что срезанное и даже немного пахнет.
Сейчас инсталляции из таких растений очень популярны. Во многих ресторанах на столиках стоят «свежесрезанные» цветы. А в офисах стали появляться целые стены из стабилизированного мха.
Тем не менее есть несколько важных моментов, которые стоит учитывать при использовании стабилизированных растений в дизайне.
Первое: их нельзя поливать. Вода начнет вымывать глицерин из цветка, и тот испортится.
Второе: нельзя ставить под прямые солнечные лучи. Солнце запускает процесс распада и усиливает испарение глицерина, цветок или мох засохнут.
Ну и третье: держать свою композицию подальше от открытого огня. Одного случайно залетевшего уголька будет достаточно, чтобы устроить небольшой «экобадабум».
Интересно, что стабилизированный мох может служить индикатором влажности в помещении. Если все в порядке, он будет мягким и ярким. А если воздух окажется пересушенным, то начнет менять окраску и твердеть. В этом случае достаточно включить увлажнитель воздуха, и мох восстановится: глицерин сам вытянет из воздуха необходимую для растения влагу.
Еще одно интересное свойство стабилизированных растений — это их антистатичность, поэтому на них плохо садится пыль.
Это тоже заслуга глицерина: он создает на поверхности листьев тончайшую водяную пленку, по которой стекают заряды.
В целом технология консервации еще не достигла максимума развития, так что можно ждать в этой сфере новых открытий. Но и нынешнего уровня вполне достаточно, чтобы подарить жене розы и потом целый год рассказывать, что не вянут они, потому как были подарены с любовью. Главное, чтобы она не начала их поливать.