«Старые нельзя, а новых ещё нет». Как мы перепридумали иллюстрации для приложения СберМаркета за 3 месяца

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, на связи Олеся Гумененко и Тимофей Контанистов. Мы отвечаем за дизайн продукта в СберМаркете. Расскажем, как создавали новые иллюстрации для приложения, наступали на грабли и делили апельсин.

Начнём с истории компании. Она влияла на визуальный стиль продукта — и на иллюстрации тоже.

Сначала мы были Instamart — небольшим, но гордым стартапом. Уже тогда работали по простой схеме: покупатель заказывал товары из магазина, сборщики их собирали, а курьеры привозили.

В 2019 года вошли в экосистему Сбера и сменили название на СберМаркет. Заказов стало больше в сотни раз, и нужно было переделывать приложение под новые масштабы и задачи. Заодно решили заняться иллюстрациями — чтобы соответствовать большому бренду и при этом найти собственный стиль, который можно масштабировать. На всё у нас была пара месяцев.

С этого места поподробнее.

Легаси, с которым мы жили

Конечно, в приложении Instamart были иллюстрации. Даже несколько: сборщик выбирал товары с полок, домохозяйка их разбирала и экономила время.

Этих иллюстраций хватало для онбординга в приложении и других коммуникаций
Этих иллюстраций хватало для онбординга в приложении и других коммуникаций

А ещё у нас был апельсинчик. Его придумал и нарисовал Боря Чубин, глава дизайна ещё в Instamart. Апельсинчик появлялся на оценке заказа и в письмах.

Вот с такими иллюстрациями мы стали СберМаркетом. Понятно, что нужны были новые, чтобы адаптироваться к новым ситуациям, экранам и масштабам.

Подход 1. Адаптация старого и масштаб, за которым трудно угнаться

В начале мы пересобрали существующие иллюстрации в новом стиле. Нарисовали сборщика, курьера и девушку с котиком.

Попытались их адаптировать к стилю экосистемы Сбера, сделать чуть современнее.

Первые наброски от иллюстратора Любы Дроновой. Cборщик собирает товары, курьер привозит, девушка на кухне их разбирает, рядом сидит милый кот
Первые наброски от иллюстратора Любы Дроновой. Cборщик собирает товары, курьер привозит, девушка на кухне их разбирает, рядом сидит милый кот

Когда эти иллюстрации появились в цвете и с деталями, нам показалось, что это то, что нужно. Тут были новые фирменные цвета, логотип и история.

Вот что получилось в цвете
Вот что получилось в цвете

Эти иллюстрации появились на экранах в сторах. Для нас, дизайнеров, это значило, что маркетинг всё принял и одобрил. А это уже большой шаг вперёд.

Показали, как работаем и, по традиции, цифры
Показали, как работаем и, по традиции, цифры

Тут начались проблемы. Эти иллюстрации рисовали не только для продукта, а всего сразу. Чтобы их адаптировать для разных форматов и экранов приложения, нужны время, силы и небольшая армия иллюстраторов. А у нас этого не было.

При этом иллюстрации со сборщиком, курьером и девушкой уже разошлись по отделам контента, маркетинга и продукта. Ресурсов на прорисовку не было, и получалось странное.

В каких-то коммуникациях курьер превратился в офисного сотрудника, а женщина теряла апельсины. Глубина, история и детали пропали
В каких-то коммуникациях курьер превратился в офисного сотрудника, а женщина теряла апельсины. Глубина, история и детали пропали

Конечно, такой расклад нам не нравился. И мы стали искать другие решения.

Подход 2. Возрождение фруктов и безликие руки

Мы стали рисовать иллюстрации точечно под приложение. Потому что разработка шла вовсю и откладывать дальше уже не получалось.

И тут вспомнили про апельсинчика. Идея с персонажем-маскотом нам понравилась: его можно адаптировать под разные экраны и ситуации. Поэтому мы попробовали прорисовать апельсинчик и даже придумали ему подружку-грушу.

Чтобы сразу примерить иллюстрации в приложение, сосредоточились на zero-скринах. Во-первых, на них можно показать наши ценности. Во-вторых — сгладить впечатление от ошибок или тупиковых сценариев.

 Вместе с zero-скринами прорисовали варианты для профиля, оценки, ошибок, раздела «Любимые» и других
Вместе с zero-скринами прорисовали варианты для профиля, оценки, ошибок, раздела «Любимые» и других

Получилось мило, но плохо сочеталось с образом крупного СберМаркета. От этой идеи пришлось отказаться.

Следующим подходом рисовали руки. Казалось, что идея подходит. Приложение живёт в телефоне, телефон держат в руках.

После недолгих обсуждений поняли, что эта идея тоже плохая. Слишком уже обезличенная, и от рук не было никакой пользы. Думаем дальше.

Подход 3. Маленькие помощники, которые живут в телефоне

В конце концов мы решили поселить в приложение помощников. Они помогают собрать и доставить заказ в оффлайне. Пусть и в онлайне тоже у покупателя будет личный помощник.

Первые наброски помощника в приложении (aka курьер и сборщик)
Первые наброски помощника в приложении (aka курьер и сборщик)

Сначала думали про одного персонажа. Но потом нарисовали двоих — парня и девушку. Это честно, ведь сборщиком и курьером может быть кто угодно. Да и работать в паре проще и веселее.

(Небольшой спойлер: именно с этих персонажей начались подходы к гендерной нейтральности во всём продукте. Потом мы начали прорабатывать иконки и текст. Но об этом расскажем в других статьях).

Наброски, чтобы посмотреть иллюстрации в контексте
Наброски, чтобы посмотреть иллюстрации в контексте

Наброски получились живые, и мы решили добавить цвета. Но в первых цветных экспериментах потерялась пластичность и динамика. Пришлось сделать несколько подходов, пока не нашли свой стиль.

Проработка деталей и цветов — в этом варианте пропала жизнь. Ищем дальше
Проработка деталей и цветов — в этом варианте пропала жизнь. Ищем дальше
А вот тут уже хорошо. Есть фирменные цвета, динамика и стиль
А вот тут уже хорошо. Есть фирменные цвета, динамика и стиль

Иллюстрации по настроению совпали с основной аудиторией покупателей — это молодые люди 20–35 лет. Они покупают онлайн, часто пользуются доставкой и не любят сложности. И мы стараемся им отвечать с заботой и уместным юмором. Например, если что-то ломается, показываем сборщика с головой-ананасом. А у девушки есть перо: она же следит за списком покупок и расписанием доставок, такое лучше записывать.

На этих иллюстрациях решили остановиться. Они подходят по стилю, передают наши ценности и хорошо масштабируются.

Цифры и исследования

Любые изменения в приложении мы всегда тестируем. Так же поступили и с новыми иллюстрациями.

Конечно, нам они нравились. Но понравятся ли большинству пользователей — вопрос хороший,поэтому решили провести side-by-side для основных экранов с иллюстрациями. Сравнивали новые со старым апельсинчиком, безликими иконками и просто текстом (такое у нас тоже встречалось).

Задача простая — нужно выбирать иллюстрацию, которая нравится больше, и сказать почему.

 Персонажи выиграли у безликой иконки. Люди замечали, что они стильные и красивые
Персонажи выиграли у безликой иконки. Люди замечали, что они стильные и красивые
 Здесь вперёд вышел апельсинчик. Респонденты писали, что он интереснее и милее
Здесь вперёд вышел апельсинчик. Респонденты писали, что он интереснее и милее
А вот здесь снова лидирует картинка с маленькими помощниками. 87% из 100%!
А вот здесь снова лидирует картинка с маленькими помощниками. 87% из 100%!

Почти во всех тестах выиграли новые иллюстрации с помощниками. Поэтому мы решили катить их в приложении.

 2 из 3 респондентов отмечали, что новые иллюстрации красивее, привлекательнее и душевнее
2 из 3 респондентов отмечали, что новые иллюстрации красивее, привлекательнее и душевнее

Вместо выводов

Наши иллюстрации появились в СберБанке Онлайн и пару раз засветились в экосистемных проектах. Значит, работу признали, и это приятно.

Конечно, для нового приложения мы сделали не только иллюстрации. Про иконки, организацию дизайн-системы и другие дизайнерские темы — то, что позволяет нам быть самими собой, — расскажем в следующих статьях.

Кстати, если хотите присоединиться к нашему дизайн-комьюнити, присмотритесь к вакансиям. Мы ищем дизайнера в Demand и самовывоз.

Источник: https://habr.com/ru/company/sbermarket/blog/648085/


Интересные статьи

Интересные статьи

Только примерно 20% больных реальной депрессией ищут медицинскую или психологическую помощь, причем большинство из них обращаются к участковым терапевтам и неврологам. Те...
Мы добавили в Android Game SDK библиотеку Oboe C++ для работы со звуком. Она позволяет разрабатывать высокопроизводительные аудиоприложения с низкой задержкой для максима...
Кто ежедневно оказывает влияние на наше поведение? Как благодаря ИТ методы убеждения и манипуляции вышли на новый уровень? Что нужно знать про технологии убеждения, чтобы...
Для этого нам понадобится 1) Действующий account Google Play Developer2) Сервер Linux с предустановленным Docker, в моём случае это Ubuntu 16.043) Установленный Android S...
После участия в сессии State of the Union на WWDC 2019 я решил детально изучить SwiftUI. Я потратил много времени на работу с ним и теперь приступил к разработке реального приложения, которо...