Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Дистанционное обучение — тренд весны-2020. Мы спросили трёх стипендиатов VK Fellowship, участников программы для авторов курсов по программированию и информатике, сложно ли перейти на удалёнку и как этот опыт отразится на системе образования в будущем. Может быть, нужно всё так и оставить?
По словам учителей, важно найти удобную образовательную платформу, продумать вопрос социализации и подружиться с Educational data mining.
Подробности — под катом.
VK Fellowship — это стипендиальная программа для преподавателей из регионов России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), которые создали и используют на практике собственные курсы по программированию. 15 лауреатов 2020 года получат денежный грант в размере 120 тысяч рублей, а также поучаствуют в двух образовательных школах. Приём заявок закроется 17 апреля.
Преподаёт в Высшей школе информационных технологий и автоматизированных систем САФУ. Также разрабатывает КИМы с авторскими задачами по информатике. Разбирает задания второй части ЕГЭ на стримах в своём сообществе ВКонтакте.
Перейти на дистанционное обучение со школьниками можно гладко, если ресурсы серверов позволяют. Это касается всех дисциплин. Через хорошие видеоуроки суть предмета можно донести даже до большего числа учеников, чем на занятиях в аудитории: видео можно смотреть в ускоренном режиме и возвращаться к записи позже. Но у онлайн-обучения есть и недостатки: к сожалению, ученики легко взламывают тестирующие системы коллективным интеллектом — делятся результатами с одноклассниками. Чтобы списывать не получалось, учителю приходится разрабатывать дополнительные варианты — но не все площадки позволяют их разместить.
Со школьниками я делаю стримы, сейчас примерно по часу ежедневно. За это время успеваем разобрать одну задачу ЕГЭ по информатике из сборника Полякова. Хочется добавить ещё по стриму в день по другим задачам экзамена.
Но как преподавателю университета мне сложно переходить на дистанционку. По факту приходится разрабатывать целый курс в новой форме, чтобы опубликовать его на платформе университета. Я делаю это впервые, вникаю во многое на ходу и порой вынужден применять далеко не лучшие решения. При этом за такую работу никто не доплачивает, а моя зарплата — на руки 6 300 рублей в месяц за мои 0,25 ставки. Сейчас требуется сделать полноценный курс по функциональному программированию на F#. Я его читаю первый год. Пока работаем так: ребята выполняют лабораторные, я провожу с ними закрытые стримы.
Если говорить в целом, Минобрнауки обязал университеты сокращать штаты для повышения эффективности. С переводом всех на дистанционное обучение будет проще выполнять заданные KPI: и вузам, и оставшимся преподавателям. Сложнее всего школам и школьникам — для них переход будет очень болезненным.
Достаточно ли будет онлайн-курсов, без школ и кружков, — сложный вопрос в контексте нынешней ситуации. Она может продлиться даже год, если проявятся серьёзные осложнения после инфекции. И поэтому стоит задуматься о социализации — я думаю, она однозначно нужна. Но какой она станет? Воспитание эффективно в группе, и в этом смысле онлайн-встречи не вполне заменяют живое общение. Думаю, мы ещё не понимаем, что потеряем, если социализация будет проходить только в сети.
Но можем и приобрести новое: думаю, это будет связано с Data Science — обработкой массивов данных. Уже есть направление Educational data mining — оно позволяет вычислить, какая форма контента более понятна ученику, а также легко заметить тех, кто списывает.
Учитель информатики в Самарском лицее информационных технологий. Ведёт занятия в бесплатном кружке для школьников, где обучает их языкам Python и C++. Программа рассчитана на три года. Присоединиться к ней могут ученики 6–8 классов, которые проявили себя в олимпиадах или школьном курсе по программированию.
Есть несколько факторов, важных для удалённой учёбы. Первый — дисциплинарный. Ученики не просыпаются к началу занятий, ищут отмазки: сломался комп, не было интернета, родители увезли в деревню. Взрослые тоже не всегда понимают, в чём разница между сидением дома на каникулах и дистанционным обучением. На преодоление этих сложностей уходит много сил и времени. Приходится писать детям и родителям, объяснять и разговаривать.
Второй фактор — интерфейс общения. Для плодотворной работы на уроке нужен фидбэк. Организовать его для каждой группы учеников — это ещё одна проблема. У меня это организовано так:
Хочется, чтобы сред стало меньше, но пока так. Если у ребёнка или родителей принципиальная позиция по каким-то соцсетям, подстраивается учитель.
Третий фактор — при подготовке уроков теперь больше времени уходит на конспект: его нужно написать максимально подробно.
Четвёртый — видеоуроки. Это отличный формат, но чтобы их проводить, нужно гораздо больше подготовки от преподавателя и готовности — от аудитории, чем для обычного занятия. Я использую Google meet, Notebook от SMART Board и графический планшет плюс заготовки рисунков, заданий и прочее.
Пока я успела провести только кружки, так как там аудитория меньше, чем класс, и более сознательная. Всем понравилось, будем продолжать. На следующей неделе буду таким образом вести уроки в десятых классах. Надеюсь, дисциплину поправим к этому времени.
Учитель информатики в лицее-интернате № 1. Разработал базовый курс программирования на языке C++. После обучения школьники могут создать собственный проект на платформе Arduino. Программа не рассчитана на подготовку к олимпиадному программированию: здесь поощряется командная работа, а не соревновательность.
Перевести обучение на «удалёнку» легко, но останется ли оно эффективным — совсем другой вопрос. Программирование — это процесс, творчество. Этому очень сложно научиться с нуля самому. (Не путать со случаем, когда человек уже умеет программировать на одном языке и учится второму.) Поэтому я люблю работать в малых группах, где можно подходить и направлять каждого ученика. Но в онлайне эту связь я потерял — может, со временем получится настроиться.
При этом чтобы перепаковать курс в онлайн-формат, достаточно хорошего подключения к интернету, веб-камеры, микрофона и графического планшета, который будет заменять доску. Сейчас я провожу урок так: ребята подключаются к Discord или jitsi.org, я транслирую свой экран, пишу код, и мы обсуждаем алгоритмы. Планшета сейчас нет, и я страдаю
Пришёл к такому выводу: если нужно дать ученикам какой-то энциклопедический материал — лучше отправить им ссылку, чтобы ребята почитали в удобное им время. А на прямом эфире мы лучше обсудим эту тему и займёмся более сложными вещами. Например, историю вычислительной техники вполне можно отдать на самостоятельное изучение (со ссылкой на правильный канал), а тему «Типы данных» лучше обговорить вживую — там возникает много вопросов. Так что школа вполне может перейти частично в онлайн.
Но при любом формате обучения будут разрабатываться авторские курсы. У каждой такой программы — своя цель и конкретная аудитория обучающихся. Важно, какое оборудование есть в образовательном учреждении, у преподавателей и учеников; значение может иметь даже время года и особенности населённого пункта. Автор учитывает все эти нюансы, выбирает из открытых источников весь материал, который ему подходит, модифицирует его, выстраивает структуру курса и заполняет «белые пятна» в ней. Если просто вдохновиться чьими-то успехами и начать использовать чужой авторский курс — аналогичного результата никогда не достичь. Нужно адаптировать программу.
Это и многое другое из сферы IT-образования мы обсуждали на школах VK Fellowship. Специалисты, которые проводили мастер-классы, показали действительно высокий уровень знаний и навыков — и лично для меня обозначили направления личностного и профессионального развития. Особое спасибо команде VK за ту атмосферу открытости и искренности, которую они создали и поддерживали — все мероприятия были организованы отлично.
По словам учителей, важно найти удобную образовательную платформу, продумать вопрос социализации и подружиться с Educational data mining.
Подробности — под катом.
VK Fellowship — это стипендиальная программа для преподавателей из регионов России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), которые создали и используют на практике собственные курсы по программированию. 15 лауреатов 2020 года получат денежный грант в размере 120 тысяч рублей, а также поучаствуют в двух образовательных школах. Приём заявок закроется 17 апреля.
Алексей Богданов, г. Архангельск
Преподаёт в Высшей школе информационных технологий и автоматизированных систем САФУ. Также разрабатывает КИМы с авторскими задачами по информатике. Разбирает задания второй части ЕГЭ на стримах в своём сообществе ВКонтакте.
Перейти на дистанционное обучение со школьниками можно гладко, если ресурсы серверов позволяют. Это касается всех дисциплин. Через хорошие видеоуроки суть предмета можно донести даже до большего числа учеников, чем на занятиях в аудитории: видео можно смотреть в ускоренном режиме и возвращаться к записи позже. Но у онлайн-обучения есть и недостатки: к сожалению, ученики легко взламывают тестирующие системы коллективным интеллектом — делятся результатами с одноклассниками. Чтобы списывать не получалось, учителю приходится разрабатывать дополнительные варианты — но не все площадки позволяют их разместить.
Со школьниками я делаю стримы, сейчас примерно по часу ежедневно. За это время успеваем разобрать одну задачу ЕГЭ по информатике из сборника Полякова. Хочется добавить ещё по стриму в день по другим задачам экзамена.
Но как преподавателю университета мне сложно переходить на дистанционку. По факту приходится разрабатывать целый курс в новой форме, чтобы опубликовать его на платформе университета. Я делаю это впервые, вникаю во многое на ходу и порой вынужден применять далеко не лучшие решения. При этом за такую работу никто не доплачивает, а моя зарплата — на руки 6 300 рублей в месяц за мои 0,25 ставки. Сейчас требуется сделать полноценный курс по функциональному программированию на F#. Я его читаю первый год. Пока работаем так: ребята выполняют лабораторные, я провожу с ними закрытые стримы.
Если говорить в целом, Минобрнауки обязал университеты сокращать штаты для повышения эффективности. С переводом всех на дистанционное обучение будет проще выполнять заданные KPI: и вузам, и оставшимся преподавателям. Сложнее всего школам и школьникам — для них переход будет очень болезненным.
Достаточно ли будет онлайн-курсов, без школ и кружков, — сложный вопрос в контексте нынешней ситуации. Она может продлиться даже год, если проявятся серьёзные осложнения после инфекции. И поэтому стоит задуматься о социализации — я думаю, она однозначно нужна. Но какой она станет? Воспитание эффективно в группе, и в этом смысле онлайн-встречи не вполне заменяют живое общение. Думаю, мы ещё не понимаем, что потеряем, если социализация будет проходить только в сети.
Но можем и приобрести новое: думаю, это будет связано с Data Science — обработкой массивов данных. Уже есть направление Educational data mining — оно позволяет вычислить, какая форма контента более понятна ученику, а также легко заметить тех, кто списывает.
Марина Панькова, г. Самара
Учитель информатики в Самарском лицее информационных технологий. Ведёт занятия в бесплатном кружке для школьников, где обучает их языкам Python и C++. Программа рассчитана на три года. Присоединиться к ней могут ученики 6–8 классов, которые проявили себя в олимпиадах или школьном курсе по программированию.
Есть несколько факторов, важных для удалённой учёбы. Первый — дисциплинарный. Ученики не просыпаются к началу занятий, ищут отмазки: сломался комп, не было интернета, родители увезли в деревню. Взрослые тоже не всегда понимают, в чём разница между сидением дома на каникулах и дистанционным обучением. На преодоление этих сложностей уходит много сил и времени. Приходится писать детям и родителям, объяснять и разговаривать.
Второй фактор — интерфейс общения. Для плодотворной работы на уроке нужен фидбэк. Организовать его для каждой группы учеников — это ещё одна проблема. У меня это организовано так:
- есть контакты и беседы ВКонтакте по классам и по кружку программирования;
- есть дети, которых нет в VK. Для них всё дублирую в группу в Telegram;
- для 7 класса — беседа с учителями-предметниками в «ТамТам»;
- для кружка 6–7 класса — группа в Viber;
- есть сиcтема Moodle — туда я выкладываю уроки, а ученики присылают решения;
- некоторые задания мне присылают на почту;
- и есть автоматические проверяющие системы Informatics и Codeforces — там я даю контесты для старших и для ребят из кружков.
Хочется, чтобы сред стало меньше, но пока так. Если у ребёнка или родителей принципиальная позиция по каким-то соцсетям, подстраивается учитель.
Третий фактор — при подготовке уроков теперь больше времени уходит на конспект: его нужно написать максимально подробно.
Четвёртый — видеоуроки. Это отличный формат, но чтобы их проводить, нужно гораздо больше подготовки от преподавателя и готовности — от аудитории, чем для обычного занятия. Я использую Google meet, Notebook от SMART Board и графический планшет плюс заготовки рисунков, заданий и прочее.
Пока я успела провести только кружки, так как там аудитория меньше, чем класс, и более сознательная. Всем понравилось, будем продолжать. На следующей неделе буду таким образом вести уроки в десятых классах. Надеюсь, дисциплину поправим к этому времени.
Данил Нафиков, г. Альметьевск, Республика Татарстан
Учитель информатики в лицее-интернате № 1. Разработал базовый курс программирования на языке C++. После обучения школьники могут создать собственный проект на платформе Arduino. Программа не рассчитана на подготовку к олимпиадному программированию: здесь поощряется командная работа, а не соревновательность.
Перевести обучение на «удалёнку» легко, но останется ли оно эффективным — совсем другой вопрос. Программирование — это процесс, творчество. Этому очень сложно научиться с нуля самому. (Не путать со случаем, когда человек уже умеет программировать на одном языке и учится второму.) Поэтому я люблю работать в малых группах, где можно подходить и направлять каждого ученика. Но в онлайне эту связь я потерял — может, со временем получится настроиться.
При этом чтобы перепаковать курс в онлайн-формат, достаточно хорошего подключения к интернету, веб-камеры, микрофона и графического планшета, который будет заменять доску. Сейчас я провожу урок так: ребята подключаются к Discord или jitsi.org, я транслирую свой экран, пишу код, и мы обсуждаем алгоритмы. Планшета сейчас нет, и я страдаю
Пришёл к такому выводу: если нужно дать ученикам какой-то энциклопедический материал — лучше отправить им ссылку, чтобы ребята почитали в удобное им время. А на прямом эфире мы лучше обсудим эту тему и займёмся более сложными вещами. Например, историю вычислительной техники вполне можно отдать на самостоятельное изучение (со ссылкой на правильный канал), а тему «Типы данных» лучше обговорить вживую — там возникает много вопросов. Так что школа вполне может перейти частично в онлайн.
Но при любом формате обучения будут разрабатываться авторские курсы. У каждой такой программы — своя цель и конкретная аудитория обучающихся. Важно, какое оборудование есть в образовательном учреждении, у преподавателей и учеников; значение может иметь даже время года и особенности населённого пункта. Автор учитывает все эти нюансы, выбирает из открытых источников весь материал, который ему подходит, модифицирует его, выстраивает структуру курса и заполняет «белые пятна» в ней. Если просто вдохновиться чьими-то успехами и начать использовать чужой авторский курс — аналогичного результата никогда не достичь. Нужно адаптировать программу.
Это и многое другое из сферы IT-образования мы обсуждали на школах VK Fellowship. Специалисты, которые проводили мастер-классы, показали действительно высокий уровень знаний и навыков — и лично для меня обозначили направления личностного и профессионального развития. Особое спасибо команде VK за ту атмосферу открытости и искренности, которую они создали и поддерживали — все мероприятия были организованы отлично.
Если вы тоже преподаёте программирование или информатику по собственному авторскому курсу — примите участие VK Fellowship 2020. Приём заявок закроется уже в эту пятницу — заполните анкету или расскажите о программе преподавателю, в которого верите!