Стресс-менеджмент через призму когнитивно-поведенческой терапии

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Когда речь заходит о каких-либо софт-скиллз, в названии которых есть слово "менеджмент", будь то тайм-менеджмент, тим-менеджмент, энерджи-менеджмент или стресс-менеджмент, то зачастую развитие этого навыка больше напоминает карго-культ: божественные создания на не менее божественных железных птицах (тренера) несут необразованным аборигенам (слушателям/участникам тренинга) дары знаний (великую пользу мягких навыков), которые те пытаются воспроизвести, копируя внешнюю часть, но не понимая содержание.

Ка́рго-культ, или культ ка́рго (от англ. cargo cult — поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления», а также может служить иллюстрирующим примером к третьему «закону Кларка».

И дальше развитие идет по одному из трех сценариев:
1) На эффекте Плацебо человек чувствует улучшение и соблюдение данных практик превращается из навыка в религию;
2) Человек устает и разочаровывается во всех этой истории, отказываясь от неё;
3) Делает вывод, что недоучился и продолжает образование.

Так как во время моего обучения в университете все эти "менеджменты" были на пике моды, то каждый преподаватель считал своим долгом донести до нас, молодой поросли, эти ценные умения. Больше это принесло вреда или пользы - сложно сказать. Но точно дало толчок к пересмотру идее стресс-менеджмента и отходу от типовых упражнений в пользу индивидуального подхода.

Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы "через голову". Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Дисклеймер 2: Весьма вероятно, что для людей погруженных в тему это будет достаточно понятно и очевидно. Остальные же с высокой вероятностью извлекут пользу из материала.

Сперва определимся с понятием стресса. Если переводить с научного на человеческий, то стресс - это нормальная реакция на любые раздражители, нарушающие равновесие организма (человека в частности). Стресс напрямую связан с механизмами адаптации.
Не будет стресса - не будет адаптации. При этом, речь идет как о физиологическом стрессе, так и о психологическом.

Физиологический стресс - он более простой и однозначный (но не менее значимый). Для примера возьмем один вид - температурный стресс. Как понятно из названия, этот вид стресса вызван изменением температуры среды, отличной от нормальной (читай, комфортной) для человека.

Ситуация для визуализации: вы хотите выпить чаю. Приходите на кухню и трогаете чайник, который оказывается горячим. Вы чувствуете жар и отдергиваете руку. Дискомфортные или болезненные ощущения, сопровождающие отдёргивание руки, являются одним из проявлений стресса. При этом, в голове формируется связь "чайник - боль - опасность". И эта связь имеет право на жизнь, так как она объективна, понятна и однозначна.

Гораздо интереснее, когда мы говорим про стрессе психологическом. Ведь его вызывают факторы, которые напрямую не меняют наше физиологическое равновесие (гомеостаз). Тогда как они вызывают стресс? Здесь нам нужно обратиться к теории знаков.

Знак в психологии - материальный отражаемый феномен, познаваемый как заменитель, иногда как символ основного феномена. Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

В нашем мире достаточно много вполне однозначных знаков, простите за тавтологию, которые большинство людей воспринимает и интерпретирует плюс-минус одинаково. Допустим, вы хотите перейти дорогу с оживленным движением, по которой с большой скоростью едут автомобили. Вероятно, если вы предпримите такую попытку, то либо вам будет плохо, либо не будет вообще никак. Если бы человек реагировал исключительно на биотические (значимые на физиологическом уровне) стимулы среды, то дорогу нужно было бы сперва попробовать "на вкус" и, если бы после этого организм выжил, то в дальнейшем сформировалась бы связь "дорога - боль - опасность".

Но так как человек обладает развитой психикой и может оперировать знаками, то чуть более ста лет назад люди придумали светофоры в современном их виде, которые на абиотическом (не значимом на физиологическом уровне) стимуле в виде красной лампочки устанавливают для нас связь "красный свет - дорога - боль - опасность". Благодаря этому мы имеем представление об опасности, не проверяя её на себе.

Но этот подход работает на достаточном уровне эффективности только при одном условии - единым пониманием знака абсолютным большинством людей. И если в организации дорожного движения и ряде общеупотребительных пиктограмм цифровой среде эта определенность есть, то язык, являясь такой же знаковой системы, этой высокой определенностью не обладает. Тем более, когда речь идет не о специализированном профессиональном лексиконе, а общеупотребительных словах, базовом словарном запасе.

А мы понимаем, что как только появляется вариативность интерпретации, то от этого будет расширяться и вариативность реакции (в том числе и стрессовой).

Для наглядной демонстрации данного процесса, сделайте следующее:
1) Закройте глаза
2) Представьте себе ёлку
3) Сконцентрируйтесь на деталях

Сделали? Представили? Хорошо, тогда ответьте на следующие вопросы:
1) Как ёлка выглядит?
2) Где она стоит?
3) Есть ли на ней что-то?
4) Какое время года?
5) Какие у неё характеристики? (колючесть, старость, разлапистость и т.д.)

Варианты можете написать в комментариях, чтобы сопоставить мнения. По опыту проведения этого упражнения могу сказать, что даже столь понятное всем с детства слово каждый интерпретирует по-своему. Несколько человек даже подумали о певице Ёлке, если кто еще помнит такую.

А таких слов - вагон и маленькая тележка. И я даже молчу про то, что в своей речи мы используем абстрактные субъективные оценочные понятия как "много", "мало", "достаточно", "большой", "маленький", "старый" и так далее. Возникает парадокс - по идее, большое количество слов должно вносить ясность, а в действительности зачастую лишь увеличивает количество возможных интерпретаций.

А теперь давайте подробнее разберем процесс устной коммуникации как передачи информации. Его можно разбить на несколько этапов:

1) В голове коммуникатора (человека, который передаёт информацию) рождается некая мысль/чувство;
2) Эта мысль/чувство оформляется в некий образ, выстроенный на основе индивидуального опыта, который можно передать;
3) Исходя из своего словарного запаса и особенностей языка, коммуникатор, огрубляя, упрощая и придавая лишние оттенки, оформляет образ в знаковую систему своего языка;
4) Затем, с поправкой на несовершенство речевого аппарата, информация озвучивается;
5) Рецепиент (человек, который получает информацию) принимает информацию с поправкой на несовершенство слухового аппарата;
6) Принятую информацию рецепиент пытается интерпретировать, исходя из своего опыта, особенностей культуры и мышления;
7) По итогу у рецепиента формируется в голове мыль/чувство, аналогичная мысли/чувству коммуникатора (гипотетически, но далеко не всегда, а точнее, почти никогда).

При чем же тут стресс-менеджмент, спросите вы. Как мы вообще оказались в речевом аппарате? Сейчас протянем нить рассуждений.

В психологии есть одно правило - мы можем работать только с клиентом и не можем выходить за пределы личности (если речь идет про индивидуальную терапию). Так как стресс вызывается неадекватной интерпретацией стимула, то говорить мы можем только про рецепиента.

Следовательно, пункты с 1 по 4 отсекаются по данному признаку. Пункт 5 отсекается, так как это физиология, а не психология. Остаются пункты 6 и 7. Но так как пункт 7 является прямым следствием пункта 6, то и работа психолога заключается именно в этой части.

И здесь мы приходим к сути стресс-менеджмента при взгляде через призму КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) - выявление и исправление дезадаптивных установок, влияющих на неадекватную интерпретацию знаков.

Остается дело за малым - найти способ или способы:
1) Выявления дезадаптивных установок;
2) Их исправления;
3) Закрепления результата.

Этим инструментом я уже делился в одной из статей, но приведу его еще раз. Это когнитивная схема - по факту, последовательность вопросов, которая позволяет обработать "сырую" мысль до адекватного состояния.

Первая схема будет до смешного проста, вам нужно просто поставить вместо Х событие, которое вызывает у вас тревогу и заполнить следующую таблицу. Важный момент, второй столбик нужно заполнять тем, что первое приходит в голову.:

Попробуйте быть достаточно откровенным с собой, чтобы не пытаться рационализировать свои ответы, это будет скрывать от вас истинные особенности мышления, которые и вызывают у вас стресс.

Если же в такой краткой форме ответ не находится, то вводите в бой тяжелую артиллерию:

Как показывает практика, для оперативной самопомощи, чтобы в моменте быть "самому себе психологом", этого вполне достаточно. Данные таблицы помогают немного "замедлить" мышление и поймать деструктивную установку. Если же это не срабатывает, то имеет смысл обратиться к специалисту, так как не всегда мы сами можем как освоить инструмент, так и просто быть честными с собой.

Относитесь критически к своему мышлению и отбрасывайте лишние убеждения. Ваша жизнь будет чуть спокойнее и счастливее.

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy

Источник: https://habr.com/ru/post/683490/


Интересные статьи

Интересные статьи

Введение Amplitude как инструмент продуктовой аналитики очень хорошо зарекомендовал себя благодаря несложной настройке событий и гибкости визуализаций. И нередко возникает потребност...
В прошлом посте я провел «обзорную экскурсию» по методам повышения привилегий в ОС Linux. Сегодня разбираю вектор повышения привилегий через небезопасные разрешения SUID/SGID. Поэтому...
Как-то у нас исторически сложилось, что Менеджеры сидят в Битрикс КП, а Разработчики в Jira. Менеджеры привыкли ставить и решать задачи через КП, Разработчики — через Джиру.
Задача: Есть ПК без интернета но есть возможность перекинуть файл по USB. Есть планшет с интернетом с которого этот файл можно перекинуть. На планшет можно скачать нужный торрент но не достато...
Однажды, в понедельник, мне пришла в голову мысль — "а покопаюсь ка я в новом ядре" (новым относительно, но об этом позже). Мысль не появилась на ровном месте, а предпосылками для нее стали: ...