Судебные дела в DataNewton — как опыт работы юристом помог сделать новый сервис

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Всем привет!
Меня зовут Пётр и я слежу за качеством DataNewton на протяжении всего жизненного цикла продукта.

В свою бытность, до того как я стал шарообразным и вкатился в IT, я прошел долгий и длинный карьерный путь к позиции руководителя юридического отдела. И когда мы, в DataNewton, решили сделать удобный для юристов поиск по судебным делам, я понял, что настало мое время.

В этой статье я хочу рассказать что мы сделали, зачем мы это сделали и почему это действительно удобно.

Автор статьи, бегу марафон за команду Datanomica
Автор статьи, бегу марафон за команду Datanomica

Электронное правосудие vs Судебные дела в DataNewton

Появление системы «Электронное правосудие» помогло сэкономить российским юристам тысячи часов рабочего времени. Система позволяла подавать документы в электронном виде, отслеживать судебные дела, искать судебную практику и т.п.

Явный недочет «Электронного правосудия» — отсутствие современного поиска по сторонам спора и фильтров, которые максимально сужают воронку поиска и сортировки, чтобы получать нужный результат. Адекватно поиск работает только по номеру дела. Причем номер дела можно указать только один. Поиск по ИНН, ОГРН или просто наименованию участника спора не дает релевантного результата. 

Например, при вводе в поле ИНН Сбербанка (7707083893), саджест предложит вам несколько субъектов для выбора и если выбрать непосредственно ПАО Сбербанк России, то окажется, что в картотеке менее двух сотен дел.

Ситуация когда при вводе одного ИНН может быть несколько результатов показалась мне и моим коллегам из DataNewton странной. Поэтому мы решили реализовать по настоящему удобный (и бесплатный) поиск по арбитражным делам в нашем сервисе. Например, DataNewton находит у Сбербанка более 86 тысяч дел и делает это быстро — поиск всех 86к дел Сбербанка занимает не более 4 секунд.

В качестве источника данных по арбитражным делам мы используем ГМЦ Росстата. Это значит, что DataNewton использует тот же объем данных, что государственный орган статистики. Мы внимательно следим за актуальностью отдаваемых пользователям данных и производим обновление сервиса в тот же день, когда получаем данные.

Итак, давайте посмотрим, что умеет наш сервис на примере Сбербанка.

Статистика

Блок содержит распределение по годам и ролям — истец или ответчик. Помогает с первого взгляда оценить общее количество судебных дел и их сумму (если иски подлежат оценке в деньгах) в разрезе лет.

В статистике не отображаются судебные дела, в которых компания участвует в качестве третьего или заинтересованного лица, т.к. мы считаем, что чаще всего это не несет потенциальный рисков. 

В блоке «Статистика» можно просмотреть все судебные дела или только активные или завершенные
В блоке «Статистика» можно просмотреть все судебные дела или только активные или завершенные

Карточка дела

В карточке показываем атрибуты судебных дел:

  • номер дела по первой инстанции;

  • дату регистрации дела в суде первой инстанции;

  • категорию спора в судебно-правовой классификации;

  • стороны спора;

  • выдержки из процессуальных документов с указанием судебной инстанции,  даты документа и резолютивной части;

  • процессуальный статус судебного дела.

Карточка судебного дела начинается с номера дела в суде первой инстанции. Например, Арбитражном суде города Москвы или Краснодарского края. Номер дела — кликабельный. По клику можно перейти в карточку дела в Картотеке арбитражных дел для детального изучения дела.

Дата в карточке — дата регистрации искового заявления в суде первой инстанции. Ниже указываем категорию спора, сумму исковых требований и статус дела.

Стороны спора перечисляются в таком порядке: сначала все истцы, затем все ответчики, затем все третьи и иные лица. Инстанции перечисляются в порядке иерархии судов. Если дело дошло до кассации, то вверху будет суд кассационной инстанции, ниже апелляционной, еще ниже суд первой инстанции.

Под каждой инстанцией указывается перечень судебных документов. Видимый в карточке документ — это самый последний документ, который был принят судом. Если кликнуть на кнопку «Остальные документы», то строка раскроется и станут доступны другие процессуальные документы этой инстанции. Документы отсортированы в календарном порядке, что поможет восстановить хронологию рассмотрения дела.

В сервисе предусмотрены инструменты поиска и фильтрации данных, чтобы функционалом было удобно пользоваться
В сервисе предусмотрены инструменты поиска и фильтрации данных, чтобы функционалом было удобно пользоваться

Фильтры

В помощь для анализа и структурирования информации мы разработали 7 видов фильтров.

Фильтр по номеру или стороне

Номер арбитражного дела в суде первой инстанции является уникальным и не повторяется. Номер имеет следующую структуру:

А40-14618/2023, где

— А40 — индекс инстанции. Всегда начинается с буквы А (арбитражный) и далее, без пробела, следует порядковый номер арбитражного суда первой инстанции.

— После индекса инстанции, через дефис указывается номер дела (14618), который присвоили в суде первой инстанции.

— Через слэш, указывается год (2023), в котором дело было зарегистрировано в суде первой инстанции.

При помощи фильтра можно найти судебное дело по его номеру или только по части номера. Также можно найти участника спора по части или полному наименованию организации.

Если нужно найти среди десятков тысяч дел Сбербанка только те, которые по первой инстанции рассматривались в Арбитражном суде г. Москвы, то в качестве фильтра можно использовать только индекс суда в арбитражной системе, т.е. А40. Также можно найти все дела, которые приняты Арбитражным судом г. Москвы к производству в 2021 году. Фильтр по индексу суда и году — А40 /2021.

Поиск по участникам спора полезен при поиске в банкротных делах, где количество участников дела достигает нескольких сотен. Ориентироваться в таком количестве бывает сложно.

Фильтр по номеру дела или стороне
Фильтр по номеру дела или стороне

Фильтр по сумме

Для оценки рисков важно учитывать не столько количество судебных дел имеющихся у компании, сколько их общую стоимостью. Цена одного крупного иска в оценке гораздо важнее цены нескольких мелких исков (вроде взыскания штрафов ФСС). Установив нижний порог суммы можно получить только имеющие значение судебные дела.

Фильтр по сумме
Фильтр по сумме

Фильтр по статусу дела

Позволяет отделить открытые дела от завершенных. Довольно часто дью-дилидженс не учитывает завершенные судебные дела. Но если важно убедиться, что дело завершено не только в процессуальном, но и исполнительном порядке, то можно воспользоваться вкладкой Долги.

На вкладке Долги мы учитываем частичные погашения долгов по исполнительным производствам. Если исполнительный лист выданный в рамках завершенного арбитражного спора не погашен полностью, то это можно увидеть на странице нашего сервиса.

Фильтр по статусу дела
Фильтр по статусу дела

Фильтр по дате

Под датой понимается дата регистрации дела в суде первой инстанции. Можно установить диапазон, чтобы понять сколько судебных дел было заведено в интересующем периоде. Используя совместно с другими фильтрами — провести аналитику и наметить тенденции.

Фильтр по дате
Фильтр по дате

Фильтр по ролям

Если фильтр по участникам спора позволяет найти конкретного участника, то этот фильтр покажет только те судебные дела, в которых рассматриваемая компания выступала в определенной роли. При совместном использовании с другими фильтрами, например с фильтром по дате, позволяет вычислять закономерности.

Фильтр по ролям
Фильтр по ролям

Фильтр по категориям дела

Специальный фильтр для юристов, позволяющий проводить детальный анализ судебных споров и при этом не искать их в ворохе картотеки арбитражных дел. 

Фильтр по категориям дела
Фильтр по категориям дела

Кейсы использования

Кроме стандартных сценариев использования фильтров, вроде «найти все дела где ЮЛ ответчик» или «найти все незавершенные дела», при комбинации фильтров возможна реализация следующих кейсов:

  • найти все незавершенные дела на текущий момент с суммой больше 0 и ЮЛ в роли ответчика для оценки размеров возможной кредиторской задолженности;

  • найти все банкротные дела, в которых участвует ЮЛ, с целью оценки размера дебиторской задолженности которая с высокой долей вероятности не будет погашена и пойдет в убыток;

  • поиск незавершенных дел в роли ответчика с суммой кредиторской задолженности превышающей объем активов ЮЛ для оценки рисков возможного возбуждения исполнительного производства и ареста счетов;

  • просмотр количества судебных дел с распределением по годам в роли ответчика. Ежегодное увеличение количества судебных дел, как правило, свидетельствует о нестабильном финансовом положении ЮЛ.

PS Как человек, который работал юристом несколько лет, могу сказать, что у нас получилось создать сервис с очень удобным функционалом.

Пока мы делали сервис лучше, появились идеи как улучшить улучшения, поэтому будем продолжать делать наш сервис лучше во всех отношениях. Например, выделить поиск по номерам судебных дел в новую фичу.

Как думаете, нам удалось сделать сервис удобным? Будем рады комментариям пользователей, особенно юристов;)

Источник: https://habr.com/ru/companies/datanomica/articles/758826/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет! Меня зовут Владимир, я продуктовый аналитик в международной компании сервиса такси и автор телеграм-канала Data New Gold. Сейчас я использую 20+ чатов с ChatGPT, в которых общаюсь с нейросетью...
Привет, Хабр!В JetBrains стартовал новый релизный год: все наши десктопные продукты обновились или обновятся в самое ближайшее время. Сегодня мы хотим поговорить о CLion ...
Однажды нам поступил интересный заказ на разработку и производство партии контроллеров для управления элементами наружной рекламы (ЭНР). Они должны были устанавливаться в аптеках о...
Хотите узнать мнение организаторов «Цифрового прорыва» о том, как прошел конкурс? В этом посте не будет ничего про масштабы, книгу рекордов, первых лиц, неповторимые решения и безупречную организ...
Что значит правильнее — стабильнее, отказоустойчивее, более легко понятнее — быстрый вход, быстровостанавливаемый в случае ошибки или краха, с правильными метриками и алертами на все. Почему н...