Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Довольно часто на практике попадается класс задач, когда требуется обойти какую-то структуру или преобразовать формат данных из одного в другой. И в самом общем случае выполнение таких действий приводит к большому числу проверок и аллокаций памяти. Одним из примеров является парсинг JSON. При этом схема данных обычно задана, и мы ожидаем данные вполне определенного формата.
Мой рассказ будет посвящен кодогенерации — подходу, который обычно позволяет ускорить работу алгоритма и избавиться от излишних проверок и аллокаций.
При работе с компилируемыми языками мы переносим часть работы из рантайма на стадию компиляции и получаем программу, которая способна очень быстро выполнять нашу специализированную задачу. Много материала про кодогенерацию уже написано. Сразу вспоминается язык Go, хотя это, конечно, не единственный пример — в каждом языке возникают задачи, связанные с маршаллингом, парсингом и т.д. Я буду рассказывать про то, что ближе мне — про использование кодогенерации при разработке приложений на Tarantool. При этом в отличие от компилируемых языков нам не потребуется производить перекомпиляцию кода в случае изменения каких-либо параметров — всё будет происходить прямо в рантайме.
Немного про Tarantool и LuaJIT
Tarantool — это платформа для in-memory вычислений — флакон, объединяющий сервер приложений и базу данных. Сам Tarantool написан на языке С, но пользователь может работать с ним с помощью языка Lua. А если совсем точно, то одной из его реализаций — LuaJIT — не с просто интерпретатором, а ещё и с поддержкой и JIT-компиляции. И часто при работе возникают задачи по трансформации сущностей при записи в базу или после извлечения из неё, а также их валидации на соответствие схеме, заданной пользователем. Типичный подход для решения этой и схожих задач — написание функций для преобразования данных. Эти функции не привязаны к конкретной схеме и зачастую представляют из себя набор замыканий. Однако не стоит забывать, что мы работаем с LuaJIT языком, который способен компилировать и достаточно быстро выполнять "горячие" участки кода.
Но, к сожалению, не всё подряд может быть скомпилировано, у платформы есть ряд ограничений — это так называемые NYI (Not yet implemented) функции. Кроме того, работа с данными активно использует дополнительные структуры — массивы и хэш-мапы. В Lua они представлены общим типом данных — "table" (таблица). Перед нами две основные проблемы — использование части функций серьезно влияет на производительность, а избыточное использование вспомогательных структур приводит к излишней нагрузке на GC, с которым у и Lua 5.1, и у LuaJIT проблемы. Поэтому задача — написание кода, который сможет быть скомпилирован LuaJIT, и будет приводить к минимально возможному количеству аллокаций.
К реальным задачам
Данный подход мы будем разбирать на реальном примере, на примере модуля CRUD. Задача данного модуля — это упрощение работы с шардированными данными. То есть данные распределены между несколькими стораджами (инстансами Tarantool, хранящими данные), и мы, обращаясь к ним через роутер (по сути, клиент), не хотим задумываться, на каком именно из стораджей лежат интересующие нас данные, а просто указываем условие поиска, и модуль возвращает нам уже готовые данные. Немного про хранение. Tarantool хранит данные в спейсах (spaces) — аналог таблиц в реляционных БД. Единица хранения — кортеж (tuple) — массив заданных нами значений. При этом нам привычно работать именно с Lua-таблицами — обращаться к полю по названию, а не по номеру в кортеже. В качестве аналогии можно привести формат JSON. Обычно именно в таком формате поступают данные из внешних систем — которые затем парсятся в Lua-таблицы, "сплющиваются" и сохраняются в базу. Соответственно типичными для тарантула операциями являются так называемый "флаттенинг" (flatten) и "анфлаттенинг" (unflatten) — получение из луа-таблицы плоского тапла и наоборот. И в частном случае пользователь может написать руками все эти операции.
-- Создаем space - аналог таблицы в реляционных БД
box.schema.space.create('data')
-- Создаем первичный ключ
box.space.data:create_index('primary_key')
-- Попробуем вставить в наш space следующий объект
object = { id = 1, key = "key", value = "value" }
-- Выполняем "сплющивание" объекта - flatten
tuple = {object["id"], object["key"], object["value"]}
-- Единицей хранение в Tarantool является tuple - кортеж из значений
box.space.data:insert(tuple)
-- После сохранения мы можем достать наш объект по первичному ключу
tuple = box.space.data:get({1})
-- Преобразуем объект в исходное состояние - unflatten
object = {
id = tuple[1],
key = tuple[2],
value = tuple[3],
}
Здесь мы явно захардкодили порядок полей в спейсе. Однако в общем случае схема задается извне некоторым форматом, и мы пишем простенькие функции, которые занимаются трансформацией объекта в соответствии с этим форматом. Модуль CRUD, как и сам Tarantool, имеет функцию replace
— она точно также вставляет кортеж в базу. Для упрощения жизни пользователям была также добавлена функция replace_object
— которая принимает объект, преобразует в плоский вид в соответствии с форматом спейса, а затем уже сохраняет.
Ближе к коду и измерению производительности
Перед тем, как перейти к демонстрации кода, давайте рассмотрим бенчмарк, с помощью которого мы будем оценивать производительность нашего кода. Состоять он будет из нескольких файлов. Входные данные:
-- test_data.lua
-- Формат - 8 строковых полей + bucket_id
-- (специальное поле, необходимое при шардировании данных).
local format = {
{name = 'field1', type = 'string', is_nullable = false},
{name = 'field2', type = 'string', is_nullable = false},
{name = 'field3', type = 'string', is_nullable = false},
{name = 'field4', type = 'string', is_nullable = false},
{name = 'field5', type = 'string', is_nullable = false},
{name = 'field6', type = 'string', is_nullable = false},
{name = 'field7', type = 'string', is_nullable = false},
{name = 'field8', type = 'string', is_nullable = false},
{name = 'bucket_id', type = 'unsigned', is_nullable = false},
}
-- Объект необходимого формата
local data = {
field1 = 'string1',
field2 = 'string2',
field3 = 'string3',
field4 = 'string4',
field5 = 'string5',
field6 = 'string6',
field7 = 'string7',
field8 = 'string8',
bucket_id = nil,
}
return {
format = format,
data = data,
}
Функция, замеряющая время выполнения нашего кода.
-- bench.lua
-- Замеряем, сколько времени займет 1 миллион итераций
local clock = require('clock')
local count = 1e6
local function run(f, ...)
local start = clock.time()
for _ = 1, count do
f(...)
end
return clock.time() - start
end
return {
run = run,
}
И входная точка, исполняемый файл, в который поочередно можно будет добавлять тесты:
#!/usr/bin/env tarantool
-- init.lua
local bench = require('bench')
local test_data = require('test_data')
-- Это наш первый тест
local naive = require('naive')
local res = bench.run(naive.flatten, test_data.data, test_data.format, 1)
print(string.format('Naive result: %0.3f s', res))
-- После добавления нужного модуля, мы раскомментируем каждый фрагмент.
-- local code_gen_v1 = require('code_gen_v1')
-- local res = bench.run(code_gen_v1.flatten, test_data.data, test_data.format, 1)
-- print(string.format('code_gen_v1 result: %0.3f s', res))
-- local code_gen_v2 = require('code_gen_v2')
-- local res = bench.run(code_gen_v2.flatten, test_data.data, test_data.format, 1)
-- print(string.format('code_gen_v2 result: %0.3f s', res))
Давайте рассмотрим, как раньше выполнялось данное преобразование — самый наивный подход:
-- naive.lua
local system_fields = { bucket_id = true }
local function flatten(object, space_format, bucket_id)
if object == nil then return nil end
local tuple = {}
local fieldnames = {}
for fieldno, field_format in ipairs(space_format) do
local fieldname = field_format.name
local value = object[fieldname]
if not system_fields[fieldname] then
if not field_format.is_nullable and value == nil then
return nil, string.format("Field %q isn't nullable", fieldname)
end
end
if bucket_id ~= nil and fieldname == 'bucket_id' then
value = bucket_id
end
tuple[fieldno] = value
fieldnames[fieldname] = true
end
for fieldname in pairs(object) do
if not fieldnames[fieldname] then
return nil, string.format("Unknown field %q is specified", fieldname)
end
end
return tuple
end
return {
flatten = flatten,
}
Пример слегка упрощен. Но стоит заметить несколько вещей:
При каждом запросе мы пересоздаем таблицу "fieldnames", содержащую поля формата. Необходима для проверки, что наш объект не содержит лишних полей (и без кодогенерации её следовало бы как-то закэшировать).
Обходим весь объект в соответствии с форматом. При этом формат нам известен и меняется достаточно редко. Это одна из предпосылок для использования кодогенерации.
Запускаем:
➜ tarantool init.lua
Naive result: 1.109 s
На моём ноутбуке этот тест выполнился за 1 секунду.
Теперь попробуем написать функцию, которая развернет нам цикл. Объект же продолжит обрабатываться в соответствии с форматом.
-- code_gen_v1.lua
-- Небольшой хелпер для работы со строками
local function append(lines, s, ...)
table.insert(lines, string.format(s, ...))
end
-- Кэш, где ключ - таблица с "форматом", а значение - функция флаттенинга.
-- Для простоты считаем, что формат не меняется, не занимаемся инвалидацией кэша.
local cache = {}
local function flatten(object, space_format, bucket_id)
-- В случае если функция уже сгенерирована,
-- берем её из кэша. Иначе приступаем к кодогенерации.
local fun = cache[space_format]
if fun ~= nil then
return fun(object, bucket_id)
end
-- Будем "готовить" наш код построчно и сохранять в массив lines.
local lines = {}
append(lines, 'local object, bucket_id = ...')
append(lines, 'local result = {}')
for i, field in ipairs(space_format) do
if field.name ~= 'bucket_id' then
append(lines, 'result[%d] = object[%q]', i, field.name)
else
append(lines, 'result[%d] = bucket_id', i)
end
end
append(lines, 'return result')
-- Конкатенируем элементы массива, чтобы получить полный текст функции.
local code = table.concat(lines, '\n')
-- Раскомментриуйте, чтобы увидеть результат
-- print(code)
-- С помощью функции "load" преобразуем текст функции в саму функцию
fun = assert(load(code))
cache[space_format] = fun
return fun(object, bucket_id)
end
return {
flatten = flatten,
}
В результате выполнения получим следующий код:
local object, bucket_id = ...
local result = {}
result[1] = object["field1"]
result[2] = object["field2"]
result[3] = object["field3"]
result[4] = object["field4"]
result[5] = object["field5"]
result[6] = object["field6"]
result[7] = object["field7"]
result[8] = object["field8"]
result[9] = bucket_id
return result
Это самая простая реализация флаттенинга без дополнительных проверок и оптимизаций, но уже тут мы получили выигрыш в 3 раза по скорости.
Что еще мы можем улучшить? В самом начале сгенерированного кода мы создаем таблицу result и постепенно её заполняем. Такой подход приводит к неоднократным реаллокациям, что плохо и довольно бессмысленно — ведь размер таблицы известен заранее. Давайте учтём это и поменяем строку append(lines, 'local result = {}')
на append(lines, 'local result = {%s}', string.rep('box.NULL,', #space_format))
. Так мы сразу создадим массив нужного нам размера — local result = {box.NULL, ..., box.NULL}
. Запуск бенчмарка выдает 0.2 секунды.
Давайте попробуем улучшить код так, чтобы сгенерированный код проходил тесты модуля CRUD. Для этого нам не хватает валидации.
-- code_gen_v2.lua
local function append(lines, s, ...)
table.insert(lines, string.format(s, ...))
end
local cache = setmetatable({}, {__mode = 'k'})
local function flatten(object, space_format, bucket_id)
local fun = cache[space_format]
if fun ~= nil then
return fun(object, bucket_id)
end
local lines = {}
append(lines, 'local object, bucket_id = ...')
append(lines, 'for k in pairs(object) do')
append(lines, ' if fieldmap[k] == nil then')
append(lines, ' return nil, format(\'Unknown field %%q is specified\', k)')
append(lines, ' end')
append(lines, 'end')
local len = #space_format
append(lines, 'local result = {%s}', string.rep('NULL,', len))
local fieldmap = {}
for i, field in ipairs(space_format) do
fieldmap[field.name] = true
if field.name ~= 'bucket_id' then
if field.is_nullable ~= true then
append(lines, 'if object[%q] == nil then', field.name)
append(lines, ' return nil, \'Field %q isn\\\'t nullable\'', field.name)
append(lines, 'end')
end
append(lines, 'result[%d] = object[%q]', i, field.name)
else
append(lines, 'if bucket_id ~= nil then')
append(lines, ' result[%d] = bucket_id', i, field.name)
append(lines, 'else')
append(lines, ' result[%d] = object[%q]', i, field.name)
append(lines, 'end')
end
end
append(lines, 'return result')
local code = table.concat(lines, '\n')
local env = {
pairs = pairs,
format = string.format,
fieldmap = fieldmap,
NULL = box.NULL,
}
fun = assert(load(code, '@flatten', 't', env))
cache[space_format] = fun
return fun(object, bucket_id)
end
return {
flatten = flatten,
}
Данный код добавляет те же самые проверки, что были и в исходной функции. Кроме этого, я добавил отступы, чтобы такой код было легче читать и отлаживать, хотя интерпретатор их никак не учитывает.
Бенчмарк показал 0.3 секунды.
➜ tarantool init.lua
Naive result: 1.109 s
code_gen_v1 result: 0.210 s
code_gen_v2 result: 0.299 s
Также стоит отметить, что у функции load
появились дополнительные аргументы, а именно chunkname
— название нашей функции (может быть полезным при отладке), mode — t
— мы создаем функцию на основе обычного текста, а не байткода и env
— окружение, доступное внутри нашей функции. На последний аргумент стоит обратить особое внимание. Кроме возможности создавать удобные песочницы для выполнения пользовательского кода (обычно не давать доступа к "опасным" функциям), данная опция позволяет передавать в глобальное окружение нужные нам функции и аргументы. В нашем случае это pairs
, format
, fieldmap
и NULL
. Отдельно стоит отметить, что load
— это функция из Lua 5.2 — расширение LuaJIT. Тот, кто работает с чистым Lua 5.1, может использовать функции loadstring для создания функции и setfenv для установки окружения у этой функции.
Не обязательно использовать кодогенерацию для каждой функции. Например, если бы я бы захотел добавить ещё и валидацию типов полей, то мне бы не потребовалось генерировать функции для проверки (is_number
, is_string
, ...) — их достаточно просто передать через окружение.
Небольшой пример:
local function is_string(value)
return type(value) == 'string'
end
-- Функции is_string нет в языке Lua,
-- но с помощью окружения мы можем добавить в нужные нам функции
-- и убрать лишние.
local code = [[
local value = ...
local result = {NULL}
if not is_string(value) then
error("value is not a string")
end
result[1] = value
return result
]]
local fun = load(code, '@test', 't', {
error = error,
-- Функция is_string будет доступна внутри
-- загружаемого нами кода
is_string = is_string,
NULL = box.NULL,
})
Как в будущем всё не сломать
Возникает вопрос, как убедиться в том, что мы генерируем правильный и оптимальный код? При том, что он может занимать несколько сотен или тысяч строк, которые ещё и не особо приспособлены для прочтения человеком. Самый простой и очевидный способ — тестирование методом черного ящика: есть набор входных параметров и набор ожидаемых результатов — так мы обычно тестируем свой код. Однако из-за ошибки или невнимательности мы легко сможем пропустить ситуацию, когда код проходит такие тесты, но при этом сгенерирован не оптимально — какие-то фрагменты кода дублируются, и это не приводит к неверному результату, а просто снижает производительность.
Для того чтобы решить данную проблему, стоит писать проверку сгенерированного текста. Вы сможете один раз проверить корректность вашего кода, а затем смотреть, как именно влияют вносимые вами изменения в генерируемый код. На моей практике применение данного подхода не раз помогало находить проблемы.
Более качественная оценка результатов
В статье я привел не так много результатов тестирования — просто сравнил несколько цифр: время выполнения программы до и после. При этом я говорил, что мы уменьшили количество аллокаций и написали код, пригодный для компиляции LuaJIT'ом. Но как это можно проверить, как в этом можно убедиться?
Не хочется превращать статью в гайд о том, как профилировать код на Tarantool. Но всё-таки мы слегка затронем эту тему.
Во-первых, это memory profiler, который появился в версии 2.7.1 — инструмент, который покажет в каких именно местах и в каких количествах выделяется/реаллоцируется память. Как по мне, вывод довольно удобен — а в будущем станет ещё удобнее. Воспользовавшись этим инструментом, можно показать количественную разницу между кодом до и кодом после. В нашем случае мы получили бы вывод в формате @<filename>:<function_line>, line <line where event was detected>: <number of events> <allocated> <freed>
. Для наглядности напротив некоторых строк я помещу фрагменты кода, которые находятся на этих строках:
Для кода "до" (naive.lua):
ALLOCATIONS
INTERNAL: 3999953 360000380 0
@../naive.lua:4, line 26: 1000038 384003936 0 // fieldnames[fieldname] = true
@../naive.lua:4, line 7: 1000000 64000000 0 // local tuple = {}
@../naive.lua:4, line 9: 1000000 64000000 0 // local fieldnames = {}
@../naive.lua:4, line 25: 16 384 0
@../naive.lua:4, line 0: 4 672 0
REALLOCATIONS
INTERNAL: 1999982 112000560 64000288
Overrides:
@../naive.lua:4, line 0
@../naive.lua:4, line 25
INTERNAL
@../naive.lua:4, line 25: 1000022 136001232 72000704
Overrides:
@../naive.lua:4, line 25
INTERNAL
DEALLOCATIONS
INTERNAL: 5953572 0 784628243
Overrides:
@../naive.lua:4, line 0
@../naive.lua:4, line 25
@../naive.lua:4, line 26
@../naive.lua:4, line 7
@../naive.lua:4, line 9
INTERNAL
@../naive.lua:4, line 26: 1000022 0 192001584
Overrides:
@../naive.lua:4, line 26
INTERNAL
Для кода "после" (code_gen_v2.lua):
ALLOCATIONS
@flatten:0, line 7: 1000000 144000000 0 // local result = {NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,}
@../code_gen_v3.lua:7, line 55: 1 48 0
REALLOCATIONS
INTERNAL: 5 1984 3968
Overrides:
INTERNAL
DEALLOCATIONS
INTERNAL: 974298 0 140298062
Overrides:
@flatten:0, line 7
Во-вторых, сам LuaJIT поставляется с профилировщиком — require('jit.p')
Для кода "до":
52% ../naive.lua:11 // for fieldno, field_format in ipairs(space_format) do
30% ../naive.lua:26 // fieldnames[fieldname] = true
12% ../naive.lua:9 // local fieldnames = {}
Для кода "после":
36% flatten:3 // if fieldmap[k] == nil then
36% flatten:7 // local result = {NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,NULL,}
11% ../code_gen_v3.lua:9 // выбираем значение из кэша
4% flatten:39
4% flatten:2
4% ../code_gen_v3.lua:8
4% flatten:8
4% ../code_gen_v3.lua:10
А также для тех, кто хочет копнуть совсем глубоко, есть возможность дампа байткода, который LuaJIT генерирует и выполняет — require('jit.dump')
Заключение
Мы рассмотрели применение кодогенерации при разработке на Tarantool. Это позволило достаточно просто ускорить в 3 раза один из участков кода в реальном проекте — патч был принят. При разработке не стоит забывать о специфике платформы. По возможности стоит генерировать код, который будет приводить к выделению минимально возможного количества памяти, а также не использовать медленные функции — в нашем случае те, которые не компилируются LuaJIT. Также советую обратить внимание на то, что в проекте CRUD и до этого использовалась кодогенерация. C её помощью создаются быстрые функции для проверки соответствия тапла пользовательским условиям.
Уверен, если вы ещё не используете кодогенерацию в своем проекте, найдутся несколько мест, которые могут быть ускорены применением данного подхода вне зависимости от языка программирования.