Технологии, изменившие музыку. Часть 4: распространение

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Этой статьёй мы завершаем цикл материалов про технологии, изменившие мир музыки. В 80-х годах компьютеры массово стали появляться чуть ли не в каждом доме, и музыка неизбежно ушла в цифровую плоскость. Поговорим про то, как эволюционировало распространение музыки после эпохи продаж винила и аудиокассет. 


MP3

В 1979 году появился легендарный Sony Walkman, который определил популярность аудиокассет — более портативного способа хранения музыки, чем винил. Теперь не нужно было пользоваться громоздкими проигрывателями. Музыку можно было носить с собой где угодно: по пути на учёбу или работу, сидя в кафе или на пробежке и так далее. Образ человека в наушниках стал культом: всего за 150 долларов (цена первой модели Walkman TPS-L2) можно было послушать качественную запись любимой песни. Успех был такой, что производство не успевало за спросом и было постоянно перегружено.

Коммерческая реклама Sony Walkman из 1983 года:

Но как мы уже знаем, в 1982 году появился формат CD-DA (Compact Disc Digital Audio) и новый метод хранения информации в двоичном коде на оптическом диске, сопоставимом по размеру с аудиокассетой. Чтобы все звукозаписывающие компании могли использовать новую технологию, наряду с аудиокассетами, придумали стандарт, получивший название Red Book. 

Например, частота дискретизации (другими словами, разбиение сигнала на одинаковые временные фрагменты) была выбрана 44,1 кГц. Согласно теореме Котельникова, это позволяло воспроизводить частоту звука до 22,05 кГц (ровно в два раза меньше). А это выше порога слышимости человеческого уха в 20 кГц. Поэтому предполагалось, что при преобразовании искажения (точнее, алиасинг) будут минимальными. Подробнее про теорию цифрового аудиосигнала можете почитать в этой статье. 

Разрядность обработки выбрали 16 бит, что позволило получить скорость передачи 1 411 кб/c при дискретизации 44,1 кГц и записи на 2 стереоканала. Учитывая физические размеры диска и объём каждой записи, получилось, что суммарно можно записать 74 минуты записи с разбивкой на 99 дорожек. И так далее. При этом сама запись на CD производилось без всякого программного сжатия, и итоговое качество звука по большей части зависело от ЦАП преобразования акустических систем. 

В 1983 году Sony и Philips, как разработчики Red Book, выпустили дополнительный стандарт — Yellow Book. Он описывает уже CD не как замену виниловой пластинки или аудиокассеты, а как полноценное хранилище любых данных — CD ROM. Ведь в цифровом виде можно представить не только музыку, но и видео, текст и много чего ещё. С распространением компьютеров и особенно с появлением Fairlight CMI, показавшему возможности полной цифровизации звука, многие понимали, что оптическими дисками всё не ограничится.

Нужно было найти формат предоставления данных, который бы позволил сжимать музыкальный файл и легко распространять его на любом носителе. Ведь почему бы не записать на тот же CD диск больше музыки, пусть и с какой-то потерей качества? Поэтому над проблемой сжатия стали работать многие исследовательские группы. 

История начинается в 1982 году, когда студент Карлхайнц Бранденбург получает задачу от своего куратора Дитера Зейтцера: нужно придумать способ передачи музыки через телефонную сеть ISDN. До этого Зейтцер уже пытался получить патент, однако ему отказали в регистрации, потому что скорость передачи по сети составляла 128 кбит/с — слишком мало для музыки приемлемого качества.

Бранденбург взялся за работу, стремясь найти способ решить эту проблему. Вплоть до 1988 года он работал со своей командой параллельно с другими исследователями: Леонардо Кьяриглионе из Telecom Italia и Джеймсом Джонстоном из AT&T Bell Laboratories. Когда они встретились на конференции, посвящённой проблемам сжатия музыкальных и видеофайлов, то решили объединить свои усилия. Так появилась группа MPEG (Moving Picture Experts Group). Свою самую значимую для музыки работу они назвали MPEG-1 Audio Layer III — сокращённо MP3 (были и другие, вроде MPEG-1 Audio Layer II, которые не нашли такого же распространения в музыкальном мире).

Идея алгоритма заключалась в том, что человеческий мозг не может воспринимать некоторые записанные звуки одновременно. Представим, что есть два звука — А и B с похожими частотами, но A громче B. Получится, что А будет доминировать, причём чем их частоты ближе друг к другу, тем сильнее будет неразличим звук В. Это эффект называется маскированием. Тогда почему бы не разложить всю композицию на короткие отрывки (кадры) в программе, удалить «лишние» гармоники и не собрать всё обратно? Человек просто не сможет уловить разницу, особенно на бытовой аудиосистеме. Зато музыкальный файл будет весить в разы меньше.

Можно провести параллель с еще одним популярным алгоритмом сжатия, но уже фотографий — JPEG. Условно у вас есть изображение моря, в котором есть десяток очень близких оттенков голубого. Можно разложить картинку по пикселям, сравнить друг с другом и оптимизировать, сгладив переход цветов и сократив количество оттенков. Меньше информации — меньше весит изображение. 

Однако, возвращаясь к MP3, всё зависит от того, насколько сильно мы можем сжать файл, сохраняя приемлемое качество воспроизведения. Например, в случае битрейта в 128 кбит/с можно сжать файл примерно в 11 раз по сравнению с исходным, при этом музыку будет ещё приятно слушать. На Хабре есть классная статья, в которой алгоритм сжатия с потерями подробно описан.  

Вернёмся к истории. Первой попыткой проверить алгоритм на практике стала песня Tom's Diner, которую а капелла исполнила Сюзанна Вега в альбоме Solitude Standing. Однако итог получился ужасным, и команда MPEG продолжила работу над совершенствованием алгоритма, используя такие вещи, как ASPEC (Adaptive Spectral Perceptual Entropy Coding), преобразование MDCT (Modified Discrete Cosine Transform) и некоторые другие. Была даже шутка, что MP3 создали, только чтобы Бранденбург мог слушать любимую песню на компьютере. Вот что говорил об этом сам Карлхайнц Бранденбург в одном из интервью:

«Нам пришлось немало потрудиться, чтобы со временем голос Сюзанны Веги стал похож на оригинальное исполнение. <...> Я думаю, что прослушал эту песню 500 или 1000 раз. <...> Со временем это действительно зазвучало точно так же, как на CD. Это было похоже на открытие занавеса, потому что я знал все мельчайшие детали того, как она поёт».

Оригинальная запись песни:

В 1993 году MPEG Audio Layer-3 был официально зарегистрирован как международный стандарт ISO/IEC 11172-3:1993

Группа Бранденбурга, на тот момент уже работавшая в институте Фрауенхофер в Германии, думала о том, как сделать технологию более доступной. В 1994 году на свет появился MP3 декодер Frauenhofer l3enc для разных платформ (платный, цена около 200 $), а 9 сентября 1995 года — первый программный MP3 плеер для Windows под названием WinPlay3, просуществовавший вплоть до появления в 1997 году легендарного Winamp. Сами файлы, само собой, получили расширение *.mp3

Первые программные MP3 плееры WinPlay3 и Winamp
Первые программные MP3 плееры WinPlay3 и Winamp

Разумеется, изначально все понимали, что распространение MP3 может привести к росту пиратства. Поэтому Бранденбург пытался найти способ, как можно шифровать MP3 файлы и встроить в программы-декодеры возможность дешифровки после легальной покупки музыки. Но джинн уже оказался на свободе, и его было не остановить. В 1997 году некий студент из Австралии купил у немецкой компании программу для кодирования MP3 файлов (проще говоря — оригинальный кодек Фрауенхофер) через подставную фирму, взломал и выложил в открытый доступ. Спустя время появились многочисленные клоны, которые мог бесплатно скачать любой желающий.

Пользователи стали массово копировать файлы с аудиодисков, пережимать их в MP3 и распространять на тех же CD и в набирающем тогда популярность Интернете. И как звукозаписывающие компании ни пытались остановить это безумие, поделать с этим уже ничего было нельзя. Теперь не надо было идти в магазин и покупать CD любимого исполнителя — при желании всё скачивалось бесплатно или бралось у друга на CD болванке.  

«В 1998 году и позже нас спрашивали: не думаем ли мы, что на нас могут подать в суд за несанкционированное распространение музыки? Я ответил, что MP3 — это стандарт, выпущенный Международной организацией по стандартизации (ISO) в Женеве, и мы не несём юридической ответственности за использование этого стандарта», — говорил Бранденбург.

А чтобы новый формат файлов можно было слушать не только на домашнем компьютере, производители кинулись выпускать портативные MP3 плееры, помня про успех Sony Walkman. В 1998 году компания SaeHan Information Systems представила первый компактный цифровой плеер — MPMan F10 по цене 250" class="formula inline">. Он имел внутреннюю память в 32 Мб, что вмещало примерно столько же музыки в качестве 128 кбит/с, сколько и CD диск. Чтобы загрузить музыку в плеер, нужно было подключить плеер к док-станции и загрузить MP3 файлы через параллельный порт. 

Спустя всего полгода появилось не менее легендарное устройство — Rio PMP300 от американской компании Diamond Tools. К слову, американская ассоциация звукозаписывающих компаний RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний) подала иск к производителю, стремясь остановить продажи и не допустить массового копирования аудиофайлов. Но суд отказал в иске, сославшись на то, что Diamond Tools не нарушают никаких авторских прав. 

Первые портативные MP3 плееры MPMan F10 и Rio PMP300
Первые портативные MP3 плееры MPMan F10 и Rio PMP300

В 2000-х годах MP3 формат распространился настолько, что продажи CD дисков рухнули. Появлялись более совершенные программы для кодирования музыки: например, кодек LAME, который показал наилучшее качество при сжатии до 128 и 192 кбит/c, либо алгоритмы сжатия без потери качества. Но MP3 при всей его доступности имеет некоторые недостатки, главным из которых является всё-таки ограниченный битрейт. 

Настоящие ценители музыки утверждают, что сразу же отличат исходный файл в 1411 кбит/c CD-DA от пережатого до 256 кбит/c в MP3 — и если обладать хорошим музыкальным слухом, то это так. Поэтому сейчас новый бум переживают продажи виниловых проигрывателей, CD и Hi-End аппаратуры. Но среднестатистическому человеку и компаниям на всё это плевать, и качеством часто жертвуют в угоду доступности. 

Кстати, интересный факт: Фрауенхофер запатентовал свой алгоритм, и только в 2017 году он закончил своё действие. До этого официальные компании-разработчики должны были платить исследователям отчисления за использования технологии.

Napster

В 1997 году разработчиков Майкл Робертсон и Грег Флорес посетила идея: создать легальный сайт по распространению MP3 файлов. Дело в том, что найти музыку в интернете на тот момент было возможно, но всё-таки пользователю приходилось приложить какие-то усилия. Дополнительно скачивать файлы с каких-то непонятных файлообменников довольно рискованно, да и всё это нелегально.

Поэтому в ноябре 1997 года они запустили сайт mp3.com. Идея была в том, что независимые музыкальные исполнители могут выставлять музыку, получать отчисления в формате P4P (то есть за количество скачиваний), при этом сохраняя права на свой репертуар. Основой доходов была реклама.

Успех проекта был настолько феноменальным, что MP3.com вышла на IPO 21 июля 1999 года и привлекла более 370 миллионов долларов, что на тот момент было невероятно круто. Акции предлагались по цене 28 $ и в течение дня выросли до 105 $ за акцию, почти в 4 раза! На своём пике на сайте было зарегистрировано 25 миллионов пользователей, а объём скачивания доходил до 4 миллионов аудиофайлов в день. 

Сайт mp3.com передаёт привет из 90-х
Сайт mp3.com передаёт привет из 90-х

Проблема возникла в начале января 2000 года, когда mp3.com запустил службу My.MP3.com. Она позволяла упростить процесс загрузки музыки: пользователи могли бесплатно регистрировать свои компакт-диски, а затем слушать их цифровые копии с любого устройства. Поскольку выставлялись лицензионные CD, то каждый являлся их владельцем и уже заплатил за право использования. 

Доступ предоставлялся через учётную запись, поэтому Робертсон и Флорес не видели проблем с авторскими правами, в отличии от звукозаписывающих компаний. Они подали в суд на mp3.com и выиграли его. Судья постановил, что сервис производил копирование на серверы сайта, пусть даже и виртуально, что напрямую нарушало законодательство о нелегальном распространении. То есть за каждое такое копирование по-хорошему надо было заплатить. Владельцы сайта заплатили истцу, компании UMG Recordings, более 53 миллионов $ и впоследствии разорились — компания и домен были перепроданы другому владельцу. К слову, сайт успешно работает до сих пор.

Но всё-таки mp3.com пытался установить контроль над хаосом, который творился в интернете. Зачем, когда этот хаос можно просто возглавить? Да и для централизованного хранения такого огромного объёма файлов нужны сотни серверов, которые придётся обслуживать, проверять лицензии и прочее. Так появился Napster.

Наверное, многие видели фильм «Социальная сеть» Дэвида Финчера, в котором присутствует Шон Паркер, сыгранный Джастином Тимберлейком. Там он подаётся как бездарный приживала, проводящий жизнь в развлечениях и разрушающий дружбу между Цукербергом и Эдуардо Саверином. Однако роль Паркера несколько извращена, и на самом деле он оставил огромный след в технологии распространения музыки благодаря своей предпринимательской жилке.

В 1998 году студенты Северо-восточного университета Бостона, Паркер и его друг Шон Фаннинг, решили создать программу, которая могла бы искать MP3 файлы на локальных компьютерах студентов, а затем позволяла бы свободно их скачивать. При этом не нужно тратить деньги на огромные серверы для хранения файлов, потому что вся нагрузка распределяется между компьютерами — так называемая одноранговая peer-to-peer система. Сама идея P2P не была новой, но вот простота реализации впечатляла — поэтому Napster стал первым массовым примером этой технологии в действии, да ещё и бесплатным.

Интерфейс Napster очень похож на современные торрент-клиенты
Интерфейс Napster очень похож на современные торрент-клиенты

Пилотный проект всем понравился, и теперь нужно было сделать программу доступной для миллионов людей. Для этого Паркер привлёк инвестиции своего дяди — 50 000

Пользователь просто запускал программу, вводил название нужной песни и через интернет попадал на компьютер другого пользователя, откуда свободно её скачивал. Но чтобы получить большую библиотеку, нужно было много пользователей с разными MP3 файлами (конечно, не лицензионными). В этом не было недостатка: к лету 2000 года программой пользовались уже 20 миллионов пользователей, и каждую минуту загружалось около 14 000 песен. В том же году Шон Фэннинг появился на обложке журнала Time, а Napster провозгласили одним из самых популярных интернет-приложений, наряду с электронной почтой и мессенджерами.

Шон Фэннинг на обложке слушает MP3 (скорее всего, скачанную через Napster)
Шон Фэннинг на обложке слушает MP3 (скорее всего, скачанную через Napster)

Однако возникли юридические проблемы. В один прекрасный момент один из участников группы Metallica обнаружила, что демо их песни I Disappear циркулирует по сети до её официального выхода и его даже проиграли на нескольких радиостанциях. Настоящая катастрофа.

13 марта 2000 года Metallica подала иск против Napster, а месяц спустя рэпер и продюсер Dr. Dre присоединился к нему. При этом попытки досудебного соглашения провалились: Фэннинг и Паркер просто проигнорировали его. Dr. Dre подал аналогичный иск после того, как Napster отклонил его письменный запрос на удаление его произведений из своего сервиса. В рамках расследования юристы привлекли компанию NetPD, которая определила более 300 000 пользователей, незаконно скачивающих песни и нарушающих авторские права исполнителей. Napster был вынужден ограничить доступ всех этих пользователей и удалить из доступа все композиции Dr. Dre и Metallica.

Дальше — больше. 12 июня 2000 года RIAA инициировала дело о прекращении деятельности Napster. Истец настаивал на том, что деятельность сервиса наносит ущерб звукозаписывающим компаниям, особенно в общежитиях университетов. В суд опять привлекли экспертов, которые даже провели исследования: сравнивали продажи CD около университетов до и после появления Napster, проводили социологические исследования и прочее. 

Но факт заключался в том, что общие продажи CD рухнули — это отрицать было нельзя. И роль Napster в этом была огромной. Поэтому всё закончилось тем, что иск RIAA был удовлетворён. Сервис прекратил своё существование в июле 2001 года и со временем влился в стриминговую платформу Rhapsody.

Ещё молодой Ларс Ульрих, барабанщик Metallica, представляет свои доказательства на суде
Ещё молодой Ларс Ульрих, барабанщик Metallica, представляет свои доказательства на суде

Проблема Napster состояла в том, что это было юридическое лицо, владевшее серверами и разработчики которого присутствовали в медиапространстве. А если бы появилась полностью децентрализованная программа, да ещё и не привязанная к какой-то конкретной компании, то заблокировать компьютеры всех её участников было бы трудновато. По этому пути и пошли разработчики gnutella. Её создатели Джастин Френкель и Том Пеппер изначально работали в Nullsoft (на секундочку компании, разработавшей Winamp). 

Но когда появились очередные юридические сложности, разработчики уволились и выложили код в открытый доступ, что породило многочисленные клоны вроде Grokster и KaZaa. До сих пор P2P сети массово используются для обмена файлами (привет BitTorrent), в том числе музыкальными, и искоренить это властям вряд ли когда-то удастся. 

iTunes и стриминговые сервисы

Apple многие не любят, и на то есть причины. Но нельзя отрицать, насколько видение Стива Джобса повлияло на распространение музыки. В 2001 году, после закрытия Napster, Джобс понимал, что распространение музыки в интернете — это будущее. Кому захочется ехать в магазин, тратить 18 долларов на CD диск, когда можно просто скачать музыку из интернета? Но нужно было как-то решить проблему с авторскими правами и найти компромисс.

В 2000 году Apple заключила сделку с разработчиками Джеффом Роббином и Биллом Кинкейдом о покупке их программного MP3 плеера SoundJam MP. На его основе и появилась первая версия iTunes, но с некоторыми доработками. Джобс считал, что сейчас пользователям было неудобно слушать музыку: нужно было копировать CD или находить музыку в интернете, создавать плейлисты и переносить их в память плееров. Можно же проще?

Поэтому в январе 2001 года Джобс представил первую версию iTunes на ежегодной выставке Macworld Expo 2001, начав со слов: «Сейчас произойдёт музыкальная революция». Пафосно, но так и есть. Пользователь получал настоящую мультимедийную библиотеку, в которой мог сразу же копировать CD, объединять их с другими MP3 (скачанными из P2P), создавать плейлисты по категориям, и всё это — в одном приложении. Вроде ничего необычного, но Apple всегда умела презентовать свои продукты: за первую неделю iTunes первой версии скачали 275 000 пользователей. 

Но это было только начало. 23 октября 2001 года Apple презентует первый iPod: компактный плеер белого цвета с минималистичным дизайном. Он имел объём памяти 5 Гб, что позволяло хранить около 1000 песен в формате MP3. Это было намного больше, чем позволяли другие MP3 плееры того времени. Размер тоже был выбран не просто так: Джобс обожал символизм, поэтому размер полностью совпадал с размером двух аудиокассет, если их положить одну на другую. Управление осуществлялось при помощи колеса прокрутки с кнопками. Информация отображалась на TFT экране размером 3,5" — красота! Вскоре Apple объявила, что iPod стал самым продаваемым плеером в мире, проданным в количестве более 700 000 штук.  

Первая модель iPod с ещё физическим кликвилом
Первая модель iPod с ещё физическим кликвилом

Одновременно с выходом плеера появилась и вторая версия iTunes, которую добавили в реестр стандартных программ Mac OS. В него добавили 10-полосный графический эквалайзер с 22 предустановками для рока, хип-хопа, классики и других жанров. Если же качество сохраняемых песен было так себе, то пользователь активировал функцию Sound Enhancer, выравнивающую высокие и низкие частоты. И дополнительно теперь можно было записывать MP3 на CD диски прямо из iTunes. Связь с компьютером происходила через порт FireWire, а плейлисты автоматически синхронизировались. В общем, фишек добавилось прилично. 

Но проблему с распространением музыки в интернете надо было решать. Джобс связался с представителями крупнейших звукозаписывающих студий, которые больше всего страдали от пиратства: Warner Music, Universal и Sony и других. Он предложил компромисс: продавать музыкальные треки по цене 99 центов. А когда цена показалась руководителям слишком низкой, Джобс ответил в духе: «Это точно лучше, чем ничего». Вот что сказал об этом вице-президент Warner Music Пол Видич:

«Привлекательность Napster заключалась не только в том, что он был бесплатным. Важнее было то, что он давал людям возможность познакомиться практически с любым музыкальным произведением. Стив реализовал это в iTunes — обширный индивидуальный каталог, удобный интерфейс и доступность. Это было проще, чем Napster».

Музыкальный магазин iTunes Store появился 28 апреля 2003 года. Изначально пользователи имели доступ к 200 000 композиций, а передать их можно было только на iPod благодаря цифровой защите авторских прав (так называемая DRM, что сделало Apple монополистом). Он интегрировался с iTunes и давал пользователю ещё больше удобства. В программу добавили поддержку кодека AAC, умные плейлисты под предпочтения слушателя, а также сделали версию для Windows. Джобс не мог обойти это стороной и не пнуть старого приятеля Гейтса, сказав: «Вероятно, это лучшее приложение для Windows из когда-либо написанных».

Одновременно с выпуском iTunes Store появилась следующая версия iPod с объёмом хранения до 40 Гб в зависимости от версии. В комплекте шёл чехол, наушники, кабель для связи с ПК, адаптер питания и набор переходников. Время автономной работы составляло 8 часов. Apple устроил беспрецедентную рекламную компанию. Доходило до того, что некоторые исполнители появлялись в клипах с узнаваемым силуэтом iPod в руках.

Интерфейс следующей версии iTunes
Интерфейс следующей версии iTunes

Если у кого-то было сомнения, что после выхода Napster люди будут покупать музыку даже по 99 центов, то они развеялись сразу же. За 18 часов после запуска пользователи скачали около 300 000 файлов, за неделю — 1 млн, а спустя полгода число скачиваний превысило 10 млн. Это сделало Apple крупнейшим музыкальным ритейлером. По сути, у звукозаписывающих студий не осталось выбора — вместо высокодоходных продаж CD они перешли к низкодоходной продаже каждой песни, но зато большему числу потребителей. А если бы они не пошли на этот шаг, то пиратство бы победило.

В 2005 году вышел iPod nano и следующая, уже пятая версия iTunes. Там уже добавили функцию Smart Shuffle, поддержку видеоформатов и AirPlay — протокол, который позволял передавать данные без проводов, и многое другое. Дальнейшее — история развития компании Apple, которую можно уверенно назвать сверхуспешной. Но концепция Джобса, в которой пользователь должен покупать отдельные песни, довольно скоро пошатнулась. 

Культовая реклама плеера iPod:

В 2006 году программисту из Швеции Даниэлю Эку пришла в голову идея: зачем заставлять пользователя скачивать файл, когда можно просто дать его послушать, словно по радио? Достаточно включить трансляцию потока аудиоконтента, и пользователи будут наслаждаться любимыми треками, которые не занимают место. Практически все мобильные устройства уже имеют выход в интернет, возможности проигрывания музыки — для чего нужны плееры? 

А финансовая модель была такой: если пользователь хочет получить доступ сразу ко всей базе аудиофайлов, то он платит ежемесячную плату за подписку, и всё. Если же пользователь не хочет платить, то периодически будет транслироваться реклама. Для музыкантов это также хорошо: они получают дополнительный доход в виде отчислений (либо фиксированную от звукозаписывающих компаний, либо в зависимости от их популярности на платформе) и расширяют базу своих фанатов.

Познакомившись с инвестором Мартином Лорентсоном и сумев заинтересовать его, Эк вместе с командой разработчиков создаёт рабочую модель сервиса, которую они назвали Spotify. Но чтобы получить доступ к музыкальной библиотеке, им требовалось договориться со звукозаписывающими компаниями, как это сделал Джобс. В 2008 году они провели презентацию Universal, Warner, Sony и EMI и сумели заинтересовать их — права на прокат музыки предоставили за сумму в $5 млн. 

7 октября 2008 года сервис Spotify официально был запущен в Европе. Поначалу модель предполагала только платную подписку по цене 10" class="formula inline">, пока в 2009 году не добавили возможность бесплатного прослушивания без подписки, но с показом рекламы и с ограничением 10 часов в месяц. Через 6 месяцев после старта количество подписчиков превысило 1 млн. А когда в том же году вышло приложение на iOS и Android, это привело к настоящему буму. К 2013 году Spotify имел базу из 20 млн композиций и 24 млн подписчиков в более чем 30 странах.

Отдельно надо отметить, что Spotify появился в США только в 2011 году. По легенде, Стив Джобс до своей смерти активно сопротивлялся появлению конкурента и даже звонил Дэниэлю Эку и дышал в трубку (но это не точно). Тем не менее противостоять растущей популярности Spotify Apple уже не могла. И в 2015 году появилась стриминговая платформа Apple Music, которая принялась догонять конкурента. 

Но не только Apple осознал потенциал стриминговой технологии: например, в 2010 году появилась «Яндекс.Музыка», а в 2011 году Google Play Music. И, по сути, практически каждый из нас пользуется одним из них. Про историю Spotify и его конкуренции с Apple можете почитать в книге «Против гигантов» Свена Карлссона и Юнаса Лейонхуфвуда.

Но, кроме удобства, стриминговые сервисы позволили реализовать и новые технологии, связанные с нейросетями. В том же Spotify изначально музыкальные плейлисты формировали отдельные люди. Но в 2014 году они купили компанию Echo Nest, которая занималась исследованиями алгоритмов анализа музыкальных произведений, и использовали их наработки. В конце 2010-х годов эти технологии стали реальностью: Spotify теперь сама понимает музыкальные предпочтения слушателя и создаёт подборку, ориентируясь на это. И сейчас подобные алгоритмы используются и в других стриминговых сервисах.

На этом мы заканчиваем наш цикл статей про технологии, изменившие мир музыки. С предыдущими частями можете ознакомиться здесь:

  • Технологии, изменившие музыку. Часть 1: запись

  • Технологии, изменившие музыку. Часть 2: создание

  • Технологии, изменившие музыку. Часть 3: обработка


    НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

    — 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

Источник: https://habr.com/ru/company/first/blog/717410/


Интересные статьи

Интересные статьи

Пост №2 для начинающих посвящен описательным статистикам, группированию данных и нормальному распределению. Все эти сведения заложат основу для дальнейшего анализа электо...
Часто от программистов PHP можно услышать: «О нет! Только не „Битрикс“!». Многие специалисты не хотят связываться фреймворком, считают его некрасивым и неудобным. Однако вакансий ...
Как стать DevOps инженером за полгода или даже быстрее. Часть 1. Введение Как стать DevOps инженером за полгода или даже быстрее. Часть 2. Конфигурирование Как стать DevOps инженер...
Случилось так, что по наследству мне досталась целая коробка семисегментных индикаторов с гордой надписью «Комплект часы». Давно хотелось пустить её содержимое в дело, а когда дошли руки — оказ...
Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи «Scheduling In Go: Part I — OS Scheduler» автора Билла Кеннеди, о том, как работает внутренний планировщик Go. Это первый пост в серии...