Топ-5 причин, почему вам нужно ASO ещё до разработки приложения

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Вопреки распространенному мнению, ASO — это не только текстовая оптимизация, которая помогает приложению или игре получать больше органических установок. Помимо прочего, ASO включает в себя работу с аналитическими данными, проведение исследований, аудиты и эксперименты.

Как правило, разработчики обращаются к ASO тогда, когда приложение уже опубликовано в магазине мобильных приложений. Однако использование данных, которые можно получить с помощью ASO еще до начала разработки, помогает задать более точный вектор развития приложения, снизить риски и повысить вероятность успешного продвижения продукта. Мы рассмотрим топ-5 возможностей ASO для начальных этапов разработки и подробно разберем способы проведения исследований.

1. Выбор приоритетной платформы для разработки

Зачастую процессы разработки приложения на платформах iOS и Android не происходят параллельно. Такой подход позволяет сначала протестировать решение на одной платформе и исправить возможные ошибки. По этой причине выбор приоритетной платформы является одним из первых вопросов в начале разработки.

Выбирать можно на основании маркетингового исследования, которое проводится с использованием ценных данных аналитических сервисов для ASO. Например, индекс популярности поискового запроса отражает поведение и интересы пользователей магазина приложений. Количество приложений в поисковой выдаче по запросу показывает конкуренцию и востребованность продуктов в нише.

Рассмотрим этапы выбора приоритетной платформы для разработки.

Сбор семантического ядра

На первом этапе исследования собирают семантическое ядро, которое описывает будущее приложение, а также содержит в себе брендовые запросы конкурентов. К моменту сбора семантики желательно утвердить основные фичи и функциональность, а также подготовить паспорт проекта, чтобы ядро получилось наиболее полным и точным.

Семантическое ядро собирают для приоритетных стран или рынков, на которые планируется выводить приложение. Стоит отметить, что для анализа необходимо собрать отдельные семантические ядра для App Store и Google Play. В качественно собранной семантике количество запросов, показатели трафика и даже стиль составления поисковых запросов будут различаться между мобильными магазинами приложений, ведь пользователи App Store и Google Play — это разные аудитории со своим поведением и характеристиками.

Запросы, составляющие семантику, — или ключи, — можно подсмотреть у конкурентов, найти в поисковых подсказках и просто взять из головы. Подробнее о методиках и лайфхаках для сбора семантического ядра читайте в нашем Telegram-канале.

Оценка популярности тематики

Многие сервисы ASO-аналитики приложений предлагают показатели, полезные для оценки популярности продуктовой ниши — объем трафика и количество приложений в выдаче по поисковому запросу.

Данные о количестве трафика помогут оценить потенциальное число пользователей, заинтересованных в приложении рассматриваемой тематики: достаточно просто просуммировать показатели по установкам. Количество приложений в поисковой выдаче покажет спрос аудитории на приложения подобного рода и конкуренцию.

Таким образом, на основе полученных данных вы можете сравнить популярность тематики среди аудиторий в App Store и Google Play. Однако стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев Google Play по количеству трафика будет выгоднее по сравнению с App Store, ведь пользователей iOS в 2,5 раза меньше, чем пользователей Android. В то же время, пользователи iOS более склонны к покупкам в приложении, чем пользователи Android.

Анализ степени конкуренции

Для анализа конкуренции необходимо разделить семантическое ядро на брендовые и небрендовые запросы. Просуммируйте количество трафика, а затем выделите доли по типу запросов. Так вы сможете понять, насколько сложно новому приложению выходить в нишу и какое количество трафика оно может получить с общетематических запросов.

Выбор приоритетной платформы

Совместите полученные данные, чтобы сравнить между собой возможности входа с iOS и Android-приложением в рыночную нишу. Чтобы выбрать приоритетную платформу, ответьте на следующие вопросы:

  • Пользователи какой платформы наиболее заинтересованы в приложении интересующей ниши?

  • В каком мобильном магазине приложений ниже конкуренция?

  • На какой платформе можно получать больше трафика и прибыли?

2. Оценка гео для выхода

Определение приоритетной платформы для разработки нельзя проводить отдельно от выбора приоритетных локализаций для выхода приложения. У пользователей из различных регионов разное поведение, поэтому для выбора приоритетных гео необходимо сделать всё то же самое, что и для определения платформы, но в разрезе интересующих стран.

Анализ локализаций может помочь не только новым приложениям, но и тем, что уже размещены в App Store или Google Play. Например, ваше приложение не может подняться в топ США, так как это локаль с высокой конкуренцией. С помощью анализа рынка вы можете найти страны, в которых конкуренция не такая высокая, и сосредоточиться на  продвижении на этих рынках.

Рассмотрим пример анализа платформ и гео. Предположим, мы хотим запустить приложение, которое поможет пользователям бороться со стрессом, быстро расслабляться и засыпать под приятную музыку. В первую очередь мы заинтересованы в выходе на европейские страны — Германию, Францию, Испанию, Италию и Россию. Однако у нас нет достаточного количества ресурсов, чтобы локализовать будущее приложение на все эти языки, поэтому мы хотим определить приоритетность выхода в каждой стране.

Сначала соберем семантическое ядро во всех локалях для App Store и Google Play, разметим запросы на брендовые и небрендовые. На основе полученных данных построим графики, совмещающие информацию о количестве и характере трафика, локализации и платформе.

Подведем итоги исследования. Наиболее важным показателем для оценки является количество небрендового трафика — этот параметр позволит оценить возможность входа на рынок для нового приложения. 

В разрезе всех стран на Android-приложения приходится 63 % небрендовых запросов, следовательно, в Google Play новое приложение встретит меньше конкуренции. Однако в Германии и Франции разница в количестве брендового и небрендового трафика не так велика, поэтому в этих странах приоритет отдаем разработке iOS-приложения, так как пользователи платформы более склонны к покупке.

При выходе на рынок России, Италии или Испании рекомендуется отдать приоритет разработке Android-приложения, так как оно имеет более высокие шансы для продвижения по общетематическим запросам, получения трафика и привлечения аудитории.

Резюме

В ходе анализа количества и характера трафика в разбивке по рынкам и платформам можно получить информацию, необходимую для определения приоритетов перед началом разработки. Новые приложения получают возможность попасть на тот рынок, где они будут наиболее востребованы и встретят меньше конкуренции. А приложения, которые уже опубликованы, могут найти точки роста и новые рынки.

3. Определение приоритетной функциональности приложения

Как правило, перед началом разработки составляют общий план, в котором поэтапно описывают развитие функциональности продукта. На этапе составления плана необходимо проанализировать нужды и потребности аудитории будущего приложения, чтобы на основе реальных данных грамотно приоритизировать этапы внедрения функциональности. Для исследования пользователей также важно воспользоваться ASO.

Изучение отзывов пользователей

Отзывы пользователей — один из лучших способов изучения аудитории. Отзывы помогут определить сильные и слабые стороны продуктов ниши, потребности, интересы и боли аудитории. Соберите список конкурентов и изучите отзывы, оставленные их пользователями, чтобы найти ценную для разработки информацию.

К примеру, всего шесть отзывов под приложением застройщика в сфере недвижимости дают много информации о запросах пользователей: мы узнаем, какая функциональность наиболее важна и чего в данный момент не хватает в приложении. Например, для выбора квартиры потенциальным покупателям важно знать расположение окон и количество этажей в доме. Для удобного поиска квартиры недостаточно фильтров, а для спокойствия пользователя при покупке квартиры не хватает актуального отображения хода сделки. Кроме того, аудитории необходима возможность удобно просматривать и масштабировать планировку через мобильное приложение. Калькулятор ипотеки и личный кабинет нравятся пользователям, эту функциональность важно взять на заметку и включить если не в MVP, то в последующие ранние версии приложения.

Анализ скриншотов конкурентов

Скриншоты играют большую роль в привлечении аудитории, поэтому разработчики размещают на них главную функциональность и фичи, которые вызывают лучший отклик у пользователей. В частности, разработчики проводят A/B-тесты порядка скриншотов, чтобы определить, отражение какой функциональности повышает CR и установки приложения.

Чтобы определить приоритеты для разработки, достаточно изучить первые три скриншота конкурентных приложений. Рассмотрим, что привлекает пользователей приложений для облачного хранения файлов.

В результате анализа нескольких конкурентов мы узнаем, что защита фото паролем крайне важна для пользователей. Возможность автозагрузки фото тоже может быть одной из причин, по которым пользователь решит установить приложение. Удобство использования и скорость взаимодействия с приложением также являются важным параметром для аудитории. И, конечно, самое распространенное и важное предложение — доступность большого объема бесплатного хранилища. Это, а также возможные акции и условия использования, конечно же, следует продумать в начале работы над проектом.

Исследование семантики

Семантическое ядро содержит в себе семантические когорты: группы слов, объединенные по смыслу. Благодаря разбивке семантики на группы и подсчету данных по трафику для каждой группы запросов можно определить и охарактеризовать интересы и потребности целевой аудитории, а также понять, в каком контенте или функциональности наиболее заинтересованы пользователи.

Предположим, мы работаем с приложением для тренировок и правильного питания. Соберем семантическое ядро без брендовых запросов и разобъем его на группы по смыслу. Например, разделим запросы на ‎«‎мужские»‎ и «‎женские»‎. Запрос «диета для девушек» попадет в когорту женских запросов, а «мужские тренировки» — мужских. Когорты могут пересекаться между собой, поэтому запрос «женские упражнения для пресса» попадет и в группу для женских запросов, и в группу для запросов, связанных с тренировками отдельных мышц.

Мы собрали семантическое ядро по тематике спорта в российском Google Play, разделили на когорты и подсчитали суммарный месячный трафик для запросов из одной группы. Получили много интересных данных о пользователях, которые интересуются спортивной тематикой.

Подобным образом можно исследовать любую рыночною нишу или категорию приложений. Исследование нужд аудитории через отзывы или поисковые запросы даст действительно ценную информацию, которая пригодится на всем протяжении жизненного цикла приложения — от разработки идеи до совершенствования приложения и его развития.

4. Выбор брендового имени для приложения или игры

Название для нового продукта или сервиса обычно выбирают ещё на этапе проработки бизнес-идеи. Выбор основывается на конкурентоспособности, узнаваемости и личных предпочтениях команды. Однако этих факторов недостаточно для эффективного нейминга.

На этапе выбора брендового имени игры или приложения необходимо учитывать сразу несколько важных факторов: насколько название будет актуально при выходе на мировой рынок, легко ли его будет локализовать и переводить на другие языки, насколько имя бренда будет помогать разработчику в продвижении по ключевым словам в App Store и Google Play и привлечении поискового трафика. В таком случае придумать название будет сложнее, но затраченное время обязательно окупится, а риск возникновения проблем снизится. 

Мы выделили топ-10 правил по выбору нейминга, которым стоит следовать:

1. Выбирайте короткое название

В App Store и Google Play название приложения ограничено 30 символами. Title или App Name имеют наибольший вес при индексации в поисковой выдаче, поэтому вам необходимо вместить не только Brand Name, но и самые важные ключевым слова в ограниченное количество символов. Желательно, чтобы длина названия приложения была не более 10 символов. Тогда еще 20 символов вы оставите для самых важных жанровых ключевых запросов.

2. Используйте ключевые слова в названии

Составьте семантическое ядро, проанализируйте трафик и конкурентов, чтобы найти трафиковые ключевые запросы для названия приложения. Это позволит наиболее эффективно использовать символы для индексации. Если ключевое слово или словосочетание из нескольких ключевых запросов будет частью имени бренда, вы точно получите преимущество перед конкурентами.

3. Разделяйте слова

Не пишите слова в Brand Name слитно, разделяйте их пробелами. Тогда вместо одного ключевого слова вы получите сразу два или три.

4. Адаптируйте название на другие языки

Одно и то же слово в разных языках может менять свой смысл. Если вы планируете переводить Brand Name на другие языки, проверьте, чтобы перевод на топ-рынки не приобретал негативный окрас и не требовало слишком много символов.

5. Не используйте вымышленные слова

Ваш бренд неизвестен широкому кругу людей, поэтому если вы выберете в качестве названия вымышленное слово, оно не принесёт приложению трафик. Это правило особенно актуально для игр и приложений, которые входят в нишу с высокой конкуренцией и не имеют большого бюджета на продвижение бренда.

6. Выделяйтесь среди конкурентов

Выберите название, которое позволит отстроиться от конкурентов, не копируйте известные бренды.

7. Не используйте в названии служебные части речи

Зачастую предлоги, артикли и союзы индексируются автоматически, поэтому постарайтесь сократить их количество, чтобы не тратить драгоценные символы.

8. Не используйте спецсимволы

Спецсимволы затрудняют ввод названия приложения для пользователя, так как заставляют переключаться между раскладками клавиатуры. Аналогично служебным частям речи спецсимволы не участвуют в индексации.

9. Учитывайте структуру бренда

Если под одним брендом выпускается сразу несколько приложений, следует выбрать релевантное и актуальное брендовое имя для каждой нишевой тематики.

10. Добавьте индивидуальности

Брендовое имя должно отражать главное — индивидуальность. Использование слишком общих слов или выражений в качестве имени бренда позволит конкурентам легко копировать ваше название.

5. Создание визуальных образов бренда

Зачастую брендбук, логотип и прочие визуальные элементы создают параллельно начальным этапам разработки продукта. Как и в случае с брендовым именем, решение об итоговом виде визуалов принимают преимущественно субъективно.

Однако фирменный стиль продукта или сервиса должен быть разработан с учетом конкурентной среды и предпочтений аудитории. Подготовить наиболее эффективное и конкурентное предложение по визуалу поможет ASO.

Изучение конкурентных приложений

Прежде всего следует изучить визуальную стилистику приложений конкурентов. Вам нужно использовать тренды визуальной оптимизации и при этом создать свой индивидуальный стиль, отличный от других игроков ниши. Найти идеи и лучшие решения поможет анализ иконок и скриншотов.

На скриншотах вы найдете изображения экранов приложения конкурентов. Обратите внимание на цвета, иконки и другие UI-элементы, сделайте подборку лучших решений. Чаще всего на иконке приложений изображен логотип, игры же предпочитают использовать на иконках геймплей или персонажей. Изучите поисковую выдачу по релевантным вашему приложению запросам, составьте подборку иконок конкурентов, ищите распространенные паттерны и удачные примеры. Не забудьте проверить, как иконка будет выглядеть по сравнению с конкурентами, в том числе в поисковой выдаче App Store и Google Play, а также на рабочем столе пользователя при разных вариантах фона.

В качестве примера проанализируем иконки, или логотипы, приложений для чтения или прослушивания аудиокниг.

Проведение A/B-тестов

Как узнать, какой логотип или цвет интерфейса больше нравится аудитории? Проведите A/B-тест. Даже если приложение не опубликовано в мобильном сторе, можно создать макет его страницы в App Store или Google Play, чтобы протестировать иконку и скриншоты на реальных людях с помощью специализированных сервисов, таких как Splitmetrics или Storemaven.

Предположим, у вас есть несколько вариантов логотипа. Поместите их в виде иконки на созданной вами странице мобильного приложения и измерьте CR. Аналогично можно протестировать интерфейс и UI-элементы: поместите их на скриншоты и включите A/B-тест. Главное, не тестируйте несколько элементов одновременно, чтобы точно определить наиболее эффективный вариант.


Ресурсы ASO будут полезны на протяжении всего жизненного цикла приложения, даже когда разработка еще не началась. Ценные данные, полученные из исследований, помогут эффективнее и точнее спланировать разработку, определить приоритетную функциональность, а также снизить риски. Кроме того, ASO поможет глубже изучить предпочтения и потребности аудитории, чтобы создать продукт, который будет действительно актуальным и востребованным.

Источник: https://habr.com/ru/company/vk/blog/593639/


Интересные статьи

Интересные статьи

React существует достаточно давно, чтобы мажорные изменения в этой библиотеке, не ощущались температурой подогрева кресел разработчиков в холодные зимние вечера (не благо...
Использование изображений и анимаций в интерфейсах пользователя стало распространённой практикой в современных веб-приложениях. Хотя эти примеры современного дизайна делают упор на повы...
Очередная статья к 20-летию Центра разработки Intel в Нижнем Новгороде рассказывает об Intel VTune Profiler – далеко известном и высоко полезном средстве анализа производительности ко...
В последнее время возросла популярность всевозможных калькуляторов для расчета электрических схем. С одной стороны, это приводит к уменьшению порога входа новичков, что, очевидно хорошо, так как ...
Привет, Хабр! Летом я выступал на Summer Droid Meetup с докладом про сборку Android-приложения. Видеоверсию можно найти здесь: habr.com/ru/company/funcorp/blog/462825. А для тех, кто больше л...