Мы уже писали о том, что сейчас компьютерные технологии дают возможность не только создавать 3D-контент, но и озвучивать персонажей без, собственно, оригинальной озвучки. Искусственный интеллект позволяет делать очень многое из того, что раньше казалось просто фантастикой. И, конечно, уже в ближайшем будущем список возможностей расширится.
Но с чего началось развитие компьютерного искусства? В статье речь пойдет пока только о музыке, поскольку если брать вообще всю сферу искусства в целом, объема одной статьи попросту не хватит, придется писать минимум книгу, максимум - цикл. Что же, давайте посмотрим, что было раньше и что у нас есть сейчас.
Первые музыкальные композиции
В конце 50-х годов прошлого века, насколько можно судить, американские ученые разработали алгоритм создания "компьютерной музыки". То есть музыкальных композиций, созданных машиной на основе предоставленных человеком данных. Сначала ученым нужно было осознать и описать общие правила создания музыки разных жанров, а потом - загрузить информацию в ПК.
Принцип работы не был чрезмерно сложным. ЭВИ генерировало в случайном порядке простейшие элементы музыкальной композиции. Заданы они были числами в диапазоне от 0 до 15.
Кроме того, в процессе работы машина использовала такие интервалы, как октаву унисон, минорные и/или мажорные квинты, сексты и терции. Все это нужно было для того, чтобы исключить возможность диссонанса. В конечном итоге все получилось, произведение даже получило собственное название - сюита Иллиака.
На видео выше как раз и звучит эта композиция. Немного странно, но, в целом, слушать можно.
Параллельно работали над искусством в мире ПК и советские ученые. Так, через три года после выхода в свет этой музыкальной композиции советский академик Р. Х. Зарипов опубликовал статью «Об алгоритмическом описании процесса сочинения музыки». Тогда музыку писали уже и советские ЭВМ.
Новые успехи
В течение нескольких десятков лет шла активная работа в этом направлении, пока уже ближе к новому тысячелетию профессор факультета музыки в Университете Калифорнии по имени Дэвид Клуп не представил миру новый тип ПО. Его собственная программа получила название Эмили Хоуэлл - она уже умела не просто писать почти случайную музыку, а создавать новые композиции на базе загруженных "треков".
Стоит отметить, что работу автор ПО начал еще в 80-х - тогда он испытывал некоторое трудности с написанием музыки собственноручно, поэтому принял решение привлечь на помощь компьютер. Задумка была простая - программе требовалось искать уникальные элементы уже написанных им композиций, чтобы использовать их в новой музыке или же просто развить музыкальную мысль, если так можно выразиться.
В итоге программу он написал, но потом оказалось, что ее возможности гораздо шире, чем планировалось изначально. Дело в том, что софту было все равно, чью музыку анализировать и на основе чего разрабатывать новые композиции. Программа в итоге могла на базе загруженных примеров писать музыку в стиле любого композитора, чью музыку давали "послушать" компьютеру.
Ниже - пример композиции в стиле Баха, которую и написала новая программа.
Новое время
Ну и уже с 2010-х начинается настоящий бум "музыкальных технологий". Примерно 6 лет назад один их представителей мира музыки, британский композитор по имени Эшем Куша, создал образ, который впоследствии получил собственное имя - Yona. Это была цифровая певица, чья внешность, "личность" и музыка были написаны компьютерным интеллектом.
Как оказалось, софт, разработанный Куша, позволил использовать в "творчестве" этого компьютерного персонажа разные стили. Их можно было еще и комбинировать. Более того, разработчик добился того, что искусственный интеллект учитывал (очень приблизительно, конечно) смысловое наполнение текстов при написании музыки.
Здесь много неясных моментов, поскольку разработчик не полностью раскрывал все ноу-хау, но все же это был прорыв. Музыка и песни получались весьма необычными. В целом, все это ничуть не хуже, чем у большинства современных исполнителей.
И совсем близко к 20-м годам появился еще один культурно-цифровой феномен, который тоже получил собственное имя - Лил Микела.
Поначалу авторы компьютерной "певицы" решили не рассказывать о том, что это не человек. Они завели аккаунт в Instagram, стали добавлять композиции в Spotify и сотрудничать с крупными компаниями в качестве инфлюэсера. И это сработало - бренды заключали миллионные контракты.
В 2018 году, когда стало известно о том, что певица - вовсе не человек, имя и связанные с ним композиции стали еще более популярными. Правда, отличие от предыдущих "артистов" в том, что тексты и музыку для виртуальной артистки писали люди. Тем не менее, становится понятно, что для успешного музыкального проекта вовсе не нужно, чтобы артисты были реальными людьми. Цифровые личности тоже могут быть успешными. К слову, мы недавно писали о том, что голоса благодаря машинному обучению могут быть любыми - так что можно себе представить ближайшее будущее, где голоса, внешность артистов, музыкальный стиль и все прочее является чисто компьютерным.
Еще мы писали о том, что компьютер уже научился писать картины, и зарабатывать на этом деньги. Можно представить себе и то, как искусственный интеллект пишет музыку, возможно, даже индивидуальную, направленную на определенные категории людей или отдельные личности. И эта музыка становится популярной. Компьютерные персонажи могут быть сколь угодно эпатажными, или, наоборот, "скромными" - пробовать можно самые разные направления в стиле, культуре и музыке.
К слову, бояться того, что компьютер заменит человека в музыке не стоит - скорее, это будут либо какие-то смешанные коллективы "реальные артисты + ПК", либо чисто цифровые артисты, которые получают какую-то аудиторию, не конкурируя с реальными группами. В конце концов, существует же Мику Хацунэ, которая поет голосом, который создан путем семплирования голоса живой певицы с использованием программы Vocaloid компании Yamaha Corporation.