Привет, Хабр! Меня зовут Екатерина Гришина, я CEO и Co-founder Corp.bank (резидент Фонда “Сколково”). Сегодня хотелось бы поговорить о цифровой трансформации компании, с помощью которой бизнес-процессы смогут эффективно работать даже в текущих геополитических условиях – под катом несколько таких кейсов.
Важный момент, о котором стоит сказать сразу. Цифровизация - это не просто отказ от бумажного документооборота и полная автоматизация процессов. Это следование трендам, поиск инновационных решений для обеспечения комплексного подхода к организации работы в компании при помощи современных технологий, это трансформация бизнес-процессов для создания обновленной, устойчивой бизнес-модели компаний, способных вести эффективную деятельность в условиях современной экономики и адаптироваться к их изменениям. Обо всем этом и поговорим ниже.
Автоматизация и цифровизация - в чем разница?
Для того, чтобы показать разницу между цифровизацией и автоматизацией в компании, приведу простой пример - обработку договора. Это рутинный процесс, который чаще всего занимает много времени у штатных юристов.
Обработка договора в бумажном документообороте. Такой способ до сих пор используется во многих компаниях. В этом случае сотрудник, который занимается договором, составляет его, распечатывает и относит на бумаге юристу компании. После согласования его подписывают и регистрируют в бумажном журнале в юридическом отделе.
Автоматизация обработки договора. Есть общий сервер и диск с шаблонами договоров, которые доступны всем ответственным сотрудникам в компании. В этом случае при необходимости составить договор с новым клиентом нужно просто заменить данные о контрагенте и некоторые условия и все - договор готов. Журнал регистрации тоже электронный. Согласование ведется по электронной почте или в системе согласования договоров. В этом случае можно сказать, что процессы переведены в электронный вид. Правда, соблюдение контрактной политики, сроков и порядка согласования все равно остаются на ответственности сотрудников.
Цифровизация начинается с момента, когда для работы с договорами вводятся электронные инструменты контроля соответствия процесса регламентам компании, плюс подключения необходимых согласующих. Также используется сравнение версий и выделение изменений, автоматическая регистрация и отправка контрагенту после подписания, плюс напоминание о сроках возврата исполнения обязательств. Таким образом, цифровизация - это снижение человеческого фактора, увеличивается скорость, повышается надежность процессов.
Это простой пример, но достаточно наглядный. Теперь давайте посмотрим, что можно цифровизовать в компании любого масштаба в первую очередь.
Организационные, бизнес процессы и цифровизация
Пример с договором выше был приведен не просто так, ведь делопроизводство и договорная работа - это первое, с чего стоило бы начать оптимизировать в компании. И их стоит "оцифровать" в первую очередь. Как это сделать, очень кратко уже было сказано. Но есть и другие процессы, которые тоже можно перевести на новый уровень.
Кадровые процессы
В любой компании работа с кадрами - сложная комплексная и весьма трудоемкая задача, где, на первый взгляд, сложно что-то оцифровать. Но, на самом деле, все решаемо. Вот основные процессы, которые можно перевести в "цифру":
рекрутинг и прием сотрудников;
планирование и оформление отпусков;
оформление и организация командировок;
перемещение и увольнение сотрудников;
ознакомление с приказами и локальными нормативными актами (ЛНА);
оценка и обучение персонала.
Кроме того, цифровые технологии стоит использовать для подбора резюме, составления индивидуального плана обучения сотрудников, подготовки авансовых отчетов в командировках и прогнозирование увольнения (последнее активно используется во многих западных компаниях, этот момент относится к прогностической аналитике).
В РФ тоже есть примеры цифровизации HR-процессов. Например, цифровизация кадровых процессов в НПФ "Сургутнефтегаз" дала возможность повысить общую эффективность соответствующего отдела в 4-6 раз. В этой компании цифровизованы учет рабочего времени, составление графика отпусков, формирование приказов, проведение обучения и командировки.
Бухгалтерия
Основная проблема бухгалтерии в компании, даже с учетом автоматизации, в том, что документы поступают из разных источников, включая даже почту, курьерскую доставку, электронную почту, мессенджеры и т.п. С бумажными документами возникает проблема - их нужно оцифровывать вручную, а упорядоченное хранение организовать не так-то и просто.
Но при внедрении цифровых технологий и машинного обучения первичные учетные документы могут обрабатываться автоматически, человек в этой цепочке не нужен или почти не нужен. Специализированные сервисы позволяют полностью контролировать все источники поступления любых документов, а также обработку сканов и дальнейший учет. Формирование единого архива документов упрощает задачу финансовых и налоговых проверок.
В РФ есть успешные кейсы цифровизации бухгалтерии. Один из них - проект КАО "Азот", это одно из крупнейших предприятий химической отрасли РФ. Руководство ввело обработку первичных документов по учету движения ТМЦ и платежных поручений при помощи интеллектуальных сервисов Directum Ario.
Выше уже говорилось, что цифровизация процессов актуальна для компаний любого масштаба. Но, конечно, у корпораций все гораздо сложнее, поскольку процессов у них огромное количество. Крупному бизнесу можно рекомендовать передачу части функций, включая юридические, кадровые и бухгалтерские процессы, в выделенные подразделения. Их принято называть общими центрами обслуживания (ОЦО). Но формировать их стоит только в том случае, если компания позаботилась о наличии каналов быстрого взаимодействия с другими учреждениями и удобного общего доступа к документам.
Если сделать все правильно, то в итоге получаем единое окно для сотрудников для оперативного оформления любого запроса - от заказа справок до оформления заявки на ремонт или получение оборудования. И здесь очень кстати машинное обучение, ИИ-помощник, который позволяет:
разделить входящий поток на документы и классифицировать их, извлечь информацию и заполнить реквизиты в регистрационных карточках в системе;
определить ответственного сотрудника и направить документ ему на проверку;
готовить проекты резолюций и предлагать руководителю исполнителей по документу;
сравнить согласованный внутри компании договор с подписанной бумажной версией, полученной от контрагента, и выделить все расхождения;
упростить и ускорить поиск документов за счет обработки запросов на естественном языке без указания точных критериев.
Кейс: корпоративное казначейство
Пример продуктов, которые помогают цифровизовать практически все процессы с платежами, валютным контролем, управлением ликвидностью, кэш-менеджментом и т.п. Речь идет о продуктах для корпоративного казначейства. Существует несколько функциональных модулей:
Система Corp.bank - единый канал прямого безопасного обмена корпораций с банками. Это обмен финансовыми сообщениями с банками по любой поддерживаемой банком технологии (host-to-host, Open API), причем без использования банк-клиентов. Нет необходимости устанавливать разное банковское ПО с разным интерфейсом. Такое преимущество позволяет работать сотрудникам в т.ч. удаленно, не выходя из своей ERP-системы.
Финансовые сделки - возможность управлять кредитными портфелем, размещениями, привлечениями, рисками, обеспечениями, контроль исполнения ковенант и тп.
Валютный контроль - автоматическое формирование документов и мониторинг событий валютного контроля.
Продукт «Корпоративное казначейство» включает в себя платежный процесс, начиная с заявок, с разнообразными механизмами контроля, согласование, исполнение платежей, разнесение выписки, сверка остатков, контроль отклонений, закрытие периода, контроль лимитов БДДС, управление договорами, включая формирование графиков платежей, загрузку данных из внешних источников, управление ликвидностью, включая финансовое планирование, формирование платежного календаря на основе графиков платежей договоров, прогнозирование, лимитирование, резервирование бюджета, контроль кассовых разрывов и предложения по их устранению, разнообразных отчетов.
Такая оптимизация процессов приводит к существенному снижению трудозатрат, сокращению количества и видов ошибок, повышению скорости получения информации, единому стандарту процессов и в целом повышению эффективности работы.
Цифровизация в этом случае приводит к возможности тесной интеграции между системами, единым стандартам, минимизации ручного труда в целом при вводе данных и принятии решений.
Что требуется для внедрения цифровизации процессов в компании?
Когда речь заходит о внедрении новых технологий, может показаться, что потребуются баснословные вложения, огромные затраты труда и т.п. Но на самом деле это не совсем так. Конечно, какие-то траты будут, усилия тоже придется приложить. Но эти технологии при условии грамотного планирования и внедрения в бизнес-процессы компании почти сразу или чуть позже дают значимый эффект. И срок окупаемости вложений - от трех месяцев до года, в зависимости от масштаба компании и объема работ, которые нужно выполнить.
При этом бизнес получает и дополнительные бенефиты, включая выход на совершенно иной технологический, безопасный уровень, повышение скорости работы и конкурентоспособности в целом. Все это усиливает способность компании противостоять вызовам ближайшего будущего.
Внедрение цифровых технологий производится не одномоментно, процесс можно условно разделить на несколько этапов.
Этап 1. Компании нужно понять, что именно требуется внедрять, что наиболее актуально на текущий момент. Так, изначально бизнес может попробовать интегрировать цифровые технологии в избранные процессы. Затем можно либо остановиться на достигнутом, если больше ничего не требуется, либо уже глобально внедрить "цифру".
Пример - цифровизация подписания платежей. Например, после подписания реестра электронной подписью, автоматически подписываются все платежки в нем и отправляются на исполнение в банк.
Этап 2. Выбор пути цифровизации. Здесь проводится обсуждение выбранных на первом этапе процессов, утверждается точный план работ, согласовывается функционал, устанавливаются тестовые стенды.
Этап 3. Внедрение выбранных инструментов. Этим, как правило, должен заниматься инженер (программист, аналитик-тестировщик, консультант по внедрению). На третьем этапе проводится опытная эксплуатация выбранных технологий, пока что в ограниченном масштабе. Если все ок, тестирование проходит успешно, то компания запускает систему в ОПЭ и начинает на все 100% работать с новыми технологиями, переходя на новую модель.
Важное условие успешного внедрения цифровых инструментов - при выборе и внедрении инновационных решений необходимо четко понимать, что это обоснованно только в том случае, когда появляется существенный эффект непосредственно после внедрения, либо эффект определяется новыми автоматизированными возможностями. Проще говоря, позволит заработать больше сразу либо создаст почву для каких-то передовых решений в будущем, для которых текущая инфраструктура не была готова. Чтобы майнить биткоины, надо сначала «Денди» поменять на мощный ПК. Во-вторых, осознание необходимости этого всей команды руководителей, включая линейных менеджеров и "звезд" организации. После глобальной цифровизации работа компании становится более системной, чем раньше. Многие процессы отстраиваются автоматически, и тем самым "звездам", которые раньше выполняли львиную часть работы, можно уже не выполнять такой объем рутинных обязанностей. Свою энергию можно направить на решение более креативных задач, увеличив, тем самым, эффективность работы компании.
Немного о рисках
В случае глобальных изменений они, конечно, есть. Некоторые технологии могут не подойди, другие придется кастомизировать, адаптировать под себя. Ведь работа любой компании - уникальна, есть своя специфика, которую обязательно нужно учитывать. Не получится просто взять и интегрировать цифровые технологии без изменений и доработки.
Есть еще и риск неприятия некоторыми сотрудниками изменений - в этом случае придется поработать над тем, чтобы убедить сомневающихся. Сделать это лучше всего примерами успешного решения задач при помощи новых технологий.
Первое время после внедрения изменений будут возникать проблемные ситуации, то есть работу цифровой системы придется отлаживать. Но после того, как все будет сделано, сотрудники и руководство смогут увидеть, насколько улучшилась работа компании. Авральных ситуаций (во время налоговой проверки, например), станет гораздо меньше, если они не исчезнут совсем. И можно будет работать без коллапса во время сложных периодов - система будет работать, как хорошо отлаженный часовой механизм.