Цифровой подход к обучению «во время работы» — 8 типов

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Мне довелось разработать не одну систему корпоративного обучения для крупных компаний, да и сам я продолжаю много учиться во взрослом возрасте. Проанализировав обратную связь участников обучения и собственные ощущения, в большинстве случаев получается, что самым эффективным способом обучения является обучение "во время работы" (learning on-the-job). Эффективным с точки зрения остаточных знаний и наблюдаемого изменения поведения (в корпорациях чаще всего измерются эти два показателя, по пост-тестам и опросам руководителей).

Для меня лично, самым эффективным процессом получения новой компетенции стал такой: 1) получение обзорной информации или проблематизация от коллег/заказчиков, или из кейсов на конференциях, 2) небольшой поиск обзорной информации и утчтонение рамок проблемы и 3) микрообучение "в моменте" (чтение материалов по теме, видеокурс и/или короткий учебный проект).

Например, для выполнения одного проекта мне необходимо было овладеть навыком быстрого создания UML-диаграмм в определенной нотации (требование заказчика) - поиск привел меня к паре фундаментальных статей по теории, разбору примеров и разных нотаций, потом нашел видео по использованию draw.ioCreately и Lucidchart (я выбрал последний), затем к выполнению небольшого примера UML по мотивам моей демонстрационной БД, - в сумме потратил полдня на освоение нового навыка.

Почему обучение on-the-job стало наиболее эффективно для меня (да и для многих сотрудников, судя по опросам корпоративного университета)? На мой взгляд есть 3 главные причины:

  1. Лучший вид мотивации. Как известно, мотивация к обучению - наибольший барьер в обучении взрослых (сколько раз мы начинали чему-то учиться и не заканчивали, или откладывали обучение на "когда буду посвободнее"). Обучение во время работы дает самую высокую мотивацию из возможных в профессиональной сфере - мотивация осваивать новое совпадает с целью вашей профессиональной деятельности "в моменте".

  2. Цифровая среда снижает транзакционные издержки - простота и скорость вхождения в обучение и поиска материалов, почти нулевая стоимость их доставки. Никакое формальное (университет, курсы, тренинги) обучение не обладает той же гибкостью в подборе контента и очень низким порогом вхождения. Напротив, цифровая среда (интернет, соцсети, онлайн-аутентификация и оплата) поощряет моментальный поиск и доступ к нужному контенту.

  3. И традиционный аргумент - быстрое закрепление навыка. Полученные знания неоднократно закрепляются с минимальной задержкой после обучения.

Какая же должна быть информационная система, чтобы мы могли получить наибольшую пользу от обучения в процессе работы? С точки зрения системного аналитика, необходимо понять структуру и типологию этого обучения, и сделать некоторую классификацию методов, как традиционных, так и новых, которые стали доступны в цифровой век. Ниже показана моя версия такой классификации, а также важные моменты её реализации:

Прежде всего, обучение в процессе работы делится на PUSH и PULL - два принципиально разных подхода, баланс которых нужно соблюдать в корпоративном обучении. Соотношение их зависит не только от профессиональной области, уровня позиции, но и от личных привычек и навыков самообучения каждого конкретного сотрудника. Здесь нам может помочь модель ИИ для определения оптимального соотношения на основании цифрового следа предыдущего обучения и эффективности.

Основные методы PUSH-обучения выделенные в данной классификации:

  • Обязательное, для обеспечения соответствия требованиям государства или компании. В цифровом HR это могут быть краткие онлайн-инструктажи и мобильные чеклисты, видео-планерки (для проверки готовности по ОТ, ПБ и ООС, оценки рисков)

  • Назначенное, в результате инициативы руководителя или наставника. В данном случае работник полагается на понимание его потребностей более опытным коллегой, и использует внешний локус мотивации (сотруднику важно, как его профессионализм оценивают окружающие). Цифровая среда обеспечивает платформу для "моментальной" обратной связи по компетенциям, с привязкой к готовым обучающим материалам и библиотеке знаний.

  • Программное, вследствие незаконченности программы обучения, содержащей несколько модулей. Имеется ввиду встраивание программы обучения в рабочий процесс, когда к примеру учебный проект/инициатива или ознакомление с новой документацией предусмотрено планом работы, например, генерация и контроль выделенным наставником рабочих задач из LMS в программе подготовки кадрового резерва.

  • Трансформационное, при возникновении определенных заранее изменений в рабочих процессах - перевод, адаптация, включение в проект и пр. В цифровой среде возможна привязка "всплывающих" микромодулей внутрь рабочих систем, привязка контента к новому оборудованию через AR.

И наконец, мои любимые методы PULL-обучения, на которые цифровизация повлияла наибольшим образом и сделала их еще более эффективными:

  • Ситуативное, при возникновении недостатка знаний или понимания в момент решения рабочей задачи. Цифровая среда должна обеспечить мгновенный, простой и быстрый поиск по корпоративным базам знаний, в сети интернет, доступ к профсообществу. Обычно реализуется через корпоративные платформы типа "портал знаний" и подписки на профессиональные каналы, через интерфейс AR, цифровое рабочее место или мобильное устройство.

  • Подкрепляющее, желание работника вернуться к уже пройденному материалу, чтобы уточнить забытое. Цифровая платформа должна обеспечить хранение и поиск по истории обучения, сбор заметок и отзывов по пройденному, личные цифровые классификаторы накопленных знаний (например, Notion).

  • Развивающее, связанное с желанием работника повышать свой образовательный уровень и следить за трендами. Цифровая платформа неоценима в подготовке обзоров и трендов (в том числе через работу ИИ, опирающегося на список задач сотрудника), а также поддержке профессиональной социальной сети работника, откуда он получает горячие темы и мнения.

  • Карьерное, желание работника изучить смежные темы или углубиться в новые, связанные с желанием перехода на другую должность. Цифровые карьерные маршруты и модели компетенций, а также цифровой shadowing (доступ на чтение к рабочей среде, фоновая трансляция экрана) позволяют, не отвлекая коллегу, погрузиться в его рабочий процесс.

Важным условием реализации вышеперечисленных цифровых методов обучения во время работы является полная интеграция рабочей и обучающей сред в компании. С приходом цифровых рабочих мест и удаленной работы, эта интеграция технологически реализуема и становится все доступнее. Многие ИТ-компании уже предлагают такие решения, к примеру, коллеги из Evola или Mail.Ru.

Итак, цифровизация HR меняет ландшафт корпоративного обучения, и я уверен, что обучение во время работы станет одним из приоритетных направлений и главным способом корпоративных университетов достучаться до каждого сотрудника.

Источник: https://habr.com/ru/post/564960/


Интересные статьи

Интересные статьи

В современном мире известен всего один задокументированный случай, когда человек дожил до 122 лет. В 1997 году скончалась старейшая жительница Земли — француженка Жанна Кальман. Ученые ...
Сегодня ЕРАМ — это сообщество из более 40 000 экспертов по всему миру. В таких масштабах для качественной работы с большими объемами данных и правильной оценки ресурсов н...
Ваш сайт слишком медленный? Тогда самое время предпринять какие-то действия для решения этой проблемы. Даже если это не так, вам может быть интересно узнать, какие  ошибки делают раз...
Недавно Google представила новый сертификат, который подтверждает, что его обладатель умеет проектировать, создавать и выпускать модели машинного обучения с использованием облачных технол...
Многие привыкли ставить оценку фильму на КиноПоиске или imdb после просмотра, а разделы «С этим товаром также покупали» и «Популярные товары» есть в любом интернет- магазине. Но существуют и ...