Разместить здесь вашу рекламу


Тяжела ли работа программиста — взгляд с точки зрения психофизиологии

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Во первых словах:
— Работа программистом-разработчиком — тяжелый труд, сравнимый с валкой леса топором. И проблематика данного труда сильно недооценена в общественном сознании.
Сейчас я обосную этот тезис с научной точки зрения.

image

Дело в том, что я не только разработчик ПО, мое первое образование — медицинское, я увлекаюсь психофизиологией и являюсь автором киберсемантики. В силу данной специфики, на стыке двух совершенно различных дисциплин, порой видны всякие интересные штуковины. Хочу кратенько поделиться.

1. — … да, а че там — сидишь, тюкаешь по клавишам… — знакомая точка зрения? Я слышал такое не раз. Так говорят люди не знакомые с основами функционирования головного мозга человека.
Дело в том, что в состоянии покоя, наш мозг потребляет 10% от общей потребляемой организмом энергии. И у многих людей эти 10% так и расходуются на мозг всю жизнь. Однако когда человек начинает активно использовать головной мозг, как это происходит в процессе поиска неординарных решений при разработке ПО, потребление энергии возрастает до 25%-30%, а, по некоторым оценкам, и более того. То есть, с энергетической точки зрения, в это время вы реально рубите дрова. Но не руками, а головой. Отсюда и сильнейшее чувство физической усталости после интенсивной разработки. Будто канавы рыли, да же? А остальным-то, кто не пользуется своим мозгом, эти ощущения совершенно незнакомы. Отсюда и недооценка при взгляде со стороны.

2. Второй значимый момент связан с тем, что в отличие от тех же мышц, наш мозг не подключен напрямую к общей системе кровообращения. Google знает про «гематоэнцефалический барьер» — он вам расскажет, как оный барьер надежно охраняет наш мозг от инфекций и паразитов. И в то же самое время, этот барьер является тем узким местом, которое не позволяет разгонять наш ЦП до максимальных значений. Такая структура — это что-то вроде чипа и кулера, но без термопасты. Во-первых, мозг натурально перегревается на пиковых нагрузках, ибо см. п.1. Во-вторых, помимо перегрева есть проблема вывода продуктов метаболизма — органических отходов, образуемых в процессе работы. Вам знакомо ощущение боли в мышцах после интенсивного физического труда? Но вывести отходы из мышц намного проще, чем из головного мозга. И вы не ощущаете боль мозга после интенсивной работы только потому, что в самом мозге отсутствуют болевые рецепторы, и он сигнализирует вам о своей перегрузке другими путями.

Так вот и получается, что «тюканье по клавишам» — это, по сути, одно из самых тяжелых занятий в нашем социуме. Это реально так. И это медицинский научный факт.

Причем, обратите внимание: когда вы используете хорошо знакомые вам шаблоны в программировании — расход энергии значительно ниже, чем когда приходится отходить от привычных паттернов в сторону, и создавать что-то принципиально новое. Именно поэтому, я, например, считаю вполне разумным и обоснованным оценивать час работы — по-разному, в зависимости от возможности применить общеизвестные шаблоны. И этот момент тоже, не очень хорошо понимается в общественном сознании. Потому, что для человека, который по жизни свой мозг не использует, «написание кода» == «написанию кода». Но в реальности — это далеко не так. Есть «написание кода» и есть «НаписаниеКода», и они !=, хотя со стороны это и выглядит совершенно одинаково.

3. Третий важный аспект данной проблемы: инерция мозга. Здесь вообще всё интересно. Дело в том, что хотя многие из вас и привыкли мыслить о своих мозгах и мыслях, в категориях «hard» и «soft», но в медицинской реальности головной мозг не является, в чистом виде, ни тем, ни другим. Ближе всего, из компьютерной техники, головной мозг — к древним чипам, программа которых жестко завязана на их структуру. Причем, эта структура (а, следовательно, и программа) постоянно видоизменяется. Разумеется, здесь тоже не все так односложно (это очень большая тема), но важно здесь понимать что:

— Нельзя просто взять, и послать мозгу команду killall, и прибить все процессы, даже при очень жесткой перегрузке. Потому, что программные процессы, происходящие в мозгах, достаточно жестко завязаны на саму структуру мозга. А на ее перестройку всегда требуется время. Иногда очень большое время. Это важный момент в понимании работы мозга. Программы, которые управляют нашими мыслями и действиями – это не просто последовательность электронных потенциалов, которая может быть легко и просто перезаписана на другую. Даже когда речь идет о краткосрочных программах в голове – их инерция всегда ощутимо больше, чем у программ в компьютере.

И все из вас хорошо знают, что когда вы по уши влипли в какой-то проект по разработке, вы работаете над ним постоянно. И на работе. И во время еды. И на прогулке. И даже во сне — наутро какие идеи приходят здравые, да?

Отчасти по этой причине некоторые программисты скатываются в алкоголизм — они пытаются совладать с инерцией мозга и остановить его работу, хотя бы на время, при помощи алкоголя. Чтобы хоть немного разгрузить перегретый орган. Впрочем, это тоже отдельная большая тема.

В общем, надеюсь, вы узнали что-то новое и сможете рассказать об этом своим знакомым. Пусть все узнают о непростой жизни бойцов интеллектуального фронта. О том как гибнут на передовой те, кто, не зная основ физиологии собственного мозга, сгорел дотла, окончательно потеряв всякую мотивацию и способность к вдохновенному кодированию.

Если получилось интересно — пишите комментарии — я по запросу разверну наиболее интересные моменты.

Роман Д.
2winners.com
Источник: https://habr.com/ru/post/468277/


Интересные статьи

Интересные статьи

Журналы приложений раскрывают информацию о внешних и внутренних событиях, которые видит приложение в ходе исполнения. Когда при деплое возникает баг, взлом или аномалия, журналы — самое...
Все знают о том, как наблюдать за работающими процессами в Linux-системе. Но почти никто не добивается в подобных наблюдениях высокой точности. На самом деле, всем методам мониторинга про...
Для кого это статья Для джунов-тестеров, кому страшно менять работу, и кто рад первой компании, благодаря которой он наудачу вошел в хайповую айтишку. Для QA Engineer без опыта, л...
Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи «How To Fake Being a Good Programmer» автора Stan Sootla. Программисты – это, своего рода, волшебники: слегка потрепанные персонажи...
В последнее десятилетие мы успешно пользовались тем, что Go обрабатывает ошибки как значения. Хотя в стандартной библиотеке была минимальная поддержка ошибок: лишь функции errors.New и fmt.Erro...