Не путать с тёмным режимом!
Шумиха вокруг «Социальной дилеммы» заставила многих осознать силу технологий и их влияние на всех нас. Для UX-дизайнеров использование нечестных уловок на цифровых платформах — не новость: мы называем такие хитрости тёмными паттернами.
Тёмные паттерны — это уловки, используемые на веб-сайтах и в приложениях, которые заставляют пользователя делать то, что он не собирался: например покупать что-то или регистрироваться где-то. Цель этого сайта — распространять информацию и стыдить компании, которые используют тёмные паттерны.
К сожалению, тёмные паттерны в дизайне интерфейса — распространенное явление. Я продемонстрирую это на подборке из сервисов и приложений, которыми мы пользуемся каждый день.
Замаскированная реклама в YouTube
Замаскированная реклама — реклама, замаскированная под другой контент или элементы навигации таким образом, чтобы вы нажали на нее.
Самое первое, что показывает YouTube, когда приложение открыто, — это не видео, а реклама, очень похожая на видео. Листая приложение, пользователь видит множество такой замаскированной под видео рекламы и легко может нажать на нее по ошибке.
«Тараканья ловушка» (Spotify)
Тараканья ловушка — такой дизайн, который упрощает попадание в определенную ситуацию, но затрудняет выход из нее (например, оформление подписки).
Помните, как создается аккаунт Spotify? Вряд ли: вы наверняка использовали OAuth и сразу же вошли через аккаунт Facebook. А если нет — заполнили небольшую форму, указали регистрационные данные — и всё. А как удалить аккаунт Spotify? Если вы пытались это проделать, наверняка помните, что пришлось постараться.
На веб-странице Spotify легко понять, как войти или зарегистрироваться. На панели навигации есть понятные кнопки — и еще выделенная кнопка в центре экрана.
Если нажать кнопку входа, вы обнаружите, что для использования Spotify не нужно создавать аккаунт — можно войти через аккаунт Facebook, Apple или Google. Просто и удобно, правда?
А вот удалить аккаунт Spotify — то еще испытание. Нужно «всего лишь» выполнить следующее:
Перейти на страницу support.spotify.com/us/contact-spotify-support/.
Нажать «Войти» справа вверху и ввести свои учетные данные.
Нажать пункт «Подписка».
Выбрать вариант «Я хочу удалить аккаунт».
Нажать «Удалить аккаунт».
Затем будет несколько экранов с вопросами, после чего вам на электронную почту придет письмо, в котором нужно будет нажать на ссылку и подтвердить удаление аккаунта. То есть, интерфейс Spotify спроектирован таким образом, чтобы как можно больше усложнить закрытие аккаунта.
«Заманить и подменить» (Reddit)
Заманить и подменить: вы хотите сделать одно, но вместо этого выполняете другое, нежелательное действие.
Листая ленту Reddit, можно раскрывать изображения, нажимая на них. Однако в ленте Reddit есть множество «рекламных» записей, и если пользователь нажимает на картинку такой записи, вместо стандартного поведения (развертывание изображения) открывается какой-нибудь рекламный веб-сайт.
«Тараканья ловушка» (Instagram)
Instagram использует паттерн тараканьей ловушки не так, как Spotify: Instagram — мобильное приложение, но при этом удалить аккаунт из самого приложения невозможно. Пользователю понадобится браузер, что неоправданно усложняет процесс удаления аккаунта.
Принудительное продолжение (Skillshare)
Принудительное продолжение: когда бесплатная пробная версия сервиса заканчивается, с карты начинают списываться деньги — без каких-либо предупреждений. И отменить автоматическое продление будет нелегко.
Skillshare использует один из самых распространенных в подписочных сервисах тёмных паттернов: чтобы воспользоваться бесплатной пробной версией, пользователь должен указать данные кредитной карты — и в результате становится должен, как только пробный период заканчивается. Отменить подписку можно в любой момент, даже до начала платного периода, однако многие компании не уведомляют должным образом о том, что будет взиматься плата — пока не станет слишком поздно.
Подтверждение с укором (Wish)
Подтверждение с укором: пользователя стыдят за выбор, который он собирается сделать. Вариант отказа сформулирован таким образом, чтобы заставить пользователя отступить.
При попытке отписаться от рассылки Wish появляется диалоговое окно с текстом, который сформулирован так, чтобы заставить пользователя почувствовать себя виноватым за то, что он уходит. Мало того, что в заголовке написано «Нам грустно, что вы уходите», так еще вместо нейтрального «Отписаться» нужно нажать «Я не люблю скидки».
Предотвращение сравнения цен (AliExpress)
Предотвращение сравнения цен: продавец затрудняет сравнение цены одного товара с другим, что не дает принять обоснованное решение.
AliExpress — это онлайн-сервис розничной торговли с большим ассортиментом товаров. На гифке ниже — результаты поиска набора кистей для макияжа.
На экране результатов поиска можно сравнить различные предложения. В этот момент в результатах отображаются конкретные цены. Но когда пользователь нажимает на сведения о товаре, вместо цены указывается только ценовой интервал. Чтобы увидеть окончательную цену товара, нужно выбрать количество, цвет и способ доставки. Такой способ отображения цен затрудняет сравнение различных товаров и принятие обоснованного решения.
Скрытые затраты (Broadway.com)
Скрытые затраты: переходя к последнему этапу оформления заказа, вы обнаруживаете непредвиденные затраты — например, плату за доставку, налоги и т. д.
На скриншоте выше показано, что при выборе мест отображается цена в 59,50 доллара за каждое. Однако на этапе оформления заказа за каждый билет взимаются дополнительно 14,88 доллара за обслуживание и обработку заказа, то есть цена внезапно увеличивается. Эта уловка часто используется на платформах по продаже билетов, из-за чего покупателям сложно предсказать, сколько придется потратить.
Об авторе
Мариана Варгас — UX-специалист и певица из Лиссабона (Португалия). С ней можно связаться через LinkedIn.
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.