Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Легенда
Когда проект зародился, то нравился каждому. Белый листа бумаги и каждый смотрел на него с ожиданием и воображал какие перспективы откроются, какие проблемы решатся.
Вот на бумагу архитектор нанес первый блок. Сзади раздалась ругань. Это разработчики, спорили: Как лучше стартовать новый сервис и какой стартер выбрать. У архитектора по спине пронесся холодок. Не успела сложилась архитектура даже для Proof Of Concept, не то что для Minimal Valuable Product, но уже возникли препятствия. Выбор стартера наложит пока не очевидные рамки.
Одно было ясно, сборщик будет использоваться. Архитектор подошел к Team Lead и попросил использовать WebPack и чистый проект без стартера, так как по прошлым проектам с ним в той или иной мере знакомы разработчикам.
Мотивация
Каждый кто в 2020 использовал браузер - пользовался результатами сборки с помощью WebPack.
Среди разработчиков некоторые добавляли обработчик для специальных файлов или плагин для нужд проекта или использовали уже готовую конфигурацию, например в create-react-app.
Задач много и помнить параметры конфигурации смысла нет. Структура и часто используемые настройки сами отложатся в голове.
Готовые плагины и loader's сильно облегчают работу, задача на 95% заключается в прочтении первой страницы документации, чтобы сконфигурировать под конкретный проект. Даже в таком случае ошибки в синтаксисе случаются. Мало кто сходу вспомнит devtool
или devtools
. Некоторые директивы относились к другой версии WebPack. Учет этого будет полезным положить на плечи TypeScript.
Пару лет назад мне не нахватало подробного описания такой настройки, а на сайте самого WebPack только короткое описание: вот ссылка.
Особенности проекта в статье
В проекте для статьи нет цели написать всеобъемлющий мануал по настройке, будет базовый пример для backend и frontend.
Cервер будет отдавать статическую директорию с FE для нашего сайта. Сам же FE будет только выводить на страницу Hello World!
. Зависимостями для BE будет node
, для сборки webpack
.
GitHub: тут
Структура директорий c описанием
Для удобства демонстрации я буду использовать моно-репозиторий с server и webapp в одном проекте
~/projectfolder/ # Корень проекта -- инициализирован с помощью
yarn init
/apps # директория приложений
/server # директория backend -- инициализирована с помощью
yarn init
/src # исходный код сервера
файлы конфигурации (части относящиеся к BE)
/webapp # директория frontend -- инициализирована с помощью
yarn init
/src # исходный код браузерного приложения
файлы конфигурации (части относящиеся к FE)
/utils # расширенные утилиты
общие части конфигурации
Зависимости проекта
Общие в директории
~/project_folder
yarn add -D @types/node @types/webpack concurrently cross-env nodemon ts-loader ts-node typescript webpack webpack-cli
Для сервера в директории
/apps/server
нам не понадобится дополнительных зависимостей помимо тех что есть в общей директорииДля веб-приложения в директории
/apps/web_app
нам понадобитсяhtml-webpack-plugin
5 версии так как он предназначен для использования с WebPack 5 версии. На Момент написания этот покет еще в beta доступе.
cd apps/web_app
yarn add -D html-webpack-plugin@5
Настройки TypeScript
Браузер, server, и компьютер разработчика или runner - это три среды с личными особенностями:
Для сервера главное, node с помощью которой будет выполняться итоговый скрипт сервера. Что доступно в зависимости от версии наглядно показывается по ссылке: https://node.green
Конкретная настройка сервера apps/server/tsconfig.json
не влияет на сборку, главное в конфигурации webpack указать правильны путь до файла для сборки сервера.
Для браузера, на конец 2020, лучше выбирать ES6 если нет задачи поддерживать Internet Explorer 11. Хороший сайт для проверки доступных функций: https://caniuse.com
Файл: apps/web_app/tsconfig.json
Компьютер разработчика или runner где будет собираться проект тоже накладывает ограничения, которые в большинстве ситуаций легко устранимы. Для запуска также понадобиться конфигурация TS, она будет использоваться ts-node
который будет запускаться под капотом webpack.
Spoiler
tsconfig.json
"compilerOptions": {
"module": "commonjs",
"target": "es5",
"esModuleInterop": true
}
Данный файл обязателен и частью для запуска самого webpack с конфигурацией написанной на typescript
Серверное приложение
Сервер для данной статьи предельно прост, раздачей файлов из одной папки. Код является копией статьи (ссылка) с сайта node, адаптированный под этот проект и с защитой от доступа к родительским папкам ..\..\secret
в запрошенных файлах.
Spoiler
apps/server/src/index.ts
import { resolve, normalize, join } from 'path'
import { createServer, RequestListener} from 'http'
import { readFile } from 'fs'
const webAppBasePath = '../web_app'; // Это путь до папки уже после build (в директории dist)
const handleWebApp: RequestListener = (req, res) => {
const resolvedBase = resolve(__dirname ,webAppBasePath);
const safeSuffix = normalize(req.url || '')
.replace(/^(\.\.[\/\\])+/, '');
const fileLocation = join(resolvedBase, safeSuffix);
readFile(fileLocation, function(err, data) {
if (err) {
res.writeHead(404, 'Not Found');
res.write('404: File Not Found!');
return res.end();
}
res.statusCode = 200;
res.write(data);
return res.end();
});
};
const httpServer = createServer(handleWebApp)
httpServer.listen("5000", () => {
console.info('Listen on 5000 port')
})
Frontend приложение
Web приложение также предельно простое. В document.body
монтируется простой <div id="root">Hello world!</div>
Spoiler
apps/webapp/src/index.ts
const rootNode = document.createElement('div')
rootNode.setAttribute('id', 'root')
rootNode.innerText = 'Hello World!'
document.body.appendChild(rootNode)
Настройка WebPack
Теперь нам осталось только настроить webpack.
Для удобства конфигурацию можно разбить на файлы. А так как мы используем TS, то мы получаем синтаксис import {serverConfig} from "./apps/server/webpack.part";
из-за этого основной файл становится предельно коротким.
Spoiler
webpack.config.ts
import {serverConfig} from "./apps/server/webpack.part";
import {webAppConfig} from "./apps/web_app/webpack.part";
import {commonConfig} from "./webpack.common";
export default [
/** server **/ {...commonConfig, ...serverConfig},
/** web_app **/ {...commonConfig, ...webAppConfig},
]
В нем мы только импортируем конфигурации и экспортируем их в виде массива попутно объединяя с общей частью.
Общая часть
Общая часть может содержать все что можно переиспользовать между различными конфигурациями. В нашем случае это поля mode
и resolve
. Обратите внимание, что у константы объявлена типизация const commonConfig: Configuration
, тип взят из import {Configuration} from "webpack";
.
Spoiler
webpack.common.ts
import {Configuration, RuleSetRule} from "webpack";
import {isDev} from "./apps/_utils";
export const tsRuleBase: RuleSetRule = {
test: /\.ts$/i,
loader: 'ts-loader',
}
export const commonConfig: Configuration = {
mode: isDev ? 'development' : 'production',
resolve: {
extensions: ['.tsx', '.ts', '.js', '.json'],
},
}
Также в этом файле лежит общая для проекта часть настройки правила для загрузки TS файлов const tsRuleBase: RuleSetRule
, тип взят из import {RuleSetRule} from "webpack";
.
isDev
это простая проверка isDev = process.env.NODE_ENV === 'development'
Конфигурация FE и BE
Тут уже все максимально похоже на простую настройку webpack, только с подсказками благодаря типизации import {Configuration, RuleSetRule, WebpackPluginInstance} from "webpack";
Обратите внимание на WatchIgnorePlugin
так как благодаря нему можно исключить какие-то файлы и директории и при изменениях в них не будет перекомпиляции.
Spoiler
apps/server/webpack.part.ts
import {Configuration, RuleSetRule, WatchIgnorePlugin, WebpackPluginInstance} from "webpack";
import {join} from "path";
import {tsRuleBase} from "../../webpack.common";
const serverPlugins: WebpackPluginInstance[] = [
new WatchIgnorePlugin({
paths: [join(__dirname, '..', 'apps', 'web_app')]
})
]
const tsRuleServer: RuleSetRule = {
...tsRuleBase,
options: {
configFile: join(__dirname, 'tsconfig.json')
}
}
export const serverConfig: Configuration = {
entry: join(__dirname, 'src', 'index.ts'),
output: {
path: join(__dirname, '..', '..', 'dist', 'server'),
filename: 'server.js'
},
target: 'node',
plugins: serverPlugins,
module: {
rules: [tsRuleServer]
}
}
Spoiler
apps/webapp/webpack.part.ts
import {Configuration, RuleSetRule, WatchIgnorePlugin, WebpackPluginInstance} from "webpack";
import HtmlWebpackPlugin from "html-webpack-plugin";
import {join} from "path";
import {tsRuleBase} from "../../webpack.common";
const webAppPlugins: WebpackPluginInstance[] = [
new HtmlWebpackPlugin(),
new WatchIgnorePlugin({
paths: [join(__dirname, '..', 'apps', 'server')]
})
]
const tsRuleWebApp: RuleSetRule = {
...tsRuleBase,
options: {
configFile: join(__dirname, 'tsconfig.json')
}
}
export const webAppConfig: Configuration = {
entry: join(__dirname, 'src', 'index.ts'),
output: {
path: join(__dirname, '..', '..', 'dist', 'web_app'),
filename: 'bundle.js'
},
target: 'web',
plugins: webAppPlugins,
module: {
rules: [tsRuleWebApp]
}
}
Один из интересный моментов - это указание пути до файла конфигурации для ts-loader
, выглядит это так configFile: join(__dirname, 'tsconfig.json')
. Так как __dirname
в каждом случае различен. То в случае backend все компилируется в целевую версию EcmaScript esnext, а для frontend в es6.
Заключение
Весь код приведенный в статью публикуется под "UNLICENSE". Что также указано в репозитории Github: тут.
Использование в проектах конфигурации через TS - это конечно не бизнес фича. Но привносит комфорт в процесс настройки. На небольших проектах это не так заметно, но если вы например используете micro-frontend c помощью ModuleFederationPlugin
, то количество файлов конфигурации webpack растет с каждым микро-приложением и комфорт при настройке становится важен, тем более что время затраченное на именно TS тут минимальное.
PS. Хотелось бы узнать будет ли вам интересна настройка разработки через разворачивание в docker (для VSCode и JetBrains)