У знакомых подросли дети, приближается пора сдача ОГЭ (после 9 класса), и время думать - кем работать мне тогда, чем заниматься.
Спросили меня, не заставить ли ребенка "учиться разнообразным информационным технологиям", и я крепко задумался, как им правильно и - понятно - ответить.
Вместо предисловия.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон путешествуют на воздушном шаре. Наконец, решают узнать, куда они попали, и снижаются. Видят внизу человека, пасущего котов, и спрашивают, где они находятся. Тот долго думает и, наконец, отвечает:
- На воздушном шаре!!!
- Ого! Похоже нас занесло в Россию! - замечает Шерлок Холмс.
- Кажется, я понял Ваш дедуктивный метод, Холмс! - отозвался Ватсон, - Он долго думал, его ответ абсолютно точен и абсолютно бесполезен, значит он - программист. А поскольку только в России программисты пасут котов, мы - в России!
Небольшое отступление.
Существует называемая каким-то очень длинным словом социальная группа, работающая почти исключительно на государство. Сейчас в этой группе в РФ находятся врачи, учителя, военные (включая ОПК и военизированные министерства и подразделения), космонавтика, и далее. Чем отличается эта группа - у ее основных работников почти нет возможности пойти работать в частный сектор (за очень малыми исключениями, обсуждение темы выходит за рамки заметки). Как следствие монополизации отрасли - оклад в ней устанавливает государство, и он, зачастую, не вызывает желания все бросить и пойти туда работать. Указы "удвойте оклады от средней зарплаты по региону" - не похоже, чтобы работали.
Время от времени появляются инициативы "давайте все ИТ возьмутся на учет", и иные "вернем все взад". Вне зависимости от успешности этих инициатив, закрытия границ и так далее, одним из факторов давления на стоимость труда на рынке ИТ последние лет 20 были возможности:
- или работать "на запад"
- или уехать совсем.
Кроме того, имеютя одновременные заявления В «Ростехе» пожаловались на острую нехватку IT-специалистов в РФ и Сотрудники IT-института «Ростеха» пожаловались Путину на длительные задержки зарплаты. Похоже, что к двум проблемам России добавилась третья - постоянный дефицит высококвалифицированных низкооплачиваемых кадров.
Следовательно, еще одним из элементов непрямого давления на условия труда и оклад (и свои нервы) является возможность в любой момент встать со стула, доехать до аэропорта и через несколько часов (или дней, если лететь со стыковкой) начать работать в совершенно других условиях. Врачи так сделать не могут - необходимо полностью переучиваться. ИТ-специалисты - пока - могут. Но у пилотов уже был в 2017 году прецедент отзывов свидетельств. Как раз когда Росавиация рассказывала, что пилоты почему-то уезжают.
Lo there do I see the line of my people, back to the beginning.
Посмотрев вокруг, спросите сами себя - что НЕ изменилось в ИТ за последние 10-20 лет?
- Алгоритмы.
Время от времени появляется что-то новое, но идеи остались те же, что озвучены еще в 1976 в книге Algorithms + Data Structures = Programs.
- Теория.
Сложность алгоритмов, О- нотации, общая теория (вспомнив такие книги как Operating Systems: Design and Implementation - 1987 и Modern Operating Systems - 1992)
- Оценки скорости изменений
В 2016 году вышла статья Human body part designers and guided Space tours? Get ready for the jobs of the future (ссылка 1, ссылка 2, перевод). До прогноза - 2025 - еще два года, но точность угадывания оцените сами.
- Мир
Вопреки некоторым прогнозам, гравитационное поле Земли не поменялось, и с Австралией все в порядке. Мир пока остался американоцентричным. Science citation index по странам можно посмотреть тут - за 2015 и 2020 год и сделать какие-то личные выводы.
- Софт-скиллы
Хотя типовой Ит-шник у HR выглядит как Richmond Felicity Avenal, но большой проект все равно требует как-то работать и уживаться с людьми, каким бы новом словом это не называлось.
Фреймворки, выбор между ML и SCADA могут стать не актуальными уже через лет пять - просто потому что. Вот что точно останется неизменным - это решение задач про поворот небинарного дерева на виртуальной доске.
Что посоветовал в итоге я.
Отдать ребенка на курсы по подготовке к A Cambridge English: First (FCE), которые должны завершиться экзаменом. Не абстрактные "общие курсы", а именно подготовка к экзамену. Вне зависимости от будущего направления всех траекторий.
Устроить ребенку обзорные экскурсии по заводам (Где трудятся в дыму и производят дым). Такие экскурсии иногда бывают, иногда их можно организовать, иногда у заводов есть условно-открытые (по записи) музеи, как например в РКК Энергия.
Чаще выезжать куда-то за пределы родного колхоза "Заскоки Ильича". Это дает какую-то мотивацию к учебе, хотя бы для того чтобы поехать посмотреть "что-то" еще раз, уже самостоятельно.
С обучением важнейшими (по моему мнению) софт-скиллами, а именно умению учиться самостоятельно, по возможности соблюдать договоренности, и не пренебрегать стратегическими задачами в пользу разовых тактических, все сложно. Нет у нас курсов по психологии поведения.