Учить, лечить, мочить: три инсайта о внедрении базы знаний от бизнес-консультанта с опытом работы в S7

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет! Это Виталий Чесноков, сооснователь TEAMLY — платформы для совместной работы и управления знаниями. В своей практике я замечаю, что у компаний есть трудности с тем, чтобы внедрить базу знаний в рабочие процессы. В этом вопросе мне помогают разобраться эксперты.

Сегодня мне удалось пообщаться с Еленой Михайловой. Елена – бизнес-консультант, руководила проектами по разработке и внедрению базы знаний, ERP систем в S7 Airlines.

Поговорили о том, с чего начать строить базу знаний, если в хранилище только папки с фамилиями. А также что делать, если сотрудники игнорируют базу знаний и просят вернуть гугл-документы.

Как мотивировать сотрудников вести базу знаний, если они требуют вернуть гугл-доки

– Часто слышим от экспертов и некоторых клиентов, что реакция сотрудников на внедрение базы знаний очень полярная. Кто-то в восторге, а кто-то требует вернуть гугл-доки обратно. Как преодолеть сопротивление сотрудников, которые категорически против базы знаний?

– Здесь ответственность на человеке, который ведет проект по внедрению базы знаний. Для него как раз подойдет алгоритм из трех шагов: учить, лечить, мочить.

Шаг 1. Учить

Сначала надо убедиться, что мы не требуем высшей математики от первоклашек. Поэтому сначала нужно всем объяснить: как и что устроено в нашей базе знаний. А лучше всего ещё и провести демонстрацию. И после этого проверить: а у людей получается?

Прежде чем перейти ко второму шагу, проверьте по чек-листу:

☑️ Мы показали демонстрацию и объяснили как это работает?
☑️ Люди пробовали пользоваться этой системой или делают вид?
☑️ У них нет технических проблем?
☑️ Владеют ли они какими-то специфическими техническими скиллами?

Шаг 2. Лечить

Если все хорошо на первом шаге, то тут у нас сотрудники уже опытные и умеют пользоваться базой знаний. Но есть группа людей, которая продолжает её игнорировать. Это значит, что пора переходить к “лечению”.

☑️Работа с базой знаний просто не входит в KPI сотрудника. Например, у проджект-менеджера может быть просто не записано, что за месяц он должен написать 3 статьи в базу знаний. То есть нужно просто оцифровать критерии успешности.

☑️Если это стартап, то мотивация может быть нематериальной и держаться на авторитете руководителя. Например, если у нас будет N статей в базе знаний, мы просто вместе отпразднуем это пиццей.

☑️Если в компании уже есть иерархия и оргструктура, то мы можем внедрять дополнительные мотивационные коэффициенты. Например, незначительные надбавки к зарплате: + 2% за выполненный KPI по базе знаний. Когда KPI не выполняется, мы просто эту надбавку не даем. Это помогает выработать привычку.

☑️В компаниях, где есть авторитарный лидер, эффективнее всего работать с собственником или топ-менеджером как с ролевой моделью. Когда он сам начнет вести базу знаний и подавать пример, по компании это распространяется как вирус.

☑️Может помочь просто откровенный разговор. Тут нужно объяснить прямо, но корректно. Например, мне чтобы переформатировать старую команду, приходилось объяснять: “Сейчас такая тенденция на рынке. Мы можем держаться за старую парадигму, но с ней мы не будем конкурентоспособны”.

Шаг 3. Мочить

Если вы честно выполнили все пункты 1 и 2, но некоторые сотрудники упорно игнорируют базу знаний – пора вводить штрафы или расставаться. Поэтому компании проводят зачистки кадров: личные интересы сотрудников уже становятся несовместимы с целями компании.
Но это крайний случай. Чаще всего сотрудники скрывают от коллег телефоны контрагентов и не ведут базу знаний просто потому, что нет перед глазами примеры другой культуры и процессов. Но когда мы постепенно улучшаем то, что можно улучшить уже сейчас – мы в конечном итоге поднимаемся на уровень выше. 

ПО VS ПРОЦЕССЫ

А можно не назначать ответственного, а просто строить процессы от ПО? Например, крупная ИТ-компания КРОК рассказала про дорогую платформу Jive, которой пользуется даже Microsoft. И пока они ей пользовались, автоматически перенимали лучшие зарубежные практики. Кому можно повторить этот опыт?

– Зависит от уровня зрелости компании. Когда в компании выстроен синий уровень спиральной динамики* – это уровень правил, регламентов и процессов – никакое готовое ПО не будет проблемой. (Прим. подробнее про каждый уровень спиральной динамики читайте в конце статьи).

Потому что там уже выстроена система: есть прозрачные процессы работы с информацией и даже корпоративная культура. Если процесс внедрения ПО не был выстроен – в такой компании всегда найдется человек, который скажет: “Нужно что-то менять”. И сам возьмет на себя ответственность, и все выстроит.  

Если мы только строим синий уровень, нам нужно сначала определиться с правилами и ответственными, прежде чем выбирать какое-то ПО. Потому что само по себе оно не выстроит процессы вместо нас.

С чего начать вести базу знаний, если в хранилище только папки с фамилиями?   

– А если у нас пока не достроен синий уровень, с чего начать формировать базу знаний?

–Первый этап – это выработать некие правила и инструкции. Как храним, как передаем и что добавляем в базу знаний. И самое главное – кто будет отвечать за её наполнение?

– А если у нас пока не достроен синий уровень, с чего начать формировать базу знаний?


Первый этап – это выработать некие правила и инструкции. Как храним, как передаем и что добавляем в базу знаний. И самое главное – кто будет отвечать за её наполнение?

Однажды я пришла в небольшую компанию и увидела, что вся информация хранится просто в виде папок с фамилиями. Например, папка “Михайлова” – и там все по Михайловой. Но вот Михайлова уволилась – и кому потом эта папка? Да никому, это же её личная папка была.

Та же самая судьба будет у базы знаний, которую сотрудник приносит в компанию, а после увольнения никому не делегирует эту задачу. Никто не будет поддерживать этот проект в актуальном состоянии.

А в этих папках – колоссальная потеря знаний и опыта. Потому что мне как консультанту пришлось восстанавливать все с абсолютного нуля: собирать позадачную информацию по крупицам, выстраивать взаимодействие с разработкой и заказчиками. Но и штатные сотрудники точно так же мучаются и проходят все с нуля, когда человек уходит, а его нельзя спросить.

Поэтому я брала папку ушедшего сотрудника, разбиралась что это за бизнес-функция и кому её передали. А потом строила описание от процессов, а не от фамилий.

* Уровни развития компаний по спиральной динамике


Бежевый уровень

Уровень выживания организации. Здесь нужно хоть как-то выжить и чем-то платить зарплату. Это почти все компании, которые работают первый год, и им нужно пройти «долину смерти». Крупные компании тоже могут спуститься на этот уровень. Например, когда в 2020 закрыли границы, многие компании в сфере грузоперевозок едва не обанкротились.

Фиолетовый уровень

Многие авторы называют это «уровень племени». Мы бы назвали это «рождением стартапа». Есть небольшая команда, которая объединена не ДМС со стоматологом, а амбициями и большой идеей. Отношения в команде строятся по принципу «брат за брата».

Здесь минимум рутины, поэтому скучно точно не будет. Но из-за того, что один сотрудник – HR, тестировщик, бухгалтер и офис-менеджер – зона ответственности слишком велика для одного. Поэтому из-за перегруза растет недовольство коллегами и процессами.

Красный уровень

На этом уровне могут быть и средние, и крупные компании. Здесь авторитарный лидер. Сотрудники должны согласовывать с ним абсолютно все, вплоть до запятой. Плюсы: всегда понятно, на ком ответственность. Минусы: руководитель перегружен, из-за этого процессы тормозятся.

Синий уровень

Это уровень регламентов и правил. Здесь у компании появляется запрос на четкий регламент и бизнес-процессы. Уже внедряются системы управления бизнес-процессами: ISO 9001, BPM, CRM, ERP. Здесь есть четкое разделение ответственности, но слишком много бюрократии.

Оранжевый уровень

Это уровень успешного успеха. Здесь есть культ показателей и очень большое значение придается эффективности работы. При этом процессы уже хорошо описаны и сформирована корпоративная культура. Но в этой корпоративной культуре и состоит сложность: очень высокая конкуренция.

Поэтому люди не хотят делиться с коллегами своими наработками и могут прятать даже контакты контрагентов. Ни на одном другом уровне профессиональная конкуренция не является главной.

В теории есть ещё зеленый, желтый и бирюзовый уровни. Но на практике мы не сталкивались лично с теми компаниями, где эти уровни уже были бы выстроены. Если вы знаете, расскажите в комментариях.

***
Материал подготовила команда TEAMLY. Это российский аналог Confluence
и Notion, который разработала компания QSOFT. Более 15 лет мы разрабатываем высоконагруженные системы для Enterprise-клиентов.

Если вам интересно прочитать больше материалов об управлении знаниями, загляните к нам в  Телеграм-канал.  Обсуждаем базы знаний, фреймворки по организации командной работы в ИТ и осмысляем теорию управления знаниями.  А ещё – показываем наши кейсы внедрения TEAMLY в крупных компаниях, таких как Капитал Life и ВкусВилл

Поделитесь мнением в комментариях: вы верите в то, что можно убедить сотрудников, которые скрывают номера контрагентов, вести базу знаний? Почему?


Источник: https://habr.com/ru/companies/teamly/articles/760838/


Интересные статьи

Интересные статьи

Нулевую часть я написал ещё 29.03.23. числа, после проверок её выложили только 09.04.23. В нулевой части прописаны важные данные обо мне и основная мотивация написания данных статей.Если кратко, то: п...
Недавно мы рассказывали о последнем поколении процессоров Intel Xeon (кодовое название Sapphire Rapids). Мы говорили об их новых аппаратных возможностях, ориентированных на ускорение задач г...
Недавно одна обширная торговая сеть запустила программу лояльности. Команда Бастион участвовала в этом проекте в качестве консультантов по информационной безопасности, и это отличный повод поговорит...
Приветствую всех. С кем не знаком - Андрей Балякин: 7 лет в сервисном бизнесе, 20 лет в ИТ. Предприниматель. Последние несколько лет - CEO проекта HubEx (ИТ платформы авт...
Недавно я снова начал транслировать и публиковать свои видео на канале в youtube. В процессе я осознал, как много сил и времени вложил чтобы получить стоящий набор девайсов — не только для трансл...