Улучшение производительности vue приложения

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

У нас в TeamHood есть wiki. Там собралась коллекция рекоммендаций, в том числе, по улучшению производительности тяжелого фронтенда на vue.js. Улучшать производительность понадобилось, потому что в силу специфики наши основные экраны не имеют пагинации. Есть клиенты, у которых на одной kanban/gantt доске больше тысячи вот таких вот карточек, все это должно работать без лагов.

В статье разобрано несколько редко упоминаемых техник из нашей wiki, которые помогут сократить излишний рендеринг компонентов и улучшить производительность.

Примеры статьи собраны в отдельном репозитории. Это vue2 приложение, хотя все проверено и продолжает быть актуальным для vue3. Пока что не вся экосистема vue3 production-ready. В vuex4 утекает память, исследовать соответствующие оптимизации там пока бессмысленно (что обнадеживает, затраты памяти там в разы меньше чем в vue2+vuex3). Примеры написаны на минимальном простейшем javascript, было искушение воткнуть vue-class-component, typescript, typed-vuex и остальную кухню реального проекта, но удержался.

1. (Deep) Object Watchers

Правило - не использовать deep модификатор, использовать watch только для примитивных типов. Расмотрим пример. Некий массив items приходит с сервера, сохраняется в vuex store, отрисовывается, возле каждого item есть чекбокс. Свойство isChecked относится к интерфейсу, хранится отдельно от item, однако есть getter, который собирает их вместе:

export const state = () => ({
  items: [{ id: 1, name: 'First' }, { id: 2, name: 'Second' }],
  checkedItemIds: [1, 2]
})

export const getters = {
  extendedItems (state) {
    return state.items.map(item => ({
      ...item,
      isChecked: state.checkedItemIds.includes(item.id)
    }))
  }
}

Допустим, items могут быть отсортированы, будем сохранять порядок. Что-то вроде:

export default class ItemList extends Vue {
  computed: {
    extendedItems () { return this.$store.getters.extendedItems },
    itemIds () { return this.extendedItems.map(item => item.id) }
  },
  watch: {
    itemIds () {
      console.log('Saving new items order...', this.itemIds) 
    }
  }
}

Здесь переключение чекбокса у любого item вызывается излишнее срабатывание сохранение порядка. Конструирование новых объектов - настолько естественный процесс, что даже в этом тривиальном примере мы делаем это дважды. Изменение checkedItemIds вызвает пересоздание массива extendedItems (и пересоздание каждого элемента этого массива), затем идет пересоздание объекта itemIds. Это может казаться контра-интуитивным, ведь создается массив, состоящий из тех же самых элементов в том же самом порядке. Однако, это природа javascript, [1,2,3] != [1,2,3]. Демо здесь: example1.

Решение - полный отказ от использования watcher для объектов и массивов. Для каждого сложного watcher создается отдельный computed примитивного типа. Например, если требуется отслеживать свойства {id, title, userId}в массиве items, можно отслеживать строку:

computed: {
  itemsTrigger () { 
    return JSON.stringify(items.map(item => ({ 
      id: item.id, 
      title: item.title, 
      userId: item.userId 
    }))) 
  }
},
watch: {
  itemsTrigger () {
    // Здесь не нужен JSON.parse - дешевле пользоваться исходным this.items; 
  }
}

Очевидно, чем точнее условие для срабатывания watcher, тем лучше, тем точнее он срабатывает.
Объектный watcher - плохо, deep watcher - еще хуже. Использование deep в коде - частый признак неграмотности разработчика. Типа я не понимаю что делает этот код, какими объектами он оперирует, но что-то иногда не срабатывает, навешу-ка я deep - о вроде работает.

Это что-то уровня.. (был у меня и такой проект).. в компоненте не срабатывала реактивность, и вместо того, чтобы найти ошибку, был повешен $emit('reinit'), по которому родительский компонент убивал данный и создавал его заново в $nextTick. Все это забавно мигало.

2. Ограничение реактивности через Object.freeze

Использование Object.freeze на проекте TeamHood сократило потребление памяти в 2 раза. Однако оно больше относится к моему второму основному проекту, StarBright, где используется nuxt и серверный рендеринг. Nuxt подразумевает, что некоторые запросы будут отрабатываться на сервере заранее. Ответы сохраняются в vuex store (и потом используются на клиенте). Таким образом, всю логику работы с запросами и кешированием данных удобнее держать в vuex. Компонент делает this.$store.dispatch('fetch', …), а vuex отдает кеш или делает запрос.

Следовательно, в vuex может содержаться большой объем данных. Например, пользователь вводил адрес, autocomplete загрузил массив городов, который был закеширован в store с целью избежать повторной загрузки. Данные статичны, однако vue по умолчанию делает реактивным каждое свойство каждого объекта (рекурсивно). Во многих случаях это приводит к высокому расходу памяти, и лучше пожертвовать реактивностью отдельных свойств.

// Вместо
state: () => ({
  items: []
}),
mutations: {
  setItems (state, items) {
    state.items = items
  },
  markItemCompleted (state, itemId) {
    const item = state.items.find(item => item.id === itemId)
    if (item) {
      item.completed = true
    }
  }
}

// Делаем
state: () => ({
  items: []
}),
mutations: {
  setItems (state, items) {
    state.items = items.map(item => Object.freeze(item))
  },
  markItemCompleted (state, itemId) {
    const itemIndex = state.items.find(item => item.id === itemId)
    if (itemIndex !== -1) {
      // Не получится делать item.completed = true (объект заморожен), нужно пересоздать весь объект;
      const newItem = {
        ...state.items[itemIndex],
        completed: true
      }
      state.items.splice(itemIndex, 1, Object.freeze(newItem))
    }
  }
}

Пример здесь: example2. Замечу, что замерять расход памяти нужно на build-версии (не в development).

3. Функциональные геттеры

Иногда это пропускают в документации. Функциональные геттеры не кешируются. Вот это будет делать items.find для каждого компонента:

// Vuex: 
getters: {
  itemById: (state) => (itemId) => state.items.find(item => item.id === itemId)
}
...
// Some <Item :item-id="itemId" /> component:
computed: {
  item () { return this.$store.getters.itemById(this.itemId) }
}

Вот это построит объект itemsByIds при первом обращении и закеширует результат:

getters: {
  itemByIds: (state) => state.items.reduce((out, item) => {
    out[item.id] = item
    return out
  }, {})
}
// Some <Item :item-id="itemId" /> component:
computed: {
  item () { return this.$store.getters.itemsByIds[this.itemId] }
}

Пример здесь: example3.

4. Грамотное распределение на компоненты

Компоненты - ключевая часть экосистемы vue. Понимание жизненного цикла и критериев обновления (shouldComponentUpdate) необходимо для строительства эффективного приложения. Первое знакомство с компонентами проходит на интуитивно-логическом уровне: есть список каких-то однотипных контейнеров, тогда наверное для контейнера лучше сделать отдельный компонент.

Однако, кроме смыслового значения, компоненты - это мощный механизм, дающий контроль над гранулярностью обновлений, это штука, напрямую влияющая на производительность. Рассмотрим такой (ужасный) код:

// Store:
export const getters = {
  extendedItems (state) {
    return state.items.map(item => ({
      ...item,
      isChecked: state.checkedItemIds.includes(item.id)
    }))
  },
  extendedItemsByIds (state, getters) {
    return getters.extendedItems.reduce((out, extendedItem) => {
      out[extendedItem.id] = extendedItem
      return out
    }, {})
  }
}

// App.vue:
<ItemById for="id in $store.state.ids" :key="id" :item-id="id />

// Item.vue:
<template>
  <div>{{ item.title }}</div>
</template>

<script>
export default {
  props: ['itemId'],
  computed: {
    item () { return this.$store.getters.extendedItemsByIds[this.itemId] }
  },
  updated () {
    console.count('Item updated')
  }
}
</script>

Пример работы здесь: example4p1. Обновление любого свойства одного item вызывает обновление всех компонентов <Item>. Причина в том, что технически <Item> ссылается на объект extendedItemsByIds, который пересоздается заново при изменении любого свойства любого item.

Каждый vue компонент - это функция, которая отдает virtual DOM и кеширует его (memoization). Входные аргументы функции - зависимости - отлеживаются на этапе dry run и состоят из ссылок на переменные в props и глобальные объекты типа $store. Если аргумент - поэлементно равный предыдущему новый объект, кеширование не срабатывает.

Изначальная структура данных в store неудачная. Мы начали применять normalizr подход, но не доделали. Удобнее хранить сортировку в отдельном массиве ids. Так же, вместо копирования всех свойств объекта в getter, лучше просто хранить ссылку на весь объект. Например, так:

// Store:
export const state = () => ({
  ids: [],
  itemsByIds: {},
  checkedIds: []
})

export const getters = {
  extendedItems (state, getters) {
    return state.ids.map(id => ({
      id,
      item: state.itemsByIds[id],
      isChecked: state.checkedIds.includes(id)
    }))
  }
}

export const mutations = {
  renameItem (state, { id, title }) {
    const item = state.itemsByIds[id]
    if (item) {
      state.itemsByIds[id] = Object.freeze({
        ...item,
        title
      })
    }
  },
  setCheckedItemById (state, { id, isChecked }) {
    const index = state.checkedIds.indexOf(id)
    if (isChecked && index === -1) {
      state.checkedIds.push(id)
    } else if (!isChecked && index !== -1) {
      state.checkedIds.splice(index, 1)
    }
  }
}

// Item.vue:
computed: {
  item () {
    return this.$store.state.itemsByIds[this.itemId]
  },
  isChecked () {
    return this.$store.state.checkedIds.includes(this.itemId)
  }
}

Заметим, что мутация renameItem не перестраивает state.itemsByIds, а обновляет только один элемент оттуда. Поэтому rename работает правильно: example4p2. Однако isChecked все равно ссылается на весь state.checkedIds (ищет там значение), поэтому чекбокс по-прежнему вызывает полный ререндеринг всех <Item>.

Эта ошибка уйдет, если в каждый <Item> гранулярно передать только его параметры:

<Item
  v-for="extendedItem in extendedItems"
  :key="extendedItem.id"
  :item="extendedItem.item"
  :is-checked="extendedItem.isChecked"
/>

Пример здесь: example4p3.

5. Применение IntersectionObserver

Отрисовка большого DOM-дерева тормозит сама по себе. Мы применяем несколько техник для оптимизации. Например, на gantt схемах размеры и положения блоков заранее расчитаны, поэтому известно, что попадает в viewport. Невидимые элементы не отрисовываются. В других случаях размеры заранее неизвестны, тогда можно применить этот простой прием с intersection observer. В vuetify есть v-intersect директива, которая работает из коробки, однако она создает отдельный IntersectionObserver на каждый свой биндинг, поэтому не подходит для случая, когда объектов много.

Вот пример, который будем оптимизировать: example5. Там 100 элементов (на экране помещается 10), в каждом мигает тяжелая картинка, замеряется задержка между реальным миганием и расчетным. Создадим один экземпляр IntersectionObserver и пробросим его через директиву во все узлы, которые он будет отслеживать.Все, что нужно от директивы - зарегистрироваться в переданном IntersectionObserver:

export default {
  inserted (el, { value: observer }) {
    if (observer instanceof IntersectionObserver) {
      observer.observe(el)
    }
    el._intersectionObserver = observer
  },
  update (el, { value: newObserver }) {
    const oldObserver = el._intersectionObserver
    const isOldObserver = oldObserver instanceof IntersectionObserver
    const isNewObserver = newObserver instanceof IntersectionObserver
    if (!isOldObserver && !isNewObserver) || (isOldObserver && (oldObserver === newObserver)) {
      return false
    }
    if (isOldObserver) {
      oldObserver.unobserve(el)
      el._intersectionObserver = undefined
    }
    if (isNewObserver) {
      newObserver.observe(el)
      el._intersectionObserver = newObserver
    }
  },
  unbind (el) {
    if (el._intersectionObserver instanceof IntersectionObserver) {
      el._intersectionObserver.unobserve(el)
    }
    el._intersectionObserver = undefined
  }
}

Теперь известно, какие элементы списка не видны, вопрос, как их облегчать. Можно, например, проставить какие-то vue переменные, на основе которых тяжелый компонент будет заменяться на легкую заглушку. Однако важно понимать, что сложный компонент сложно отрисовывать. При быстром скролинге страница затупит из-за большого количества инициализаций и деинициализаций. Практика показывает, что хорошо работает скрытие на уровне css:

<template>
  <div 
    v-for="i in 100" 
    :key="i" 
    v-node-intersect="intersectionObserver"
    class="rr-intersectionable"
  >
    <Heavy />
  </div>
</template>

<script>
export default {
  data () {
    return {
      intersectionObserver: new IntersectionObserver(this.handleIntersections)
    }
  },
  methods: {
    handleIntersections (entries) {
      entries.forEach((entry) => {
        const className = 'rr-intersectionable--invisible'
        if (entry.isIntersecting) {
          entry.target.classList.remove(className)
        } else {
          entry.target.classList.add(className)
        }
      })
    }
  }
}
</script>

<style>
.rr-intersectionable--invisible .rr-heavy-part
  display: none
</style>

Ссылки

  • Исходный код примеров: https://kasheftin.github.io/vue-rerendering-optimization/

  • Все демо: https://github.com/Kasheftin/vue-rerendering-optimization

  • Caution using watchers for objects in vue

Источник: https://habr.com/ru/post/543298/


Интересные статьи

Интересные статьи

В первой, второй и третьей частях мои коллеги рассказали, как и почему мы распиливали монолит. Если коротко, то мы создали решение, которое позволило в рамках одной ...
По прогнозам аналитической платформы App Annie, в ближайшие 4 года интерес к мобильным приложениям будет стабильно расти: если вы задумываетесь о выводе своего приложения на новые рынки, возможно...
Недавно в Redash приступили к смене одной системы выполнения задач на другую. А именно — они начали переход с Celery на RQ. На первом этапе на новую платформу перевели лишь те задания, которые не...
Istio — это удобный инструмент для соединения, защиты и мониторинга распределенных приложений. В Istio используются разные технологии для масштабного запуска ПО и управления им, включая контейн...
Содержание Глава 1: использование нейросетей для распознавания рукописных цифр Глава 2: как работает алгоритм обратного распространения Глава 3: ч.1: улучшение способа обучения нейросетей ...