Управление своей образовательной и карьерной траекторией

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Данная статья посвящена построению персональной образовательной и карьерной траектории, традиционным подходам и современным цифровым решениям в этой области. Сразу предупрежу, что статья написана скорее в академическом стиле; технические подробности планируются к публикации чуть позже.

Обозначу основные термины и определения статьи. Профессиографией является технология изучения требований профессиии по личностым качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным способностям и задаткам, качествам в деловой сфере, знаниям, умениям и состоянию физического здоровья человека.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к работнику. Существуют различные подходы к разработке профессиограммы, что позволяет создать классификацию с характеристикой содержательных аспектов. Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с экспертом-психологом. И это большая проблема как кадровых служб, так и учащихся и работников, которые в реальной жизни часто вынуждены решать вопросы выбора образования и профориентации без возможности использования существующих методик и наработок.

Зачем нужна профессиограмма

Eсли будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблему, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. В случае профессиональной непригодности человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворенности своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы. А это потеря времени, денег и нервов.

Подходы к составлению профессиограммы

  1. Комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик труда в целом. Указывается цель, характер и условия труда; характеристика профессии, область применения профессиональных знаний, воздействия на работника, польза для работника.

  2. Аналитическая профессиограмма. Данный подход подразделяется на два блока. В первом блоке описываются объективные характеристики профдеятельности, которые не зависят от определенного человека и вырабатываются в общественном опыте. Второй блок включает в себя сочетание психологической деятельности человека и его качеств с объективной деятельностью, но не совпадающих с ней. Если говорить другими словами, то аналитическая профессиограмма отличает формально заданную структуру профдеятельности и психологическую составляющую труда, а также психологические особенности самого сотрудника.

  3. Психологически ориентированная профессиограмма включает в себя: внешнюю картину труда, трудовое поведение (рабочий день, затраченное время на то или иное трудовую деятельность, рабочее место и др.) и внутреннею картину труда (то как реагирует личность, ее особенности – способности, опыт, навыки, характер, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные процессы – внимание, память, воля и др.).

  4. «Модульный подход» в профессиографировании. Структура модуля: объективные характеристики типового элемента, психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом.

  5. Также существует еще один подход, основанный на выделении профессиональных задач, его называют задачно-личностным модульным подходом. В этом случае «модуль профессии» понимается как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». Таким образом в состав модуля входит объединение конкретной задачи труда и связанных с ней предметов, условий, действий и результатов с определенным набором психологических качеств.

Типы профессиограмм

(в зависимости от поставленных задач)

  1. Информационные - предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес

  2. Ориентировочно-диагностические - служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности

  3. Конструктивные - служат для совершенствования систем производства, для проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала

  4. Методические - служат для подбора адекватных методов исследования систем производства, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы

  5. Диагностические - служат для подбора методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы профессионально-важных качеств, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики)

Разделы, которые должна включать в себя каждая профессиограмма:

  1. Общая информация (историческая справка, общественная значимость и пр.)

  2. Содержание труда. Психологические характеристики (предмет труда, профессиональные обязанности и цель труда, средства труда, характер труда, организация труда, функции труда, контакты, ответственность в труде, условия труда, факторы психофизиологической напряженности).

  3. Требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, к личностным способностям и качествам, к состоянию здоровья, к допрофессиональному и профессиональному образованию).

  4. Родственные профессии.

Главный вопрос - что со всем этим делать конкретному человеку ? Собственно, ответ на этот вопрос может помочь найти соответствующим образом разработанная система поддержи принятия решений.

Основная идея - реализовать наработанные академические и методические знания в форме, удобной и интересной для использования старшеклассниками, студентами, молодыми специалистами, и всеми "желающими перемен".

На ранних стадиях разработки логика поиска персональной траектории основывалась только на сопоставлении данных hh.ru и профессионально-важных качеств, а также данных об образовании пользователя.

Алгоритм построение образовательной траектории - ранняя версия
Алгоритм построение образовательной траектории - ранняя версия

Как оказалось, этого категорически недостаточно для качественного построения профессиограммы и, как следствие, индивидуальной образовательной траектории.

После примерно полугода работы была сделана технология построения траектории, которая удовлетворила более 70% пользователей и примерно 80% экспертов в отдельных профессиональных областях. Для построения в режиме реального времени оптимизированной под пользователя образовательной траектории "движок" задействует около 15000 записей справочных таблиц. При этом, к сожалению, прошлось поначалу формировать в полуручном режиме большое количество таблиц соответствия профессионально-значимых качеств, профессий, образовательных программ и курсов, личностных качеств и пр. На более поздних этапах развития идеи задача свелась к оптимизационной и решалась при помощи библиотек scikit learn и других ML-библиотек python.

Отдельной задачей оптимизации профилей пользователей является выбор адекватных метрик для оптимизации. Неожиданно хорошо себя зарекомендовали метрики, которые используются в методике кластеризации методом опорных векторов SVM.

При этом изначальная логика соответствует общему академическому подходу:

  1. Текущий профиль пользователя

  2. Цели пользователя

  3. Формирование последовательности шагов, обеспечивающих достижение цели.

Приведу общую схему итерационного прохождения траектории:

Общая схема сопровождения пользователя
Общая схема сопровождения пользователя

В результате проделанной работы пришел к следующим выводам:

  1. Технология построения образовательной траектории может быть реализована, но это сложный и трудоемкий путь. Несколько человеко-лет профильных специалистов.

  2. Бесполезно строить образовательную траектории в отрыве от огромного количества образовательных стандартов, профилей образовательных программ и пр. Гармонизация этого "зоопарка" требует немало ручного труда.

  3. CusDev на самых ранних стадиях - ключ к успеху. Именно уточняя и обобщая боли каждого сегмента целевой аудитории можно сделать нечто жизнеспособное. И тут скрыты ценнейшие инсайты, например, самая платежеспособная аудтория - мамы старшеклассников (!).

  4. Образовательная траектория нужна если не всем, то многим. Помощь в осознанном принятии решения в области образования реально экономит годы жизни.

Источник: https://habr.com/ru/post/590519/


Интересные статьи

Интересные статьи

Коллеги, всем привет!В сегодняшней статье хотелось бы поговорить о том, каким образом методы "классического" управления проектами могут быть полезны при реализации крупны...
При знакомстве с новыми людьми в бизнес-сфере важно уметь грамотно рассказывать о своей компании. Это актуально как для тех, кто занимается развитием бизнеса, так и для т...
Кота с лампой – нет, держите мотылька. Велика вероятность того, что не каждый из читателей знаком с понятием «визуальная новелла», а если и знаком, то уже пишет в комментариях восклицание по т...
Всем привет. Когда я искал информацию о журналировании (аудите событий) в Bitrix, на Хабре не было ни чего, в остальном рунете кое что было, но кто же там найдёт? Для пополнения базы знаний...
В Челябинске проходят митапы системных администраторов Sysadminka, и на последнем из них я делал доклад о нашем решении для работы приложений на 1С-Битрикс в Kubernetes. Битрикс, Kubernetes, Сep...