Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
CDK — базовый пакет библиотеки компонентов Taiga UI. Он не имеет никакой привязки к визуальной составляющей библиотеки, а скорее служит набором полезных инструментов для упрощения создания Angular-приложений.
Среди всех этих инструментов я выделил мою пятерку фаворитов. Я использую их во всех своих проектах и уже давно не представляю, как писать на Angular без них, потому что они ежедневно экономят мне массу времени.
Дисклеймер о весе библиотеки
Перед написанием статьи хотелось бы ответить на вопрос: «Для чего тащить в бандл целый мультитул, когда мне нужна пара функций?»
По результатам bundlephobia мы получим следующую картинку:
23 КБ — результат не самый страшный, но и не очень приятный. Но все сущности наших библиотек лежат в отдельных Secondary Entry Point, что делает их полностью tree shakable. Это значит, что такой объем в бандле мы получим только в случае импорта и использования всех сущностей библиотеки в нашем приложении. Если вы импортите пару сущностей — только они и попадут к вам в бандл, добавив к нему в результате меньше 1 КБ.
tuiPure — продвинутая мемоизация вычислений
Это декоратор, который можно вешать на геттеры и чистые методы классов. Давайте разберем оба сценария.
Как геттер
Можно повесить декоратор tuiPure на геттер. В таком случае он позволяет сделать отложенные вычисления.
Пример 1. Скрываем и показываем сороковое число Фибоначчи, когда пользователь нажимает на кнопку
// template
<div *ngIf="show">fibonacci(40) = {{ fibonacci40 }}</div>
// component
@tuiPure
get fibonacci40(): number {
return calculateFibonacci(40);
}
Когда мы запросим число в первый раз, функция посчитает сороковой элемент Фибоначчи. Все последующие запросы будут сразу возвращать ранее посчитанное число.
Пример 2. У нас есть компонент pull to refresh, который эмулирует поведение под iOS и Android. Один из его стримов вызывается только для Андроида, а для iOS — нет. Завернем его в getter с pure, и ненужный Observable не будет создан для iOS.
<tui-mobile-ios-loader
*ngIf="isIOS; else angroidLoader"
></tui-mobile-ios-loader>
<ng-template #angroidLoader>
<tui-mobile-android-loader
[style.transform]="loaderTransform$ | async"
></tui-mobile-android-loader>
</ng-template>
@tuiPure
get loaderTransform$(): Observable<string> {
return this.pulling$.pipe(
map(distance => translateY(Math.min(distance, ANDROID_MAX_DISTANCE))),
);
}
Также можно обратиться к changes от ContentChild / ContentChildren: если мы вызываем такой геттер из шаблона, то уже можем быть уверены, что content готов. При соблюдении порядка также это можно провернуть и с ViewChild / ViewChildren.
Как метод
На метод тоже можно повесить декоратор @tuiPure. Тогда он будет работать следующим образом: при первом вызове метода посчитает значение и вернет его. Все последующие вызовы с теми же самыми аргументами будут возвращать уже посчитанный результат. Если аргумент изменится — результат пересчитается.
Это полезно не только для сложных вычислений, но и в связке с геттером для создания непримитивов — объектов или массивов.
get filteredItems(): readonly string[] {
return this.computeFilteredItems(this.items);
}
@tuiPure
private computeFilteredItems(items: readonly string[]): readonly string[] {
return items.filter(someCondition);
}
В этом случае можно вызвать геттер из шаблона, один раз отфильтровать items, и он будет возвращать тот же самый массив до тех пор, пока this.items
не изменится. Это поможет избежать лишних операций пересоздания массива на каждый чих проверки изменений, а также проблем из-за постоянных изменений ссылки на массив при передаче дальше. При этом нам не придется, например, самим синхронизировать состояние в ngOnChanges, если this.items
— инпут компонента.
Документация по tuiPure
*tuiLet
Это простая структурная директива для объявления локальных переменных в шаблонах.
<ng-container *tuiLet="timer$ | async as time">
<p>Timer value: {{time}}</p>
<p>
It can be used many times:
<tui-badge [value]="time"></tui-badge>
</p>
<p>
It subsribed once and async pipe unsubsribes it after component destroy
</p>
</ng-container>
Вместо *tuiLet
можно использовать *ngIf
если вам не нужно показывать шаблон при falsy-значении (или если оно не предусмотрено). Но если вы работаете, например, с числами, то 0, скорее всего, является вполне адекватным значением. Тут и поможет *tuiLet
Документация по tuiLet
Метапайпы tuiMapper и tuiFilter
Мы создали пайп, чтобы не создавать другие пайпы, — tuiMapper.
Он очень простой. Это pure-пайп, который принимает в себя чистую функцию для преобразования и произвольное количество аргументов к ней. В шаблоне это выглядит так:
{{value | tuiMapper : mapper : arg1 : arg2 }}
Также удобно и преобразовывать данные для инпутов компонентов в шаблоне или использовать через *ngIf
/ *tuiLet
:
<div
*ngIf="item | tuiMapper : toMarkers : itemIsToday(item) : !!getItemRange(item) as markers"
class="dots"
>
<div class="dot" [tuiBackground]="markers[0]"></div>
<div
*ngIf="markers.length > 1"
class="dot"
[tuiBackground]="markers[1]"
></div>
</div>
Добавление цветных маркеров-точек в календарях @taiga-ui/core
Чистые пайпы кэшируют предыдущее значение и не пересчитываются на каждый цикл проверки изменений, что полностью решает проблемы производительности. А такая передача чистых функций извне позволяет орудовать хендлерами, подменять их или даже передавать в компонент извне. Кроме того, нам не нужно создавать отдельный пайп под каждый кейс, если он нужен нам лишь в одном месте.
А еще у нас есть tuiFilter для удобства фильтрации массивов. Фактически это частный случай маппера, но нам нужен довольно часто. Поскольку это чистый пайп, то никаких проблем с производительностью из-за пересоздания массивов тут нет.
Документация на mapper / документация на filter
destroy$
Это Observable-based сервис, который упрощает процесс отписки в компонентах и директивах.
@Component({
// ...
providers: [TuiDestroyService],
})
export class TuiDestroyExample {
constructor(
@Inject(TuiDestroyService)
private readonly destroy$: Observable<void>
) {}
// …
subscribeSomething() {
fromEvent(this.element, 'click')
.pipe(takeUntil(this.destroy$))
.subscribe(() => {
console.log('click');
});
}
}
Все что нам нужно — добавить его в providers компонента и заинжектить в конструкторе. Я предпочитаю писать типы сущностей из DI, которые минимально необходимы в компоненте. Здесь это Observable<void>. Но можно писать и покороче:
constructor(private destroy$: TuiDestroyService) {}
Кстати, сервис в такой ситуации привязывается не к лайфсайклу компонента, а к его DI Injector’у. Это может помочь в ситуации, когда нужно подписаться в сервисе или внутри DI фабрики. Такие кейсы довольно редки, но зато TuiDestroyService в них буквально спасает — например, когда мы хотели дергать markForCheck из фабрики токена в статье о DI фокусах для проброса данных.
Ссылка на документацию
Плагины ng-event-plugins
Фактически это внешняя библиотека ng-event-plugins, которая поставляется вместе с cdk (прямая зависимость, которую не нужно устанавливать отдельно). Она добавляет свои обработчики к менеджеру плагинов Angular. В ней есть несколько очень полезных плагинов, которые добавляют ряд возможностей в шаблоны компонентов.
Например, .stop
и .prevent
позволяют декларативно делать stopPropagation и preventDefault на любой прилетающий ивент.
Было:
<some-input (mousedown)="handle($event)">
Choose date
</some-input>
export class SomeComponent {
// …
handle(event: MouseEvent) {
event.preventDefault();
event.stopPropagation();
this.onMouseDown(event);
}
}
Стало:
<some-input (mousedown.prevent.stop)="onMouseDown()">
Choose date
</some-input>
Или модификатор .silent
который позволяет не запускать проверку изменений на событие:
<div (mousemove.silent)="onMouseMove()">
Callbacks to mousemove will not trigger change detection
</div>
Можно отслеживать ивенты в capture-фазе с помощью .capture
:
<div (click.capture.stop)="onClick()">
<div (click)="never()">Clicks will be stopped before reaching this DIV</div>
</div>
Все это работает и с @HostListener’ами, и с кастомными событиями. Вы можете почитать подробнее в документации ng-event-plugins.
Итого
Мы посмотрели ряд сущностей пакета @taiga-ui/cdk. Надеюсь, какие-нибудь из них вам приглянулись и тоже будут помогать во всех дальнейших проектах!
Кстати, у меня еще есть статья про саму библиотеку Taiga UI, в которой описаны остальные пакеты и общая философия библиотеки.