Усилитель JLH 1969: опыт сборки на досуге

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Так получилось, что некоторое время назад мне потребовался достаточно компактный усилитель мощности для полочных колонок. Ограничение накладывалось размером ниши (32 см в ширину и высоту), в которую предполагалось установить усилитель. Новые усилители заслуживающих доверие брендов сразу отпали по соображениям стоимости, а рынок б/у предлагал только мутные варианты о которых я ничего не знал, и продавцы не спешили ничего рассказывать.

Был еще вариант китайских усилителей класса D: обещана огромная мощность, околонулевые искажения и компактный корпус. И при всем при этом цена на уровне нескольких тысяч рублей! В отзывах сплошь похвала и одобрение. В результате купил усилитель фирмы S.M.S.L. На следующий день сдал обратно в магазин: казалось, что слушаешь скрежет стекла. Короче, звук был очень неприятным.

Тогда и возникла идея самосбора. Схема должна была быть простой в сборке и настройке, широко распространенной, не требовать дорого оборудования и редких деталей, а также обеспечивать хорошее качество звука в небольшой комнате. В качестве такой схемы остановился на широко известном классическом усилителе Джона Линсли-Худа от 1969 года (он же "JLH 1969"). На самом деле схем, удовлетворяющих заданным критериям, множество, и у каждой свои приверженцы, свои плюсы и минусы. Основные минусы JLH: требовательность к компонентам, постоянное высокое потребление электроэнергии и, как следствие, сильный нагрев, невысокая выходная мощность (раскачать более 10 ватт на канал надо очень постараться). Указанные недостатки меня не смутили и я начал изучать теорию. Вот примерный список:

  • На что способен китайский усилитель А-класса JLH 1969?

  • Простой усилитель класса А

  • Всё об усилителе JLH

За 20-30 долларов на Али продаются готовые комплекты для сборки (плата + детали россыпью), но так как хороший звук будет только при хороших деталях, имеет смысл заказывать там только печатные платы, а детали добывать в местах, вызывающих больше доверия. Я заказал две платы (правый и левый каналы для симметричного расположения в корпусе).

Пока ждал платы, спроектировал корпус из фанеры под размеры ниши. Фанеру 10 мм купил и раскроил в Леруа, отобрал куски без сучков. Боковыми стенками корпуса должны были служить солидные алюминиевые радиаторы типа АВМ-053-150 (123x38х150 мм), по две штуки на правую и левую стенку.

Вот, собственно, схема, скопированная со странички продавца печатных плат, на которой указал красным шрифтом детали, которые запланировал использовать:

Схема усилителя
Схема усилителя

В сравнении с предлагаемой схемой, увеличены емкости конденсаторов, а транзисторы заменены на те, которые удалось достать. Маломощные транзисторы подбирались по коэффициенту усиления на выдаче в магазине (за что большое спасибо сотрудникам), получилось подобрать транзисторы 2N2907A с коэффициентом усиления порядка 170 и около 200 для 2N1711. Мощными выходными транзисторами TESLA KD 3055 (1980 г. выпуска) поделился товарищ, у которого они были из источника, не подлежащего разглашению. Среди них удалось отобрать две пары с коэффициентами усиления 55/57 и 67/68. Для схемы очень важна идентичность параметров транзисторов выходного каскада, потому один из каналов получается чуть громче, но это несложно скомпенсировать при дальнейшей настройке. Более того, просто перемещение головы слушателя приводит к гораздо большему перепаду воспринимаемой громкости, чем такая разница коэффициентов усиления выходных пар транзисторов.

Несмотря на то, что транзисторы TESLA заведомо оригинальные, с некоторых из них при мойке спиртом начисто стерлась маркировка. Хорошо, что успел заранее пронумеровать маркером. Маркер спиртом не смылся.

Для измерения коэффициента усиления мощных транзисторов собрал вот такую схему с двумя амперметрами и питанием от двух батареек АА (2 х 1.5 вольта):

Измеритель коэффициента усиления мощных транзисторов
Измеритель коэффициента усиления мощных транзисторов

Очень удобно подобрать ток базы равным 1 мА, в этом случае показания второго амперметра покажут коэффициент усиления. В показанной на рисунке схеме он равен 60. Кстати, все схемы, которые требовали моделирования, проверял через Falstad Circuit Simulator, скриншот из него. Рекомендую.

Мелочевку на плату тоже старался подбирать качественную: конденсаторы EPCOS и Panasonic, подстроечные резисторы Bourns, маломощные сопротивления не 0.125 Вт, а на 0.25 Вт.

Отдельного внимания потребовал блок питания. При изучении цен и наличия в магазинах вышло, что качественный импульсный блок питания выйдет дороже, чем трансформаторный. А использовать фонящий дешевый китайский БП или курочить хороший компьютерный не выглядело хорошей идеей. Потому был выбран самый обычный классический трансформаторный блок питания с фильтрующими конденсаторами, разделенными резистором. Расчет показывал, что даже такой фильтр гасит колебания питающего напряжения очень и очень эффективно. Убедиться в этом можно смоделировав БП и измерить уровень пульсаций: они составляют доли процента (и действительно, 50 Гц в колонках не слышны даже в полной тишине):

Моделирование блока питания
Моделирование блока питания

Трансформатор использован тороидальный,18 вольт, 6 ампер, с одной вторичной обмоткой. Фильтрующие конденсаторы EPCOS на 35 вольт, 22 тыс. мкФ, включены в две группы по две штуки. Сопротивление - цементное, на 20 ватт, 0.44 Ома. Выпрямитель - диодный мост на 50 ампер 100 вольт, установлен на теплоотводе. Можно использовать радиатор от старого процессора типа 486 и т.п. Можно купить выпрямитель подороже, с меньшим падением напряжения на диодах, и он будет греться меньше.

Результирующее напряжение на выходе блока питания на холостом ходу - 26 вольт. Под нагрузкой снижается до 22 вольт.

При желании можно поэкспериментировать с питанием каждого канала от отдельной обмотки трансформатора, через отдельный выпрямитель, но я решил не усложнять схему. Полагаю, лучше иметь питание двух усилителей от двойной емкости в фильтре, чем каждого от одинарной.

По прибытии плат занялся монтажом схемы. Вот как выглядела собранная плата одного из каналов:

Как видно, конденсатор C6 не уместился и был подключен проводами на обратной стороне платы, а разъемы с нужным шагом отверстий не встали на свои места
Как видно, конденсатор C6 не уместился и был подключен проводами на обратной стороне платы, а разъемы с нужным шагом отверстий не встали на свои места

Для крепления платы к радиатору потребовалась диэлектрическая прокладка (на плате присутствуют металлизированные переходные отверстия для силовых транзисторов). О ней почему-то не пишет никто из собиравших данную схему. Пришлось вырезать из обложки файла для бумаг.

Зеленое - пластик из обложки папки для бумаг. Дополнительно была проверена его теплостойкость, чтобы не расплавился во время работы устройства
Зеленое - пластик из обложки папки для бумаг. Дополнительно была проверена его теплостойкость, чтобы не расплавился во время работы устройства

От самого радиатора транзисторы отделены керамическими прокладками. Изоляторы для ножек найти в продаже не удалось, пришлось кропотливо подбирать положение ножек так, чтобы не было замыкания на радиатор.

Вот и сам радиатор, одновременно выполняющий функцию боковой стенки. Собран из двух отдельных радиаторов, соединенных на винтах толстым алюминиевым уголком. Щель между радиаторами для поступления охлаждающего воздуха внутрь корпуса
Вот и сам радиатор, одновременно выполняющий функцию боковой стенки. Собран из двух отдельных радиаторов, соединенных на винтах толстым алюминиевым уголком. Щель между радиаторами для поступления охлаждающего воздуха внутрь корпуса

Далее поженили плату и радиатор. Вот так выглядит собранный усилитель одного канала

В таком виде можно подключать питание и начинать отладку и настройку
В таком виде можно подключать питание и начинать отладку и настройку
Питание подано, вход закорочен. Можно отлаживать
Питание подано, вход закорочен. Можно отлаживать

Согласно рекомендациям, выставил половину питающего напряжения на плюсовой клемме С6 (для этого предусмотрена специальная контактная площадка на плате) и настроил ток потребления равным 1.2 А, на этом настройка завершена. В таком режиме в открытом корпусе через час транзисторы достигли устойчивой температуры 47 градусов

Через час работы. Транзисторы покрашены в черный для лучшего считывания температуры
Через час работы. Транзисторы покрашены в черный для лучшего считывания температуры

В итоге все было расположено в корпусе (прошу прощения за топорный дизайн а-ля дикобраз из Икеи)

На верхней крышке планируются отверстия для вентиляции. На задней стенке три разъема для подключения колонок, держатель предохранителя, провод питания. Дополнительно будут расположены RCA-разъемы для входного сигнала. На нижней поверхности резиновые ножки.
На верхней крышке планируются отверстия для вентиляции. На задней стенке три разъема для подключения колонок, держатель предохранителя, провод питания. Дополнительно будут расположены RCA-разъемы для входного сигнала. На нижней поверхности резиновые ножки.
На передней стенке только выключатель и индикатор питания, лампочка на 6 вольт и 0.12 ампер. Она помогает разрядить конденсаторы фильтра после выключения питания. Иначе усилитель еще некоторое время "поет", переходя в хрипы и искажения. Для ограничения тока через лампочку необходимо использовать резистор мощностью не менее 2 ватт, я подобрал 180 Ом .
На передней стенке только выключатель и индикатор питания, лампочка на 6 вольт и 0.12 ампер. Она помогает разрядить конденсаторы фильтра после выключения питания. Иначе усилитель еще некоторое время "поет", переходя в хрипы и искажения. Для ограничения тока через лампочку необходимо использовать резистор мощностью не менее 2 ватт, я подобрал 180 Ом .

А что по звуку? Я бы охарактеризовал его так: он не утомляет. Проверено на длительном прослушивании спокойного джаза.

В целом проект напомнил то, как было принято собирать схемы радиолюбителями в СССР, кому это нравится, рекомендую к повторению.

Источник: https://habr.com/ru/post/674474/


Интересные статьи

Интересные статьи

В прошлом месяце вышла стабильная LTS-версия многоязычной среды выполнения GraalVM 20.3.0 от корпорации Oracle и мне захотелось испробовать её для решения какой-нибудь интересной практиче...
Изображение из блога компании Miro Киннерет Ифра, эксперт в разработке микротекстов для UI и автор книги «Microcopy: The Complete Guide», в своей статье даёт рекомендации, как сделат...
Мы в Wrike решили сделать встречу для сотрудников креативных команд – дизайнеров, маркетологов, проджект-менеджеров – чтобы поговорить об эффективных процессах там, где рутина мож...
Часто от программистов PHP можно услышать: «О нет! Только не „Битрикс“!». Многие специалисты не хотят связываться фреймворком, считают его некрасивым и неудобным. Однако вакансий ...
История сегодня пойдёт про автосервис в Москве и его продвижении в течении 8 месяцев. Первое знакомство было ещё пару лет назад при странных обстоятельствах. Пришёл автосервис за заявками,...