Инфляция программного обеспечения с 2009 по 2019
Сегодняшний доллар стоит чуть больше завтрашнего – мы знаем это с детства. Но, не в последнюю очередь благодаря закону Мура, технология перевернула это уравнение вверх ногами. Бытовая техника, компьютеры, телефоны, телевизоры каждый год предлагают нам всё больше возможностей – и часто за меньшую цену. Мы привыкли, что с покупкой техники можно и подождать. Есть шансы, что завтра она станет лучше и дешевле.
Но, возможно, это не так. В последнее десятилетие цены на ПО постепенно карабкались вверх. Мы изучили сотню бизнес-приложений, и в среднем их цена выросла на 62% — даже если учитывать приложения, стоимость которых не менялась или уменьшилась. А если вы платите за приложение, стоимость которого увеличилась, есть большая вероятность, что сегодня она стоит на 98% дороже, чем десять лет назад.
Вам не кажется: программы и правда стали дороже.
Бесплатные предложения (с оговорками)
Было время, когда объём хранилища Gmail рос ежедневно
Мало что так ещё привлекает внимание, как бесплатное улучшение продукта. Физические товары в таком не замечены, абсурдно было бы даже предположить такое. Дегустация мороженого – ещё куда ни шло, но бесплатная Tesla? Не бывает.
А вот в мире ПО бесплатные программы, или, по крайней мере, уменьшение цен было нормой много лет.
В 1995 году нужно было платить AOL $17 в месяц за емейл (вместе с доступом в интернет по диалапу – хотя тогда были и другие способы создать себе почтовый ящик). Затем Hotmail сделал емейл бесплатным. Затем в апреле 2004 года Google начал раздавать бесплатный емейл с хранилищем объёмом в 1 Гб, что в сравнении с 2 Мб от Hotmail казалось неограниченным. И будто этого было мало, Gmail ежедневно увеличивал бесплатное пространство, так, чтобы оно у вас не заканчивалось.
Это чувство, когда вы получаете что-то практически бесплатно, достигло апогея с появлением App Store и ранних веб-приложений. Официальное ПО в магазине могло стоить сотни долларов, и вдруг мир наполнился приложениями стоимостью в $9,99, или $0,99, или даже бесплатными. Даже у профессионального ПО начал часто появляться свободный доступ с щедрыми предложениями по функциям. Когда в 2009 году редактор Wired Крис Андерсон писал «Если товар цифровой, то рано или поздно он будет бесплатным» в книге "Бесплатное: будущее радикальных цен", это утверждение казалось новой аксиомой назначения цен на ПО.
А затем всё рухнуло. Приложения за $0,99 превратились в приложения за $0,99 в месяц; постоянно увеличивавшийся объём Gmail остановился на отметке в 15 Гб в 2013 году, и с тех пор не рос. Ваш iPhone переполняется фотографиями, и хотя iCloud Drive стоит не запредельных денег, кажется почти неправильным платить за технологии, когда десятилетиями нас учили ожидать большего за меньшие деньги. Кажется, что внезапно всё начало требовать с нас подписки.
Однако бесплатная раздача чаще всего оборачивается стратегией, средством, а не целью. Apple раздаёт софт, чтобы продавать устройства; Google раздаёт место для хранения, чтобы вы хранили там всё больше, и в итоге перешли на платный доступ. Бесплатное ПО обычно бывает одного из трёх видов:
- С открытым кодом (бесплатно использовать, но хостить надо самому — часто идёт с вариантом платного хостинга или услуг поддержки);
- Freemium (бесплатные планы являются приманкой, например, как у Dropbox, когда поставщик надеется на ваш апгрейд или оплату за содержимое приложений);
- ПО не является продуктом (ПО от Apple, поставляемое вместе с устройствами, соцсети на основе рекламы, потребительские приложения, простые приложения, рекламирующие более крупный продукт, как в случае с HubSpot CRM).
Бесплатная раздача – хороший способ привлечь потребителей. Но из-за неё софт может показаться ещё более дорогим, когда за него придётся платить. Этот переход к оплате приложений, которые мы раньше использовали бесплатно, возможно, и выделяет так сильно стоимость ПО.
Инфляция софта: быстрее, чем инфляция в реальном мире
Этот первый переход к необходимости платить за ПО может ударить по кошельку – однако ещё хуже, когда вам приходится платить за то же самое ПО. Это всё равно, как пойти в магазин, и ощутить, как все продукты становятся ещё более дорогими.
За последнее десятилетие в США цены в среднем выросли на 19%. Среди рекордсменов – стоимость аренды жилья (+28%), расходы на медицину (+31%) и образование (+166%) делают жизнь гораздо более дорогой, и к ним присоединяются менее крупные вещи – такие, как молоко (+8%) и кофе (+4%). С другой стороны, много чего сегодня дешевле. Бананы подешевели на 5%, бытовая техника на 14%, телевизоры – на 84%.
Цены на ПО в среднем за последнее десятилетие выросли на 62% — в три раза быстрее инфляции, и обогнали даже аренду и медицину. Сегодняшний iPhone XR стоит на 25% больше, чем iPhone 3GS в 2009-м (или на 67% больше в случае с iPhone XS). Некоторые же приложения подорожали гораздо сильнее, и даже если убрать те, что стали дороже на 200% и более, всё равно средний рост окажется в районе 42% — больше, чем в два раза превышая инфляцию.
Если вы платили $2,75 за галлон молока в 2009, сегодня он стоит порядка $2,99 – а самый продаваемый телевизор в Best Buy с экраном в 40", который в 2009 стоил $999, сегодня стоит $149, а телевизор 40" с разрешением в 4К – всего $299. Но если в 2009 вы платили по $9,99 в месяц за бизнес-программу, сегодня вы, скорее всего, платите за неё по $16,18 в месяц, а то и по $19,78.
Из сотен изученных нами бизнес-приложений 67 подняли цену в среднем на 98% за десять лет с 2009 по 2019 года. Четырнадцать опустили цену в среднем на 28%, а 19 оставили цену прежней.
Дешёвые приложения в среднем росли быстрее дорогих; они чаще всего подорожали на $5. Если бы вы купили по одной учётной записи в каждом приложении в 2009 году, вы бы платили $4655/мес. В 2019 вы бы платили уже по $6202/мес, что на 33% больше.
Интересно, что если используемые вами приложения в принципе поднимали стоимость, то за последнее десятилетие их цена удвоилась.
Было бы неплохо, если бы приложения всегда становились дешевле и лучше – и это всё ещё происходит в некоторых категориях, таких, как видеозвонки. План GoToMeeting, позволявший в 2010 году беседовать с 15 людьми по видеосвязи, сегодня стоит на 26% меньше, и позволяет подключать уже 150 людей. Но это, к сожалению, исключение.
Инфляция ПО по категориям
Несколько категорий ПО дорожали быстрее остальных. HR (+259%), CRM (+119%) и маркетинговые приложения (+103%) подорожали больше всех, а видеозвонки (-19%), синхронизация файлов (+2%) и планировщики (+4%) подешевели, или незначительно подорожали.
Цены увеличиваются раз в несколько лет. Большая часть изменений произошла в 2014 году, когда 19 из 100 отслеживаемых приложений подорожали, а 7 – подешевели. В 2016 году 20 из 100 приложений подорожали, и 8 подешевели. В 2019 пока 23 приложения подорожали, а 7 подешевели.
Бывает и так, что приложение, которое в принципе не подорожало, стало дороже в использовании, поскольку план предлагает вам меньше возможностей, чем раньше. Изначальный план Intercom на 250 контактов теперь позволяет вам использовать 200; Infusionsoft понизил планку ещё сильнее, с 10 000 контактов до 2500 за ту же цену. Это эквивалент постоянно уменьшающегося расстояния между креслами в самолётах в мире софта.
Изменения кажутся ещё более резкими, если приложения сначала снижали цены, а потом повышали, как сделали 17 приложений. Сегодняшняя их цена может не сильно отличаться от той, что была у них десять лет назад – но кажется более высокой, если где-то в середине была скидка.
И выйти из этой игры не получается. Раньше приложения типа Microsoft Office или Photoshop можно было купить в «коробочной» версии, и пользоваться ими вечно, а теперь подписка требует от вас периодической оплаты за их использование. И часто подписки стоят столько же, как покупка всех апгрейдов в прошлом. Microsoft Office в среднем стоил $8,76/мес (или $12.36 с поправкой на инфляцию), что сравнимо с сегодняшним базовым бизнес-планом на Office 365 в $8.25/мес. Adobe Photoshop в среднем стоил $11.40 (или $16.76 с поправкой на инфляцию), а сегодня Photoshop и Lightroom вместе можно купить по подписке за $9,99. Но хотя бы раньше обновляться было не обязательно. А сегодня это необходимо, вне зависимости от того, вписывается ли цена в ваш бюджет.
По крайней мере, вы получаете больше
Однако в то же время легко забыть, насколько техника стала дешевле по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Вместо того, чтобы платить $199,95 за VisiCalc, сегодня можно бесплатно использовать Google Sheets, а весь Microsoft Office стоит всего $5,99/мес. 20 лет назад хранить файлы в онлайне без выделенного сервера было невозможно, 10 лет назад Dropbox стоил по 25 центов в месяц за Гб, а сегодня средний гигабайт онлайн-хранилища стоит 0,6-2 цента.
При этом не сказать, что ценообразование ПО понятно, что сегодня вы получите лучшее качество за ваши деньги, или что вам не нужно волноваться, добавляя очередную подписку в $9,99/мес к постоянно растущим ежемесячным счетам.
Однако когда Dropbox переходит от $9,99/мес к $11.99/мес, это не так уж дико, как кажется. В данном случае стоимость выросла вместе с 40-кратным ростом объёма хранилища. Даже приложения, предлагающие примерно неизменные планы сегодня, включают туда больше возможностей и после десятилетия улучшений работают лучше. Сегодня GitHub и Basecamp стоят больше, но в первом есть неограниченное количество репозиториев, а во втором – проектов.
Но эта ситуация напоминает стоимость кабельного телевидения: вы получаете больше, хотя, вероятно, хотели бы получать меньше и получать только то, что вам нужно.
Постоянно растущие счета за ПО
В итоге всё, на что мы обращаем внимание – это сумма в счёте. И если она кажется вам выросшей, вы не одни. ПО за последнее десятилетие действительно стало в среднем гораздо дороже.
Возможно, ранние приложения стоили слишком мало. Возможно, стоимость производства ПО увеличилась. Или ПО стало лучше – достаточно, чтобы оправдать более высокую стоимость пропорциональным увеличением нашей продуктивности. В любом случае, в индустрии, в которой мы давно уже привыкли получать больше за меньшие деньги – и где это правило всё ещё верно для большинства физических продуктов – ПО росло в цене в три раза быстрее инфляции. И это очень сложно игнорировать.