«Ваша сезонность, сэр!»: ищем тренд и прогнозируем спрос с помощью временных рядов, SARIMA и Python. Ч.1

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Как вы можете помнить по первой статье "Маркетинговая аналитика на Python. Пишем код для RFM-сегментации", более 8 лет я работаю в сфере маркетинга для B2B и примерно столько же бешусь от дилетантского подхода к аналитике, который тянет за собой ряд проблем с определением ключевых метрик эффективности для компании (и, как следствие, с мотивацией сотрудников):

  • План продаж распределен "от балды", невыполним или выполним слишком легко. А доказать релевантность плана спросу сотрудникам без математического моделирования - невозможно.

  • Вечный дефицит на складе ...

  • ...Или "протухает" товар с ограниченным сроком годности

    Но, как говорил Паскаль, величие человека - в его способности мыслить, поэтому попробуем разобраться в этой и следующей статье, как спрогнозировать продажи по точной математической модели с учетом тренда и сезонности с помощью Python в Jupiter Notebook.

    Мы будем использовать понятие временного ряда. Звучит жутко, но если вы - интернет-маркетолог, то уже используете в работе временные ряды и даже, o mamma mia, сглаживаете их, когда переходите в статистике Яндекс.Метрики от сегментации по дням к сегментации по неделям и\или месяцам. Временной ряд - ни что иное, как значение параметра, записанного в разные моменты времени (или график функции y(t), где y может быть продажами, трафиком на сайт или в приложение и т.д.). В интернете вещей (IOT) временной ряд может использоваться для анализа работоспособности устройств.

    Значение временного ряда можно представить как уровень (level), тенденцию (trend), сезонность (seasonality) и шум (noise):

    • Уровень: Среднее значение (здесь речь идет о среднем арифметическом)

    • Тенденция: Показывает, значение склонно увеличиваться или уменьшаться

    • Сезонность: Повторяющийся краткосрочный цикл

    • Шум: Случайное изменение в ряду, не коррелирующее с другими данными

    Различают аддитивную и мультипликативную модели временных рядов. Мультипликативная модель временного ряда используется в случаях, когда амплитуда колебаний изменяется с течением времени. Мы будем использовать данные о продажах стоматологических имплантов за 3 года (аддитивный временной ряд), где y(t) = Level + Trend + Seasonality + Noise.

    1. Прежде всего выполним предобработку данных о продажах и сохраним ее в excel, данные о продажах за месяц соответствуют последнему дню месяца. :

    #обязательно отформатируйте в Excel всю колонку date как дату для корректного открытия в Jupiter Notebook

    1. Импортируем необходимые для работы библиотеки:

import numpy as np
import pandas as pd
from datetime import datetime
import matplotlib.pyplot as plt

Преобразуем наш файл в датафрейм и любуемся на него (я часто так делаю, вызываю датафрейм, чтобы просто на него посмотреть - становится хорошо, спокойно и чуть больше красоты вокруг):

#сохраняем таблицу в датафрейм
dentium_raw = pd.read_excel('C://Users//Света//Desktop//RFM Библиотеки Python ПК ППЗ//sarima_dentium_raw.xlsx')

Устанавливаем колонку с датой в качестве индекса и посмотрим на датафрейм с переназначенным индексом:

#устанавливаем колонку с датой в качестве индекса 
dentium_raw=dentium_raw.set_index('date')

Построим график продаж на основании датфрейма:

dentium_raw.plot()
plt.show()

Какие выводы можно сделать? Наблюдается выброс в апреле 2020 - отгружено более, чем в 2 раза меньше позиций, чем даже в самый "низкий" месяц. Выброс связан с началом коронавирусного локдауна и требует обработки, заменим их на статистически более достоверные продажи. Средние продажи за месяц не подходят — наблюдается возрастающий тренд, есть подозрение на сезонность (проверим ее в конце). Лучше опираться на разницу значений с предыдущим месяцем в прошлом и будущем году - это будет учитывать и тренд, и сезонность спроса. Разница марта к апрелю 2019 - +0,6%, 2021 - +24,5%, среднее - 12,5%. Применим ее к апрелю 2020 по отношению к марту. Май 2020 также нужно будет скорректировать на среднее разницы значений 14,9% и 42,9% - 28,9%. Почистили датасет:

dentium_april_clean = pd.read_excel('C://Users//Света//Desktop//RFM Библиотеки Python ПК ППЗ//sarima_april_out.xlsx')

И теперь установим дату как индекс и построим график:

#установили дату как индекс
dentium_april_clean = dentium_april_clean.set_index('date')
dentium_april_clean.plot()
plt.show()

Осталось произвести декомпозицию очищенного от выброса датасета. Мы помним, что значение временного ряда - y(t) = Level + Trend + Seasonality + Noise . значит, для того, чтобы найти сезонное значение, нужно из значения вычесть среднее, вычесть значения шума и тренда. Это мы и произведем с помощью библиотеки statsmodels : проведем декомпозицию временного ряда вполне коротким кодом. Здесь важно правильно назначить частоту freq, у нас в данных 3 цикла (3 года) по 12 месяцев, частота будет равняться 12:

#добавим нужную библиотеку
import statsmodels.api as sm
#произведем декомпозицию временного ряда 
decomposition = seasonal_decompose(dentium_april_clean, freq=12)
fig = decomposition.plot()
plt.show()

Восходящий тренд был очевиден, а вот майский всплеск спроса несколько нов. Гипотеза такова: летом имплантацию стараются не производить из-за сложного процесса приживления в жару, тем не менее, до сезона отпусков врачи стараются произвести имплантации и\или пополнить запасы склада клиники. Декабрьский спрос может быть связан, в том числе, с необходимость освоить бюджет клиники, ну а январь - классически месяц низкого спроса во многих нишах. Во второй части этой статьи мы построим прогноз продаж с помощью модели SARIMA.

Python доступен и полезен всем руководителям и маркетологам, и я надеюсь, что мои статьи и код в них помогут вам более точно производить маркетинговую, бизнес-аналитику, даже если у вас нет бюджета на сложные CRM-системы и содержание аналитика в штате.

Обняла :)

Источник: https://habr.com/ru/post/668186/


Интересные статьи

Интересные статьи

Большинство статей на Хабре на тему ML прогноза - про применяемые алгоритмы, подходы, инструментарий, но без фокуса на практическое решение задач. Мы решили поделиться своим опытом и результатами прим...
Вместо return в корутине используется co_return, возвращающий результат. В этой заметке я хочу реализовать простую корутину с использованием co_return.
При масштабной работе с Apache Kafka вы рано или поздно столкнетесь с проблемой доступного дискового пространства, темпами роста тем или общими вопросами использования ди...
Flutter предлагает различные виджеты для работы с определенным набором фигур, например, ClipRect, ClipRRect, ClipOval. Но также есть ClipPath, с помощью которого мы можем создавать ...
Поговорим о новых трендах, подходах инструментах и вызовах, которые возникают перед отделами информационной безопасности сегодня. Хранение данных в облаках, работа с третьесторонними вендорам...