Весенняя Кандалакша: первый заповедник, 100-летнее депо и алюминий за полярным кругом

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Кандалакша – весьма древнее поселение, впервые место упоминается в 1517 году. В начале XX веке здесь собирали приезжавшие из США и Великобритании поезда, здесь появилось крупное депо. Кроме того, здесь расположен первый в России заповедник. А на местном производстве собираются делать «зеленый» алюминий.

За счет чего может жить промышленный город? Как жители взаимодействуют с администрацией? Какие попытки улучшения городской среды можно предпринять? Смотрим на пример Кандалакши.

Умный город

В 2019 году Мурманская область присоединилась к проекту «Умный город», и сейчас в области действует портал «Наш Север». Здесь можно пожаловаться на неубранные дворовые территории, брошенные автомобили, несанкционированные свалки, а также проголосовать за строительство спортивных объектов или за рисунки на домах.

Также здесь можно рассказать о своей инициативе, чтобы участвовать в конкурсе на субсидию для ее реализации.

Чего не хватает промышленным городам – так это яркости. Серые унылые пейзажи стали нормой. Поэтому, например, проводят художественный конкурс «Добавь городу красок». Лучшие муралы (от испанского moro – «стена») реализуют, и получаются такие интересные здания.

Отдельные услуги уже везде делают «умными». Например, в 2020 году «АтомЭнергоСбыт» запустил два «умных дома» в Кандалакше: он оснастил их интеллектуальными приборами учета электроэнергии. Как вы считаете, можно ли говорить про «умные дома», если речь только об электричестве? Напишите в комментариях!

Городская среда

Первое, что встречает вас в городе – станция. Она была открыта в 1916 году. И здесь находится самое крупное депо за полярным кругом – Локомотивное депо Кандалакша. Еще в 1915 году в нем собирали паровозы, прибывавшие в Россию из США и Англии в разобранном виде.

А станция за последние шестьдесят лет не изменилась, ниже фотография 1957 года.

Станция Кандалакша. Проезд норвежской делегации на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 1957 год. Фото В. Федотова
Станция Кандалакша. Проезд норвежской делегации на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 1957 год. Фото В. Федотова

Для приезжающих на автомобиле открываются прекрасные виды на лес и залив.

Некоторые виды Кандалакши из-за заброшенных домов очень похожи на Припять. Если в 1992 году в городе жили более 54 тысяч человек, то на 2021 год насчитывается 29 тысяч. Из-за оттока населения часть зданий попросту потеряли смысл.

В Кандалакше можно увидеть руины военного городка. Например, заброшенную казарму мотострелкового полка. Казарма была построена в 1934 году.

Но шокирует больше всего то, что в подвале этой заброшенной казармы еще пару лет назад работала котельная, которая отапливала близлежащие дома. Суровые северные кочегары.

Вокруг города – свалки и промзона.

За фасадами жилых домов местами следят. Но некоторые дома почему-то покрасили только частично – обратите внимание на крыше дома слева. И такие облупившиеся дома соседствуют с опрятными и свежепокрашенными зданиями.

В отделении полиции – ничего нового не случилось. Как не было части штукатурки, так и нет.

Люди продолжают жить в маленьких двухэтажных домах, построенных, вероятно, в 1940-1960-е годы, и построенных примерно в то же время трехэтажных домах.

Прогулочные зоны не особенно ухоженные.

Снова мы видим чью-то попытку разукрасить этот серый пейзаж, добавив в него бирюзовый и фиолетовый цвета. Возможно, это сделано в рамках художественного конкурса вроде «Добавь городу красок», который проводится в Мурманской области.

В городе стоит памятник танку Т-34 на Центральной площади. Экипаж этого танка вел бои в Заполярье. 6 июля 1941 года он уничтожил огнем и гусеницами десятки гитлеровских солдат и офицеров. Машина получила семь попаданий и не могла двигаться, только командир танка остался в живых и продолжал вести огонь; танк эвакуировали, и сержант, который на тот момент был уже без сознания, вскоре умер от ран.

Гостиница «Беломорье» в центре города. Либо у владельцев нет денег, либо желания отремонтировать фасад.

Местные достопримечательности. Памятник гренландскому тюленю (автор назвал его Григорием) появился в Год экологии – в 2017 году. Рядом – зонт и скамейка возлюбленных, подарок из Финляндии. Все входит в аллею Дружбы.

На этой фотографии виден мурал, о котором писал выше.

А вот территории за пределами центра города сложно назвать ухоженными.

Попытки исправить ситуацию есть. На детских площадках стоят новые комплексы. Они соседствуют со старыми качелями и песочницами. Покрытия на площадках нет – суровые заполярные дети играют прямо на земле и камнях. Прямо как мы все в детстве.

Побережье

Город находится на берегу Кандалакшского залива – одного из крупнейших заливов Белого моря. В акватории залива расположен Кандалакшский заповедник, один из старейших в России – он был создан еще в 1932 году для охраны местообитаний морских, водоплавающих и околоводных птиц.

В состав заповедника входят 550 островов. В нем встречаются порядка 260 видов птиц, 68 видов млекопитающих, 2 вида рептилий и 3 вида амфибий. Здесь водятся лисицы, бурые медведи, куницы, норки, косули и гадюки.

На берегу можно найти заброшенные лодки.

За счет чего живет город

Порт – один из столпов экономики города. Он действует с 1915 года и имеет выход на крупные магистральные дороги – железнодорожные и автомобильные подходы.

Второй столп – промышленность. На фото – Кандалакшский алюминиевый завод, на котором первый алюминий получили в 1951 году. Это единственный в мире завод за полярным кругом.

Алюминий, который здесь производят, используют в электротехнике. За год здесь получают 72 тысячи тонн этого металла.

«Русал» планирует сделать Кандалакшский завод частью ядра «новой компании», которая будет продавать «зеленый» алюминий. Мощности переведут на технологию с использованием обожженных анодов.

Итог

Происходят ли изменения? Судя даже по комментариям на Хабре, происходят. И хорошо, что они касаются в том числе диверсификации доходов города: к трем столпам может добавиться четвертый – спортивный туризм и международные соревнования.

Видны попытки сделать удобнее город для его жителей, это и детские площадки, и зоны отдыха, и набережная. Радует, что во многих городах становится лучше взаимодействие власти и горожан – речь про голосования за муралы, за новые проекты, о возможности подать жалобу и что-то исправить.

Но при этом все-таки больно смотреть на красивые здания – а в Кандалакше это и дом офицеров, и бывшая казарма – которые больше не нужны. Если бы не место, в котором они располагаются, судьба их могла быть иной.

Источник: https://habr.com/ru/post/563616/


Интересные статьи

Интересные статьи

В данном очерке я бы хотел рассказать свой опыт взаимодействия с университетом ИТМО. Эта заметка описывает только мой личный опыт и у других он может кардинально отличать...
Этот дом несколько принтеров напечатали из местной почвы за 200 часов. В итоге никаких отходов и необходимости доставки строительных материалов. Читать дальше → ...
Я занимаюсь мобильной разработкой, и идея об изучении Интернета вещей пришла ко мне очень спонтанно: хотелось изучить одну из смежных областей и разобраться, насколько сложно создавать ...
С весны нынешнего года я разрабатываю статически типизированный встраиваемый скриптовый язык Umka, о концепции которого в своё время была статья на Хабре. При этом по сво...
20 мая стартовала конференция VMware EMPOWER 2019 в Лиссабоне. Команда «ИТ-ГРАД» присутствует на этом мероприятии и ведет трансляцию с места событий в Telegram-канале. Далее — отчет со стартового...