Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Мы уже разбирали ряд тем, связанных с поддержкой видеоигровой индустрии в России.
На этот раз в одном материале я собрал информацию о том, что получают студии, которые остались в России, на какие меры поддержки претендуют разработчики, какие гранты можно получить. А также высказываю своё мнение о том достаточно ли этих мер, и риски связаны с господдержкой.
Кроме того, предлагаю обсудить вопрос, который является фундаментом любого успешного предприятия – постановке чёткой цели, к которой мы должны стремиться в развитии видеоигровой индустрии.
Главное достижение конца 2022 года – видеоигры признали ИТ-отраслью
После ухода зарубежных компаний, которые вместе с собой периодически забирали и сотрудников, государство предприняло ряд мер для удержания организаций и специалистов в стране. Был составлен список льгот для компаний и специалистов, оставшихся в России, в том числе:
0% налога на прибыль (временно до конце 2024 года),
сниженная ставка по страховым взносам – 7,6%, притом что единая ставка для бизнеса составляет 30%; на ОМС приходится всего 0,1%,
освобождение от НДС передачи исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ,
мораторий на налоговые проверки (временно до 3 марта 2025 года),
льготный лизинг на внедрение цифровых технологий,
льготная ипотека для сотрудников,
отсрочка от службы в армии для сотрудников.
Снижение ставки на страховые взносы особенно важно, учитывая тот факт, что более половины расходов ИТ-компаний – это оплата труда сотрудникам.
В 2022 году в список ИТ-компаний были включены и разработчики видеоигр. Таким образом, они смогли получить те же преференции, что и остальные организации, работающие в сфере ИТ.
Аккредитацию видоигровых студий как ИТ компаний можно считать самым важным результатом государственной поддержки видеоигровой индустрии, сравниться с которым смогут разве только поручения Президента по итогам встречи с креативными индустриями 30 мая в «Центре Зотов», конечно, если будут выполнены.
Освобождение от НДС
Первым результатом той встречи стало, что месяц назад стало возможным разработанные в России видеоигры могут войти в реестр отечественного программного обеспечения, который ведёт Министерство цифрового развития России. Это позволило освободить от НДС прямую продажу игр на территории России, через свой сайт или местные платформы.
Экспорт в страны БРИКС
На той же встрече с президентом значительное значение для видеоигровой отрасли страны, может стать поддержки экспорта в страны БРИКС. Список, в который изначально входили Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, с 1 января 2024 года расширится за счёт:
Аргентины,
Египта,
Ирана,
ОАЭ,
Саудовской Аравии,
Эфиопии.
Предоставление доступа российским разработчикам к этим рынкам расширит географию продаж, что приведёт к увеличению экспортных доходов и далее – к созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности российских разработчиков.
Нехватка инвестиций
Один из негативных факторов для российской видеоигровой отрасли сегодня – явный недостаток инвестиций. Зарубежные инвесторы покинули рынок и не спешат возвращаться – это касается не только США и Европы, но и Китая.
С другой стороны, инвестиции со стороны российских компаний и инвесторов также остаются недостаточными. На данный момент государственная поддержка игровой отрасли ограничена, и необходимо обратить внимание на привлечение внимания корпоративных венчурных фондов, частных инвесторов, корпораций и непрофильных компаний, чтобы обеспечить финансовую поддержку и стимулировать развитие индустрии.
Кадровый голод
Эта постоянно мелькающая фраза касается самых разных отраслей – не хватает и Python-программистов, и токарей на заводах. При этом если говорить об ИТ, то множество образовательных платформ и курсов выпускают специалистов, которые затем далеко не всегда могут найти себе работу. Проблема и в качестве подготовки, и в требованиях работодателей.
Видеоигровая индустрия нуждается в качественных кадрах. Для этого нужно то чего сейчас нет или в большом дефиците:
преподаватели в вузах – и чем больше у них будет опыт и кругозор, тем больше они смогут дать студентам,
менторы – люди, наверное, с ещё большим опытом, успешные предприниматели и разработчики, способные сопровождать новых специалистов в процессе реализации их проектов – новых видеоигр и технологий, необходимых индустрии.
Поддержание и повышение уровня образования – это задача государства. Считаю, одна из важнейших. А корпорации могут взять на себя ответственность за запуск и поддержку акселераторов.
Недостаток грантов начинающим студиям
Молодые команды должны появляться и запускать новые проекты. Для этого им нужны знания, время и деньги. Деньги у инвесторов, как я выше упомянул, сейчас получить крайне сложно. Поэтому доступ к финансированию им необходимо открыть с помощью минимально нужных для получения опыта грантов.
Стоит сказать, что грантовая поддержка уже есть – её разработчикам игр предлагают несколько организаций:
Институт развития Интернета (ИРИ),
Президентский фонд культурных инициатив,
ФСИ (“Фонд Бортника”)
Процесс поддержки уже запущен. Уже год назад «Институт развития интернета» одобрил выделение грантов на 14 проектов видеоигр, среди которых больше всего получила приключенческая игра «Поезда» и стратегия про партизан войны 1812 года «Денис Давыдов». Известность конкурс приобрел благодаря поддержке ИРИ разработчиков проекта игры «Смута».
Хотя гранты и реально получить, необходимо усилить поддержку сделать ее системной, а также широко распространить информацию о возможностях для разработчиков, привлекая в отрасль новых специалистов с их идеями.
Пример нужно брать со стран, где видеоигровая заняла важную часть технологических секторов – это Корея, Япония и Канада.
Риски господдержки
Государственная поддержка – монета с двумя сторонами. С одной стороны, это помощь разработчикам деньгами, подготовка кадров, преференции и послабления для того, чтобы запустить развитие отрасли. С другой – для корпорации/корпораций это шанс взять всю власть «в одни руки», чтобы затем получать максимальную прибыль и ограничивать появление новых независимых и успешных компаний.
Важно не допустить такого развития событий. В креативной отрасли необходимы новые идеи, новые проекты.
Если обратить внимание на крупнейших разработчиков – они, по сути, зарабатывают на сиквелах, приквелах и вбоквеллах, редко отходя от классических жанров. Что-то новое вы скорее найдёте в независимых проектах – инди-играх, которые в России есть. Подобные проекты и должны получать поддержку.
При негативном сценарии деньги будут выделять только 100% успешным идеям, и мы получим засилье одинаковых игр.
Крайне важно для индустрии видеоигр — это свобода конкуренции на рынке. Благодаря этому в России выросли всемирно известные компании вроде Playrix, Gaijin, MyTona, Nival и другие, а вот удерживать такие компании в стране — это как раз уже могла бы быть хорошая государственная амбиция.
Постановка цели
Для целенаправленного развития нужно установить конкретные ключевые показатели эффективности. Цели на 10 лет могут выглядеть, например, так:
4% ВВП формирует видеоигровая отрасль! :) Хотя реально в России при повсеместной поддержке стать 0,4-0,7% ВВП за 5-7 лет;
60% игр, продающихся в СНГ, разработаны в стране. Это реально примерно как в Корее в Китае 70% игрового контента делается в самом Китае.
В Канаде работают 329 видеоигровых компаний, в штате которых суммарно – 16 500 человек. В ВВП они вложили за прошлый год 2,3 млрд долларов. Объём рынка видеоигр в Южной Корее составил по итогам 2022 года 16,4 миллиарда долларов – притом что мировой рынок составил 184,4 млрд долларов, то есть вклад очень весомый.
Нужно ориентироваться на эти и другие страны, чтобы установить достижимые и релевантные цели.
Помимо этого, по данным исследования РВИ с НАФИ в обществе все еще сохраняется негативное отношение к играм, не только к сделанным в России, несмотря на то что поигрывает 60% населения. Именно поэтому очень важно сформировать и установить одобрительное отношение к играм, особенно сделанными своими разработчиками.
Предлагаю обсудить, какие меры поддержки еще нужны? кто будет лидером на российском рынке по мимо Лесты и 1С Game Studios? как нужно привлекать или вернуть профессионалов в Российскую отрасль? Пожалуйста, высказывайте своё мнение в комментариях.