Визуализация данных в VR и AR: мыльный пузырь или новая эра BI?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

«Iron Man» Marvel
«Iron Man» Marvel

Представьте, что вы можете шагнуть в мир данных. Почти буквально забираться на диаграммы, изменять параметры и масштабировать десятки и сотни слоев данных, видя их перед собой. Представьте утреннее совещание в понедельник, когда все сонные и злые, как вдруг, объявляется, что презентация будет в AR! И вот уже серьезные и состоявшиеся люди с нескрываемыми улыбками достают из рюкзаков свою гарнитуру, потому что их ждет увлекательное интерактивное приключение, а не скучные точки на плоскости.

Надо сказать, что потенциально и у VR (виртуальная реальность), и у AR (дополненная реальность) всегда были отличные шансы завоевать корпоративный мир, не смотря на кардинальные отличия. AR совмещает отображение реального мира и элементы компьютерной дорисовки как в форме дополнения, так и в форме маски к реальным объектам, и именно этой технологии предрекали наибольший рост. VR, в свою очередь, является полностью смоделированным опытом в любом исполнении, который может даже не иметь ничего общего с демонстрацией действительности.

Однако пока что визуализация данных в VR и AR не практикуется повсеместно, это все еще экзотика, несмотря на огромный интерес к теме и прогнозы колоссального роста сферы. Так, еще в 2019 году TAdviser опубликовал свое исследование, где были представлены данные от ARtillry Intelligence, прогнозирующие 113% совокупного годового темпа роста (CAGR) в сегменте корпоративных AR-приложений на западном рынке в период 2017-2022 гг., что, в свою очередь, должно было сделать данный сегмент крупнейшим подсектором Cross-Reality. В то же время, сегменту корпоративных VR-приложений давали прогноз в 55% CAGR. Но сегодня из 2023 года мы можем констатировать, что темпы роста отраслей были в несколько раз менее значительными.

Почему так произошло? Это временное затишье или для обманутых ожиданий действительно были весомые причины? Мы можем попробовать разобраться в этих вопросах на примере нашего любимого подсегмента визуализации данных, и, забегая вперед, хочется сказать, что мнения экспертов противоположно отличаются друг от друга. Одни утверждают, что VR и AR – это неизбежное будущее визуализации больших данных, т.к. они просто не помещаются на плоскостях, а другие считают, что осмысление данных – это важный навык, который не получится затмить никакими модными фичами, а новый трехмерный формат ничуть не упрощает анализ, а иногда даже усложняет его.

В этой статье не хотим принимать ни одну из сторон. Мы хотим предоставить разные доводы и аргументы, чтобы каждый мог сделать свой собственный вывод.

1. Трехмерность: возможно, такое уже есть

Мы знаем про имитацию глубины и возможность трехмерного взаимодействия с визуальной моделью. Мы можем все покрутить и посмотреть под любым углом. Однако открытым остается вопрос, делает ли более вовлекающий AR/VR формат работу с данными эффективней?

Аргумент против: хоть в человеке и заложено пространственное восприятие, ось Z-глубина нами воспринимается не очень легко на момент 2023 года, а вот двумерное положение на осях X и Y вполне лихо.

Аргумент за: сложное восприятие может быть связано только с тем, что мы просто не привыкли анализировать информацию в пространстве. В этом случае, когда сознание привыкнет к тому, что не в плоскости истина (да простят нас «плоскоземельщики»), тогда мы будем воспринимать 3D-модели эффективно.

2. Ресурсы: а стоит ли так загрязнять окружающую среду?

Для погружения в виртуальное или дополненное пространство, в котором будут наши данные, нам нужны вычислительные мощности, сервера, электричество, VR Headset, Touch Controllers и Glasses Spacer, если верить Марку Цукербергу.

Аргумент против: для визуализации данных в VR и AR необходимо в сотни раз больше ресурсов, чем если посмотреть те же данные на экране вашего компьютера. Кроме того, если мы посмотрим на стоп-кадр в модели визуализации данных в VR, то с ужасом обнаружим, что смотрим на нее с экрана ПК… И точно с таким же успехом можем с ней взаимодействовать…

«Волатильность блокчейн-рынка» Источник: https://laptrinhx.com/
«Волатильность блокчейн-рынка» Источник: https://laptrinhx.com/

Аргумент за: в AR и AR можно разместить настолько большее количество слоев данных и зависимостей, что теоретически мы можем не переключаться в выборках и отобразить все результаты нашей модели. Если это помогает быстрее принимать решения, то мы можем увеличить эффективность борьбы даже с глобальным потеплением или быстрее развивать технологии, которые помогли бы задействовать меньше ресурсов.

3. VR, AR, Big Data и искусственный интеллект: все-таки реальная или «виртуальная» польза?

Новые технологии действительно могут заменить часть навыков аналитика, снижая требования к исследователю. Но является ли VR и AR одной из таких технологий?

Аргумент против: без таланта к осмыслению данных, какую бы красивую визуализацию на основе больших данных не построил искусственный интеллект в AR, мы не можем гарантировать, что данные будут восприниматься легче. Достаточно представить, что всю нашу землю сгенерировал ИИ на основе аналитической модели, и все, что мы видим – это визуализация в VR, где каждая многоэтажка, гора, речка, леса – это какие-то большие данные. Но мы не можем сделать быстрый вывод о тренде в этажности новостроек, потому что видим перед собой всего несколько десятков зданий. А если переместимся в самолет и будем смотреть в окошко, то увидим, конечно, больше, но уже под совершенно другим углом и значительно менее четко. Даже если, моргнув, мы можем переключить картинку на 2010 год, мы увидим нечто иное, но все также не будем знать, что с этим делать, и какие сделать выводы. И это несмотря на то, что в нашей гарнитуре будут все данные мира. Больше того, как бы это не звучало парадоксально, но мы, возможно, гораздо более ограничены в выборке того, какие данные можем воспринимать одновременно именно в «безграничном мире VR».

Аргумент за: если мы дадим волю воображению и представим потенциально возможные будущие технические решения, то все не так уж и плохо. Если в наших руках искусственный интеллект, который под бизнес-задачу может представлять только нужные данные и размещать их так, чтобы принимать эффективные решения было легче, то картинка меняется. На бытовом уровне можно привести такой пример: вы опаздываете на работу, на вас надета AR-гарнитура, подходите к проезжей части, чтобы перебежать дорогу в неположенном месте, но включается тревожный звуковой сигнал, после чего вы видите статистику сбивания пешеходов конкретно в этом месте, статистику смертности и инвалидности в результате перехода дороги в неположенном месте по стране, также за секунду анализируется ваш индекс внимательности за сегодняшний день, тут же вы увидите исследование, насколько притупляет внимание утренний кофе, который у вас в руках, а также тот факт, что вчера вы увлеклись любимым сериалом и не выспались, напоминание о том, что бы сказали на такой поступок ваши домашние, вычисляется коэффициент риска, а затем все это сопоставляется с всего одной минутой, которую вы сэкономите.

«Iron Man» Marvel
«Iron Man» Marvel

И еще несколько «против»:

  • AR и VR может быть сложно использовать для визуализации данных, так как устройства все еще большие, имеют слабые аккумуляторы, и команду еще предстоит научить этим всем пользоваться.

  • Некоторые люди испытывают укачивание при использовании устройств AR и VR, это может снизить эффективность работы.

  • Устройства AR и VR могут быть дорогими, а программное и аппаратное обеспечение, необходимое для создания и развертывания приложений AR и VR, также может быть сложным.

  • На сегодняшний день кейсов, железно доказывающих прикладную пользу, нет.

А теперь несколько «за»:

  • AR и VR могут обеспечить более захватывающий и увлекательный опыт для пользователей.

  • AR и VR можно использовать для улучшения рабочего взаимодействия между пользователями, поскольку они могут обмениваться одними и теми же данными и работать над ними в режиме реального времени.

  • Потенциал развития VR и AR технологий в визуализации может быть настолько большим, что это приведет к такой прикладной пользе, о которой мы сейчас можем и не подозревать.

Итог

Вопрос о визуализации данных в VR и AR остается открытым и вызывает довольно бурные обсуждения и даже горячие споры. Все еще есть вопросы к использованию ресурсов, удобству, стоимости и реальной пользе, но при этом ни один эксперт не может сказать, что визуализация в VR и AR никогда не сможет быть эффективна. Все-таки в нашем распоряжении, возможно, все еще недостаточно технологий, чтобы судить об этом.

Спасибо, что прочитали нашу статью! И расскажите нам в комментариях, какое мнение о будущем визуализации данных в AR и VR складывается у вас.

Источник: https://habr.com/ru/companies/quillis/articles/755290/


Интересные статьи

Интересные статьи

Расширяемость — это архитектурное качество системы, позволяющее без дополнительных усилий добавлять в нее новые функции. Реализуется это в первую очередь за счет использования метаданных, которые игра...
В это статье мы расскажем о новой технологии 3CX - телефонах-маршрутизаторах SBC. Что это такое и для чего это нужно?С появлением Хостинга 3CX, и развитием облачных сервисов телефонии в целом, пограни...
Всем привет!Меня зовут Лихопой Кирилл и я - фронтенд-разработчик в компании Idaproject.В этой серии статей я рассказываю об основах TypeScript, его преимуществах и фишках.Сегодня мы поговорим про объе...
Всем привет! Эта статья продолжает первую часть, где я рассказывал о том, как мы в Just AI переводили пользовательскую аналитику на новую СУБД ClickHouse. В ней я на примерах показывал, как менялась с...
В 2006 году на крупной российской конференции доктор технических наук выступил с докладом о нарастающем информационном пространстве. В красивых схемах и примерах учёный рассказывал о том, что чер...