Вне корпорации: как уйти на вольные хлеба и не сломать себе жизнь

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Возможно, вас посещают мысли: «В найме я уже достиг потолка, в задачах уже нет вызова, доход особо не растет. Что дальше? Ведь с возрастом все будет только хуже». Возникают мысли о собственных проектах, но как к ним подступиться — непонятно. Расскажу о неочевидных моментах, с которыми придется столкнуться, если вы решите работать на себя, и о том, как безболезненно уйти из найма.

Почему вас тянет уйти из найма?

Это первый и ключевой вопрос, на который нужно себе честно ответить. Многим идея открыть бизнес кажется романтической. Ведь достаточно написать заявление на увольнение и положить под подушку, как ночью прискачет Аяз Шабутдинов на единороге и подарит миллион долларов. В реальности бизнес — это одновременно и достаточно муторная, и высокорисковая деятельность. Поэтому нужно отдавать себе отчет, что вы хотите от нее получить и чем готовы для этого пожертвовать.

Обычно люди руководствуются следующими мотивами, когда думают перейти из найма в бизнес.

  1. Хочется больше зарабатывать или, как минимум, обеспечить себе стабильный и независимый от конкретной компании источник дохода. Мотив очень понятный. Особенно, если вы понимаете, что карьера развиваться не будет (а инфляция будет!) и дальше путь только вниз. А если уволят, то на аналогичную позицию точно не возьмут, и деградация и тлен наступят еще раньше.

  2. Хочется больше свободы и саморазвития. Надоел круг задач, который приходится регулярно делать и делать по чужим правилам. Хочется самостоятельно принимать решения и брать интересные проекты. Да и вообще ощущение, что ваш потенциал не реализуется — грустное ощущение.

  3. Надоела сама работа. Иногда открытие своего дела связано с надеждой обрести смысл и спастись от профессионального выгорания. Если работа задолбала так, что нет сил на нее смотреть, бизнес может казаться хорошим выходом (но не обязательно им является).

И хотя любой из этих мотивов абсолютно оправдан, далеко не всегда нужно уходить из привычного корпоративного мира. И вот почему.

Неявные убеждения

У каждого из нас есть неосознанные убеждения, которыми мы руководствуемся при достижении целей. Так вот самое проблемное неочевидное убеждение, которое мешает состояться в бизнесе звучит так: «Я хочу делать все то же самое, что делаю в найме, только теперь на своих условиях».

Проблема тут в том, что найм обеспечивает вам все необходимое, чтобы вы могли заниматься своей работой. Например, чтобы дизайнер мог рисовать макеты сайтов клиентам кто-то должен запустить рекламу, обработать заявки, привлечь клиента, купить дизайнеру стол и компьютер, арендовать помещение, посчитать налоги и т.д.

Если тот же дизайнер решит, что теперь он сам по себе, то вместе со свободой на его плечи лягут задачи:

  1. Привлечь к себе внимание и объяснить, почему именно к нему стоит обращаться, когда в мире столько дизайнеров.

  2. Превратить заявки в деньги, то есть продать свои услуги.

  3. Выполнить работу и добиться, чтобы клиент ее принял.

  4. Обеспечить необходимую инфраструктуру, которая нужна для самостоятельного ведения дел: от покупки нужного оборудования до уплаты налогов.

Причем, что это самый минимум, поскольку при росте бизнеса в нем появляются люди, которыми нужно управлять, вовремя платить им зарплату и отвечать за результат их труда и т.д.

Именно поэтому быть самостоятельным, но делать то же самое, что в найме — нереальная задача. Вам придется освоить и роль маркетолога, и продажника, и управленца, и финансиста. А далеко не каждый человек к этому готов. Но это еще не все.

Любой начинающий предприниматель
Любой начинающий предприниматель

Обнуление

Переход из найма в бизнес часто сопровождается обнулением самооценки. В найме можно быть признанным экспертом из Яндекса или Касперского, выступать на конференциях, котироваться в сообществе, но стоит уйти из большого бренда или даже не уйти, а просто начать выступать от собственного имени, как происходят две вещи.

Во-первых, тень большого бренда, которая маячила за вашей спиной, бледнеет. Вы теперь уже не «эксперт Яндекса», а «экс-эксперт Яндекса», эксперт второй свежести. Неприятно осознать, что хотя ваш опыт и экспертность не изменились, после ухода из большой компании вас перестают звать на разные мероприятия и многие привычные двери оказываются закрыты.

Во-вторых, часто в новой роли неуютно именно потому, что возникает необходимость по новому проявляться. Например, раньше вас просто звали выступать на конференцию и требовалось всего лишь сделать хороший доклад. А в новом качестве надо регулярно писать посты, самостоятельно заявлять о себе, лезть под свет софитов и нарываться на обвинения в инфоцыганстве.

Естественно, уверенность в себе от этого жухнет. Возникают переживания: «Куда я лезу? Есть же люди куда меня экспертней, а они сидят тихо. Нужно ли мне это все?». Синдром самозванца расцветает пышным цветом. Предпринимать действия, связанные с маркетингом и продажами, становится все труднее.

Печальный финал

Самое грустное, когда специалист ввязывается в историю с бизнесом и попадает под двойной удар. С одной стороны, ему не хватает новых навыков в маркетинге, продажах и управлении. Он расходует силы попусту, фокусируется не на том и не добивается результатов. С другой стороны, испытывает стыд из-за необходимости продавать, разочаровывается, что все оказалось не так, как представлялось, и усилия не приносят плодов.

Хорошо, если неудачный опыт будет переосмыслен и послужит ступенькой к успеху, но большинство сдается, даже не поняв, что пошло не так

Остается лишь ощущение, что деньги и время были потрачены зря, разочарование в себе и чувство, что «бизнес — не мое».

Возникает вопрос: «Можно ли без резких движений и лишних рисков подготовиться к жизни за пределами корпорации?» Да, можно.

Как обрести самостоятельность

Способ, про который я расскажу, хорошо подходит, если вы хотите оказывать услуги, заняться консалтингом или обучением. Его огромный плюс в том, что он прекрасно совместим с наймом и позволяет оставаться в нем до тех пор, пока вы не будете уверены, что вам по душе самостоятельное плавание (я, кстати, настоятельно рекомендую оставаться в найме до тех пор, пока ваш «доход на стороне» не сравняется с корпоративным).

Дорожная карта выглядит так.

Разбираемся с психологическими барьерами, которые мешают реализовать свой замысел. Понять, что барьеры есть — просто. Вы хотите действовать, но не действуете. Возникает страх: «Ой, как же я начну, ведь мне уже 28 (32, 37, 45) лет», возникают смущение и стыд: «Что обо мне подумают коллеги?», возникают прокрастинация и пустота в голове, когда надо взяться за свой проект.

Тут важно разложить свои страхи по полочкам, поскольку в общей куче они выглядят более угрожающе. Ко мне как-то пришел клиент, который работал в Роскосмосе и рассказал, что уже 2 года делает свой личный проект и никак не может его запустить. Мы поговорили, и оказалось клиенту мешали стыд и ощущение: «Фигней какой-то занимаюсь, кому это может быть нужно».

Когда клиент это осознал, то смог поговорить со своей командой. Оказалось, что ребята испытывали похожие чувства. А лучшее противоядие от стыда — это сделать его видимым и обсудить. Когда команда смогла поговорить, стыд ушел, и в течение месяца ребята запустили проект, который не могли запустить 2 года. Проект оказался успешным и востребованным.

Отзыв клиента месяц спустя после наставничества
Отзыв клиента месяц спустя после наставничества

Формируем предложение. Когда вы разобрались с психологическими затыками, важно не запутаться в действиях. Часто специалисты начинают с того, что хорошо умеют — с самого продукта или услуги. А начинать надо с их презентации.

Опишите, кому вы предлагаете свою услугу, чем ваше предложение отличается от аналогичных, каким будет результат, за счет чего вы его достигните. Начинать с упаковки вашего предложения полезно еще и потому, что вы начинаете яснее видеть, что важно клиентам, а что нет. Иначе есть риск начать делать что-то только потому, что это нравится вам или вы это хорошо умеете, а не потому что это нужно людям.

Кроме того, формируя предложение, вы начинаете прокачивать свои навыки в маркетинге, а это важно для будущего успеха.

Это одна и та же услуга, но в первом случае предложение сформулировано так, что его никто не купит, а во втором — купят и охотно (из кейса клиента)
Это одна и та же услуга, но в первом случае предложение сформулировано так, что его никто не купит, а во втором — купят и охотно (из кейса клиента)

Проверяем, востребовано ли предложение. Когда предложение сформировано, важно понять — будут ли у вас покупать или это лишь ваши фантазии. Как проверить?

Отправиться к потенциальным клиентам и поговорить с ними. Существуют специальные механики для таких опросов, которые помогают одним разговором убить двух зайцев:

  1. Понять, как люди видят свою проблему, как пытались ее решать до вас, какой результат сочтут приемлемым, какие сомнения у них есть в отношении работы с вами.

  2. Выяснить, интересно ли им предложение в том виде, в котором вы его сформулировали, готовы ли они его купить, а если нет, то почему.

Прелесть этих разговоров в том, что, во-первых, вы гораздо лучше начинаете понимать своих клиентов и можете скорректировать свое предложение под их реальные проблемы. Во-вторых, вы оттачиваете навык экспертных продаж, суть которых не в том, чтобы дожимать и орать «налетай, подешевело», а в том, чтобы понять, что нужно клиенту и предложить релевантное решение.

Часто продажи случаются уже на этом этапе даже без доработки вашего предложения, а если не случаются, вы дорабатываете предложение и заходите на второй (третий, четвертый) круг.

Когда проводишь исследование, а у тебя внезапно покупают
Когда проводишь исследование, а у тебя внезапно покупают

Проходим весь путь. Когда вы продали ваши услуги, важно оказать их так, чтобы клиент остался доволен. На этом этапе полезно собирать детальную обратную связь от ваших клиентов:

— Что им понравилось в работе с вами?

— Что не понравилось?

— Какими были их ожидания? Насколько они оправдались?

— Что было ценного для клиента?

— Как он описал бы результат, который получил?

— Что можно улучшить?

Зачем все эти вопросы? У вас на это 5 причин:)

Во-первых, ответы на эти вопросы помогают улучшить продукт.

Во-вторых, снизить риск, что ваше предложение создает ожидания, которые не выполняются.

В-третьих, если клиенту не понравилось с вами работать, он сможет высказать вам все, что считает нужным — это снизит негатив с его стороны, а вы сможете улучшить продукт.

В-четвертых, сам по себе факт, что вы собираете обратную связь (если вы делаете это правильно), говорит о том, что вам не наплевать на клиента. Клиенты это ценят и это формирует к вам лояльность.

В-пятых, вы получаете отзывы клиента.

Собственно, если все прошло успешно, поздравляю, вы построили рабочую модель бизнеса в миниатюре. Осталось превратить экспериментальный образец вашего бизнеса в серийное производство, но это отдельный большой этап, о котором в другой раз.

Давайте пообщаемся?

Я с огромным уважением отношусь к людям, которые решаются открыть свое дело, неважно в формате самозанятости или полноценного бизнеса, поэтому если у вас есть такие планы, но вы не знаете, как к ним подступиться, оставьте заявку на бесплатную диагностическую сессию. Я помогу вам наметить пошаговый план для создания дополнительного источника дохода и покажу, как можно за 1 месяц получить первые заявки. Это отличный подарок на Новый год!

Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, где я много пишу о том, как идти к своим целям vopreki неблагоприятным обстоятельствам.

Источник: https://habr.com/ru/articles/782752/


Интересные статьи

Интересные статьи

Бывает так, что игра может перерасти в жизнь, а жизнь стать игрой.В этой статье я расскажу о правилах игры для одного и более человек на основе клеточного автомата, подобного игре Жизнь Джона Конвея, ...
Сегодня ты стал лидером команды. На тебя свалилось огромное количество обязанностей и встреч, от разработки ты потихоньку уходишь. Начало всегда воодушевляет. Утопая в задачах, встречах, обязательства...
Если вам нравится изучать языки (или вы их преподаете), то вы наверняка сталкивались с таким способом освоения языка как параллельное чтение. Он помогает погрузиться в контекст, увеличи...
Потребность в коллективной работе на ниве информационной безопасности возникла не вчера: современные реалии диктуют нам необходимость объединять свои усилия, неважно, идет речь о партнера...
Сегодня мы поздравляем с праздником людей, которые ежедневно заботятся о том, чтобы в мире было чуть больше порядка, — тестировщиков. В этот день GeekUniversity от Mail.ru Group открывает фак...