Возможна ли жизнь после плеймаркета?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, старина! Представь свой обычный рабочий день андроид-разработчиком. Ты открываешь почту и видишь вот такое сообщение:

В один из прекрасных солнечных дней мы как раз столкнулись с такой ситуацией на проекте. Ты не подумай, никакой паники не было, разве что только совсем немного.

Да, ты все правильно понял, в тот злополучный день нас удалили из Play Market.

На самом деле ничего этого не предвещало, но буквально за неделю до этого мы начали получать от Google замечания по нашему приложению. Причем они не были какими-то экстраординарными и нам давали адекватное время на их исправление. Но самый забавный факт в том, что нас удалили до того, как истек срок на исправление замечаний :)

И причина тут была явно не в этих замечаниях.

Ты можешь спросить — «Неужели Google Play настолько важная точка дистрибуции?» Ответ — «Да, причем очень важная».

Мы можем обсудить многие плюшки, которые дает Google Play. Но одна из самых важных это то, что для большинства пользователей это основное место скачивания и обновления приложений. Плюс у него есть системные разрешения и возможность обновлять приложения в фоне. Это сильно влияет на то, как быстро юзеры получают новые версии приложения (дальше я буду называть это хвостом обновлений)

Как выглядит настройка автообновления приложений
Как выглядит настройка автообновления приложений

Также появилась новая плюшка, когда в случае краша в вашем приложении, система может предложить обновить версию приложения, что часто реально спасает.

Помнишь сверху было написано про «хвост» обновления? Так вот, наш «хвост» начал неумолимо расти после удаления из Play Market (чем больше разных цветов, тем хуже):

Хвост обновления
Хвост обновления

Пока повествование шло в довольно пессимистичном ключе. НО! Всё не так плохо, как кажется. Как я уже сказал, мы были готовы к такому исходу событий и заранее изучали альтернативы. В андроиде существует определенное количество мест распространения — я буду их называть альтернативные сторы. Давай поиграем в игру — найди импостера на картинке и напиши его комментарием к статье.

Кто же тут импостер ?
Кто же тут импостер ?

По этому списочку мы пройдемся чуть позже, а пока подумаем, какие альтернативы у нас ещё есть? Их осталось не так много, например, это может быть распространение apk файла через сайт.

Ну и добавление функциональности автообновления внутрь самого приложения.

Причём, если вы уже уверены, что вас удалят, лучше эту функциональность добавить ещё до удаления из стора.

А теперь давай пройдемся по каждому альтернативному стору и разберем плюсы и минусы, на которые мы успели натолкнуться.

RuStore

Перечислю список фактов, которые я успел понять про RuStore, а я взаимодействовал с ним с самого начала релиза этого магазина и его дев консоли:

  • Максимально удобно выкладывать приложения.

  • В самом начале функциональности было не так много, но стор очень быстро развивается.

  • Показывает очень неплохие показатели скачиваний. Но не имеет системных разрешений.

Даже если сейчас взглянуть на количество опций, которое дает RuStore, видно, что магазин очень активно развивается. В самом начале была доступна только функциональность загрузки новой версии приложения. А посмотри, что стало теперь:

Также есть ещё один немаловажный фактор, и это — поддержка в сторе. Из всего моего опыта взаимодействия, поддержка RuStore всегда реагировала максимально оперативно. Чего иногда не случалось с другими сторами. Вот пример, когда на мой запрос ответили меньше, чем за два часа.

Если резюмировать по RuStore, то надеюсь, что ребята будут продолжать в том же духе. Опиши в комментариях свой опыт взаимодействия с RuStore, очень интересно посмотреть на мнение комьюнити.

Galaxy Store — Samsung

Несколько фактов про Galaxy Store:

  • Имеет системные разрешения.

  • Даёт широкий охват юзеров (у нас большое количество пользователей с Samsung).

  • Есть свои особенности.

Galaxy Store дал нам то самое вожделенное автообновление, так как этот стор имеет системные разрешения. Чего пока нельзя сказать про RuStore.

Но есть в консоли Samsung и свои особенности. Например, ты знаешь, что такое DUNS номер? Я например не знал (тут стоит сказать, что при выкладке на iOS DUNS номер это нормальная история, Google Play его не требует).

Так вот, в один прекрасный день консоль Samsung сказала нам: «Если не предоставите DUNS номер в течение X времени, то не сможете загружать новые версии вашего приложения».

С этой проблемой мы, конечно же, разобрались, но было забавно. По сути, Samsung начал душить индивидуальных создателей приложений. Возможно, в этом заключении я ошибаюсь, жду фидбэка в комментариях.

Есть ещё один момент, который может показаться неочевидным при публикации в Galaxy Store. Давай посмотрим на скриншот. Какую из опций ты бы выбрал?

Если бы ты выбрал «Publish Manually», то, в среднем, на ревью каждой новой версии твоего приложения уходила бы неделя. То есть на пользователей обновление раскатится через неделю после того, как ты его загрузишь в Galaxy Store.

При этом вариант «Publish Automatically» опубликует сборку практически за 1-2 часа! И валидация новой версии уже будет происходить параллельно. Для меня это изначально выглядело неочевидно. Но не исключена возможность того, что я что-то упустил в документации.

Резюмирую по Galaxy Store — он максимально помог нам увеличить охват пользователей. Я бы советовал рассмотреть его, даже если твое приложение есть в Google Play.

Есть нюансы, связанные с процессом выкладки приложения и взаимодействия с саппортом. Например, однажды саппорт реджектнул обновление из-за отсутствия в приложении demo mode. Вроде всё звучит логично. Но demo mode был и я приложил видеоинструкцию, как в него войти :) В итоге помогла просто повторная отправка приложения на ревью без каких-либо изменений. А саппорт мне в той ситуации так и не ответил.

Но если подводить черту, впечатления скорее положительные, чем отрицательные и Galaxy Store приносит нам огромнейшую пользу.

GetApps — Xiaomi

На этой части долго задерживаться не будем. Этот стор приносит плюсы, похожие на Galaxy Store в плане охвата и системных разрешений. Однако также приносит и толику боли в виде взаимодействия с поддержкой и нескольких небольших минусов.

Один занимательный факт. Ты знал о существовании формата .apks? Я не знал до того, как столкнулся с этим стором — GettApps позволяет выкладывать приложение в формате apks.

Подробнее про apks
Подробнее про apks

Больше чего-то особенного выделить не могу. Стор также помогает нам увеличить охват пользователей.

AppGallery — Huawei

Тут пробежимся совсем коротко. Охват аудитории больше, чем у всех остальных альтернативных сторов вместе взятых. Количество функциональности тоже больше (неудивительно, хуавей вкладывает немало ресурсов). Но лулзы и кеки можно словить и на этом сторе, особенно на взаимодействии с поддержкой. Расскажи про свой веселый опыт взаимодействия с поддержкой AppGallery, если он есть.

А как поменялся наш релизный процесс?

Релизный процесс поменялся. Если раньше мы выкладывались в 2 стора (Google Play, App Gallery), то теперь у нас, как минимум, 6 мест дистрибуции.

Мы выстроили процесс, когда делаем поэтапную раскатку в тех сторах, где есть такая возможность. Затем выкатываем в сторы, где есть только раскатка на 100%. Затем apk летит на сайт, и уже после этого появляется автообновление внутри приложения.

Вот как может выглядеть такая схема
Вот как может выглядеть такая схема

Ну и, конечно же, в таком кейсе у нас должен быть единый источник правды о том, в какие сторы и насколько раскатилась новая версия приложения.

Пока этот процесс не автоматизирован, но максимально возможная автоматизация у нас в планах. Сейчас табличка заполняется инженерами, которые отвечают за релизы. Вот как она выглядит:

Ещё один челлендж, с которым пришлось столкнуться — это недоверие клиентов.

И их можно понять — у них есть автообновление внутри приложения, у них есть альтернативные сторы. Как понять, что это настоящее приложение Альфы ? В данном случае нам помогла коммуникация по всем нашим каналам оповещения, плюс работа через саппорт, который всегда может дать юзеру подробную информацию о всех наших каналах дистрибуции.

А стоило ли это того ?

В нашем случае однозначно стоило.

Так как все действия, которые мы предприняли, позволили нам доносить наши фичи до клиентов дальше. Мы подстроились под особенности взаимодействия с каждым стором. А также немного доработали наш процесс релизов. Вот небольшой набор фактов, которые могут помочь тебе:

  • В магазинах ревью длится разное количество времени.

  • У каждого магазина могут быть свои требования.

  • Все это не очень просто синкать и придется работать над новым релизным процессом.

  • Жизнь без Google Play не такая уж и безоблачная.

  • Но альтернативы есть (хвала андроиду).

P.S

Если тема стала интересна, посмотри доклад)


Рекомендованные статьи:

  • Как мы играли в тесты на Groovy и проиграли

  • 8 типичных нетипичных советов Android-разработчику перед интервью

  • По ту сторону фидбека: как проходят Android-собеседования

  • 100 дней из жизни новичка: как устроен онбординг в мобильной разработке

  • Топ 3 странности андроида с которыми мне приходилось сталкиваться

  • Самый запутанный краш в моей жизни

  • Попробовали Chaos Engineering: теории не будет — делимся результатами

Также подписывайтесь на Телеграм-канал Alfa Digital — там мы постим новости, опросы, видео с митапов, краткие выжимки из статей, иногда шутим.

Источник: https://habr.com/ru/companies/alfa/articles/763976/


Интересные статьи

Интересные статьи

То, что на Авито полно мошенников, наверное, ни для кого не секрет. Разумеется, ни какая площадка не хочет, чтобы ее пользователи сталкивались с жуликами и теряли деньги, и данный сайт – не исключение...
Всем привет! Я Дима, начинающий разработчик. В статье расскажу о своем первом опыте работы в крупной продуктовой IT-компании.Я пришел в ЮMoney полгода назад, когда мне бы...
Поступая в аграрную академию, я не думал, что когда-нибудь стану сотрудником ИТ-компании. Подозреваю, что служба персонала ЛАНИТ тоже не ожидала, что будет собеседовать агрономов. И вот у...
Многие центры безопасности смыслом своей работы, а то и жизни делают борьбу с хакерами и атаками. Дело действительно важное и интеллектуально очень емкое. Исследуем данные Threat Intelligence, со...
Коллеги из Европы попросили включить эти статьи в договор на предоставление облачных услуг. Когда вступил в силу закон о хранении персональных данных в России, к нам в облако начали массово ...