Все важные фичи и изменения в Python 3.10

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Если вам хочется попробовать все фичи великолепной последний версии Python, нужно установить альфа или бета-версию. Однако учитывая, что эти версии не стабильны, мы не хотим перезаписывать дефолтную установку python. Будем устанавливать альфу Python 3.10 рядом с текущим интерпретатором.


Сделать это можно выполнив эти команды:

wget https://www.python.org/ftp/python/3.10.0/Python-3.10.0a6.tgz
tar xzvf Python-3.10.0a6.tgz
cd Python-3.10.0a6
./configure --prefix=$HOME/python-3.10.0a6
make
make install
$HOME/python-3.10.0a6/bin/python3.10

После запуска кода выше вы увидите приветствие от среды разработки IDLE:

Python 3.10.0a6 (default, Mar 27 2021, 11:50:33) [GCC 9.3.0] on linux
Type "help", "copyright", "credits" or "license" for more information.
>>>

А теперь, с установленным Python, мы можем посмотреть на все новые фичи и изменения.

Улучшения в проверке типов

Если вы пользуетесь проверкой типов, то будете счастливы услышать, что Python 3.10 включает много улучшений в проверке типов, среди них оператор объединения типов, синтаксис которого теперь чище.

# Function that accepts either `int` or `float`
# Old:
def func(value: Union[int, float]) -> Union[int, float]:
    return value

# New:
def func(value: int | float) -> int | float:
    return value

Кроме того, это простое улучшение не ограничивается только аннотациями типа, оно может применяться с функциями isinstance() и issubclass():

isinstance("hello", int | str)
# True

Изменения синтаксиса псевдонима типа

В более ранних версиях Python добавлены псевдонимы типов, позволяющие создавать синонимы пользовательских классов. В Python 3.9 и более ранних версиях псевдонимы записывались так:

FileName = str

def parse(file: FileName) -> None:
    ...

Здесь FileName - псевдоним базового типа строки Python. Однако, начиная с Python 3.10, синтаксис определения псевдонимов типов будет изменён:

FileName: TypeAlias = str

def parse(file: FileName) -> None:
    ...

Благодаря этому простому изменению и программистом, и инструментом проверки типа проще отличить присваивание переменной от псевдонима. Новый синтаксис обратно совместим, так что вам не нужно обновлять старый код с псевдонимами.

Кроме этих 2 изменений появилось другое улучшение модуля typing - в предложениях по улучшению номер 612 оно называется Parameter Specification Variables. Однако это не то, что вы найдете в основной массе кода на Python, поскольку эта функциональность используется для пересылки параметра типов от одного вызываемого типа к другому вызываемому типу, например, в декораторах. Если вам есть где применить эту функциональность, посмотрите её PEP.

bit_count()

Начиная с Python 3.10, чтобы посчитать количество битов в двоичном представлении целого числа, можно вызвать int.bit_count(). Функция известна как Population Count (popcount):

value = 42
print(bin(value))
# '0b101010'
print(value.bit_count())
# 3

Это, безусловно, хорошо, но давайте будем реалистами: реализация этой функции не так уж сложна, на самом деле это всего лишь одна строка:

def bit_count(value):
    return bin(value).count("1")

При этом popcount() — ещё одна удобная функция, она может пригодиться в какой-то момент; всевозможные полезные маленькие функции — одна из причин, по которой Python так популярен: на первый взгляд всё доступно из коробки.

Модуль distutils устарел

В новой версии функции не только добавляются, но также удаляются или объявляются устаревшими. Это касается пакета distutils, который объявлен устаревшим в 3.10 и будет удален в 3.12. На какое-то время его заменили пакетами setuptools и packaging, поэтому если вы работаете с каким-то из этих пакетов, у вас все будет хорошо. При этом вы, вероятно, должны проверить, не используется ли distutils в вашем коде, и начать готовиться к тому, чтобы в ближайшее время избавиться от этого модуля.

Синтаксис менеджера контекста

Контекстные менеджеры отлично подходят, чтобы открывать и закрывать файлы, работать с соединениями баз данных и делать многое другое, а в Python 3.10 они станут немного удобнее. Изменение позволяет в скобках указывать несколько контекстных менеджеров, что удобно, если вы хотите создать в одном операторе with несколько менеджеров:

with (
    open("somefile.txt") as some_file,
    open("otherfile.txt") as other_file,
):
    ...

from contextlib import redirect_stdout

with (open("somefile.txt", "w") as some_file,
      redirect_stdout(some_file)):
    ...

В коде выше видно, что мы даже можем ссылаться на переменную, созданную одним контекстным менеджером (... as some_file) в следующем за ним менеджере!

Это всего лишь два из многих новых форматов в Python 3.10. Улучшенный синтаксис довольно гибок, поэтому я не буду утруждать себя и показать все возможные варианты; я почти уверен, что новый Python обработает всё, что вы ему скормите.

Улучшения в производительности

Как и во всех последних релизах Python, с Python 3.10 придут улучшения производительности. Первое — оптимизация конструкторов str(), bytes() и bytearray(), которые должны стать примерно на 30% быстрее (фрагмент, адаптированный из примера в баг-трекере Python):

~ $ ./python3.10 -m pyperf timeit -q --compare-to=python "str()"
Mean +- std dev: [python] 81.9 ns +- 4.5 ns -> [python3.10] 60.0 ns +- 1.9 ns: 1.36x faster (-27%)
~ $ ./python3.10 -m pyperf timeit -q --compare-to=python "bytes()"
Mean +- std dev: [python] 85.1 ns +- 2.2 ns -> [python3.10] 60.2 ns +- 2.3 ns: 1.41x faster (-29%)
~ $ ./python3.10 -m pyperf timeit -q --compare-to=python "bytearray()"
Mean +- std dev: [python] 93.5 ns +- 2.1 ns -> [python3.10] 73.1 ns +- 1.8 ns: 1.28x faster (-22%)

Другой более заметной оптимизацией (если вы используете аннотации типов) является то, что параметры функции и их аннотации вычисляются уже не во время исполнения, а во время компиляции. Теперь функция с параметрами аннотаций создаётся примерно в два раза быстрее.

Кроме того, есть еще несколько оптимизаций в разных частях ядра языка. Подробности о них вы можете найти в этих записях баг-трекера Python: bpo-41718, bpo-42927 и bpo-43452.

Сопоставление шаблонов

Одна масштабная фича, о которой вы, конечно, слышали, — это структурное сопоставление шаблонов, добавляющее оператор известное выражение case из других языков. Мы знаем, как работать с case, но посмотрите на вариацию в Python^ это не просто switch/case, но также несколько мощных особенностей, которые мы должны исследовать.

Простое сопоставление шаблонов состоит из ключевого слова match, за которым следует выражение, а его результат проверяется на соответствие шаблонам, указанным в последовательных операторах case:

def func(day):
    match day:
        case "Monday":
            return "Here we go again..."
        case "Friday":
            return "Happy Friday!"
        case "Saturday" | "Sunday":  # Multiple literals can be combined with `|`
            return "Yay, weekend!"
        case _:
            return "Just another day..."

В этом простом примере мы воспользовались переменной day как выражением, которое затем сравнивается с конкретными строками в case. Кроме строк, вы также можете заметить case с мазкой _ — это эквивалент ключевого слова default в других языках. Хотя этот оператор можно опустить, в этом случае может произойти no-op, по существу это означает, что вернётся None.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание в коде выше, это оператор |, позволяющий комбинировать несколько литералов | (другой его вариант — or).

Как я уже упоминал, новое сопоставление шаблонов не заканчивается на базовом синтаксисе, напротив — оно привносит дополнительные возможности, например сопоставление сложных шаблонов:

def func(person):  # person = (name, age, gender)
    match person:
        case (name, _, "male"):
            print(f"{name} is man.")
        case (name, _, "female"):
            print(f"{name} is woman.")
        case (name, age, gender):
            print(f"{name} is {age} old.")
        
func(("John", 25, "male"))
# John is man.

Во фрагменте выше мы воспользовались кортежем как выражением сопоставления. Однако мы не ограничены кортежами: работать будет любой итерируемый тип. Также выше видно, что маска (wildcard) _ может применяться внутри сложных шаблонов и не только сама по себе, как в предыдущих примерах. Простые кортежи или списки — не всегда лучший подход, поэтому, если вы предпочитаете классы, код можно переписать так:

from dataclasses import dataclass

@dataclass
class Person:
    name: str
    age: int
    gender: str
    
def func(person):  # person is instance of `Person` class
    match person:
        # This is not a constructor
        case Person(name, age, gender) if age < 18:  # guard for extra filtering
            print(f"{name} is a child.")
        case Person(name=name, age=_, gender="male"):  # Wildcard ("throwaway" variable) can be used
            print(f"{name} is man.")
        case Person(name=name, age=_, gender="female"):
            print(f"{name} is woman.")
        case Person(name, age, gender):  # Positional arguments work
            print(f"{name} is {age} years old.")

func(Person("Lucy", 30, "female"))
# Lucy is woman.
func(Person("Ben", 15, "male"))
# Ben is a child.

Здесь видно, что с шаблонами, написанными в стиле конструкторов, можно сопоставить атрибуты класса. При использовании этого подхода отдельные атрибуты также попадают в переменные (как и в показанные ранее кортежи), с которыми затем можно работать в соответствующем операторе case.

Выше мы можем увидеть другие особенности сопоставления шаблонов: во-первых выражение в case — это гард, который также является условием в if. Это полезно, когда сопоставления по значению не достаточно и вам нужны дополнительные проверки. Посмотрите на оставшееся выражение case: видно, что и ключевые слова, (name-name) и позиционные аргументы работают с синтаксисом, похожим на синтаксис конструкторов; то же самое верно для маски _ (или отбрасываемой переменной).

Сопоставление шаблонов также позволяет работать с вложенными шаблонами. Вложенные шаблоны могут использовать любой итерируемый тип: и конструируемый объект, и несколько таких объектов, которые возможно итерировать:

match users:
    case [Person(...)]:
        print("One user provided...")
    case [Person(...), Person(...) as second]:  # `as var` can be used to capture subpattern
        print(f"There's another user: {second}")
    case [Person(...), Person(...), *rest]:  # `*var` can be used as unpacking
        print(...)

В таких сложных шаблонах для дальнейшей обработки может быть полезно записать подшаблон в переменную. Это можно сделать с помощью ключевого слова as, как показано выше, во втором case.

Наконец, оператор * может использоваться для "распаковки" переменных в шаблоне, это работает и с маской _ в шаблоне *_. Если вы хотите увидеть больше примеров и законченный туториал, пройдите по ссылке на PEP 636.

Заключение

В Python 3.10 появилось много интересных новых возможностей, но этот релиз — alpha (вскоре появится beta) всё ещё далек от полноценного тестирования и готовности к производственной среде. Поэтому определенно не стоит начинать использовать его.

Наверное, лучше подождать полноценного релиза в октябре и, возможно, время от времени проверять страницу Что нового в Python 3.10, чтобы увидеть изменения, которые могут появиться на последних минутах.

С учётом сказанного выше - если вы хотите обновиться - неплохой идеей может быть взять на тест первый релиз beta (который будет в июне), чтобы посмотреть, совместима ли ваша кодовая база со всеми изменениями, депрессиями в новой версии, включая устаревание и удаление модулей и функций.

Узнайте, как прокачаться в других специальностях или освоить их с нуля:

  • Профессия Data Scientist

  • Профессия Data Analyst

  • Курс по Data Engineering

Другие профессии и курсы

ПРОФЕССИИ

  • Профессия Fullstack-разработчик на Python

  • Профессия Java-разработчик

  • Профессия QA-инженер на JAVA

  • Профессия Frontend-разработчик

  • Профессия Этичный хакер

  • Профессия C++ разработчик

  • Профессия Разработчик игр на Unity

  • Профессия Веб-разработчик

  • Профессия iOS-разработчик с нуля

  • Профессия Android-разработчик с нуля

КУРСЫ

  • Курс по Machine Learning

  • Курс "Machine Learning и Deep Learning"

  • Курс "Математика для Data Science"

  • Курс "Математика и Machine Learning для Data Science" 

  • Курс "Python для веб-разработки"

  • Курс "Алгоритмы и структуры данных"

  • Курс по аналитике данных

  • Курс по DevOps

Источник: https://habr.com/ru/company/skillfactory/blog/550540/


Интересные статьи

Интересные статьи

Почти 4 года прошло с выпуска первой статьи об учебном квадрокоптере Геоскан Пионер. За это время формат конструктора для сборки учебного квадрокоптера успел набрать попу...
Изучение вариантов решения одной из самых сложных задач визуализации данных Преобладающая задача в любом анализе данных — сравнение нескольких наборов чего-либо. Это могут быть списки IP...
Предыстория Когда-то у меня возникла необходимость проверять наличие неотправленных сообщений в «1С-Битрикс: Управление сайтом» (далее Битрикс) и получать уведомления об этом. Пробле...
Про то как вызывать Python из C написал в прошлой статье, теперь поговорим как делать наоборот и вызывать C/C++ из Python. Раз начал писать об этом, то раскроем всю тему до конца. Тем более, чт...
Работать в ИТ — круто, но путь в индустрию может быть совсем не таким, как описывают родители или преподаватели в школе. На биржах труда ищут мобильных разработчиков, девопсов, бэкендеров и ф...