Часть 1 ‣ Часть2 ‣ Часть 3
Абонентский терминал – это индивидуальная станция, устанавливаемая на стационарном объекте (доме) и рассчитанная на обслуживание одного абонента (аккаунта). То есть пользоваться интернетом, который раздается по Wi-Fi, могут все проживающие в доме, но это будет один счет в биллинге. И вероятность того, что SpaceX организует в ближайшее время групповой доступ или несколько аккаунтов на один терминал, я оцениваю как очень низкую.
В 2016 году в документах направленных Space X в FCC (см. apps.fcc.gov/els/GetAtt.html?id=197812&x=) было заявлено 5 типов абонентских терминалов. В таблице ниже это Модели A, B, C, D. E
Первые 2 колонки относятся к земным станциям для задач управления и мониторинга за спутником, и последние пять это абонентские терминалы
На сегодня, известна конструкция модели ES-A. Модель ES-B, судя по величине угла диаграммы направленности, должна была иметь больший диаметр антенны, и возможно из за своего большего размера относительно модели А с диаметром антенны 48 см, была признана неподходящей для массового потребительского рынка и возможно более высокой стоимости. Возможно типоразмер модели В соответствует плоским антеннам с фазированной решеткой, устанавливаемым на спутнике StarLink. Модели с параболическими антеннами пока публике представлены не были и возможно будут разработаны позднее.
Как мы видим в сети StarLink абонентский терминал может работать с каналами на прием (downlink) 5 номиналов шириной в 15,30,60, 120 и 240 МГц, позволяющими передать соответственно 15,30,60,120 и 240 Мегасимволов.
Технические параметры абонентского терминала: по данным заявки Space X, направленной японскому регулятору в 2020 году основные параметры терминала не изменились с момента подачи первой заявки в FCC в 2016 году:
То есть внешний диаметр антенны 55 см, ее коэффициент усиления G/T 9 dB/K, максимальные скорости: 350 Мбит из Интернета, и 130 Мбит от терминала в Интернет.
Мощность передатчика абонентского терминала меняется в зависимости от его наклона относительно линии в зенит. В случае, когда луч антенны направлен в зенит, мощность выдаваемая на антенну составляет 0,76 Вт, при предельном отклонении от вертикали 4,06 Вт. Ограничение здесь задаются санитарными нормами США на плотность потока радиоизлучения, где параметры терминала Space X всего на 1% ниже разрешенного уровня для установки, не требующей привлечения профессиональных инсталяторов.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно низкой спектральной эффективности на прием абонентского терминала при 240 МГц ширина канала по нему передается не более 350 Мбит, то есть 1,5 бит/герц. Это скорее всего связано с малым диаметром самой антенны и присущей антеннам с фазированной решеткой малым коэффициентом использования площади.
Также как было показано выше, в одном из писем SpaceX была приведена вот такая таблица:
Данные по модуляции, особенно на линии «космос – Земля», приведены скорее всего «с оптимизмом», ибо 64QAM это 6 бит на символ, а не 1,5, которые характеризуют нынешний вариант абонентского терминала, а вот данные по диаграмме направленности антенны (особенно установленной на спутнике) весьма полезны для понимания, как будет работать сеть Starlink.
Абонентский терминал состоит из двух частей. Антенна диаметром 48 см с фазированной решеткой, которая устанавливается вне дома так, чтобы иметь максимально открытый вид на небо по всем 360 градусам:
На фото одна из первых версий абонентского терминала StarLink
Антенна соединяется с блоком питания по кабелю с разъемом Ethernet, который одновременно служит и кабелем питания (технология РоЕ, power over Ethernet).
Вот фотография терминала от 1 ноября 2020, когда началось публичное бета тестирование.
Судя по всему, антенна имеет внешнее пластиковое покрытие типа кожуха, в сети 12 октября появилось фото терминала, расположенного на полигоне Бока Чика в Техасе, где этот кожух не выдержал местных климатических условий и начал разрушаться:
В доме располагается Wi-Fi роутер и блок питания.
На видео ниже первый показ терминала из дома сотрудницы
Рис. Роутер в руке сотрудника SpaceX, на заднем фоне — антенна (выглядит как белый круглый стол на одной черной ножке).
Так как внешний вид роутера до 27 октября 2020 года являлся секретной информацией, то фотографий лучшего качества появились только после этой даты.
Вот фирменный шильдик на роутере:
Роутеры производятся на Тайване, а антенны — в США, силами самой SpaceХ.
Еще одним элементом комплекта терминала будет блок питания, обеспечивающий и роутер, и антенну.
Один из первых тестеров замерил энергопотребление терминала StarLink при работе его от автомобильного аккумулятора, потребляемая мощность составила 116 Вт. Также имеются сведения, что антенна терминала StarLink имеет подогрев, мощностью 180 Вт.
Комплект терминала поставляется в картонной упаковке размером примерно 60 на 60 см и весом 9..9,5 кг
На фото коробки, поставлявшиеся на этапе закрытого бета тестирования
На этапе публичного бета тестирования поставка началась в других коробках:
Вид внутри
Несмотря на известнейший твит Илона Маска про Plug and Play:
— это весьма далеко от истины. До того, как «plug» вилку кабеля блока питания в розетку и начать «play», придется заняться интересным мероприятием – монтажом антенны.
Самое простое и типовое решение это установка на плоскую поверхность — газон:
или вид издалека
Понятно, что размер опоры маловат для сильного ветра и будет необходимо привалить треногу-основание грузами или прикрутить ее саморезами/дюбелями к иной прочной поверхности.
Змеящийся по траве провод мягко говоря не лучшее решение, если Абонент иногда косит траву газонокосилкой. Тогда решение — монтаж на крыше (также типовое решение). Однако, нет 100%-ой уверенности, что поколение Z, привыкшее к айфонам, так легко справится с таким монтажом, когда на конек крыши надо будет затащить и закрепить вот такую конструкцию:
Рис. Easy Up EZ PNP Peak — непроникающее крепление антенны Starlink на крыше
Самое сложное во время монтажа — не повредить имеющуюся на крыше гидроизоляцию и обеспечить ее в месте, где кабель попадет в дом.
В общем, по оценке автора, не менее 50% потенциальных абонентов решат прибегнуть к услугам профессионального инсталлятора или строителя, чтобы сэкономить свое время и деньги на будущем ремонте дома.
Сказать о внутреннем устройстве антенны нечего, ибо это корпоративный секрет SpaceX (по крайней мере, до тех пор, пока какой-нибудь терминал не украдут и не вскроют тайные поклонники таланта инженеров SpaceX).
Скорее всего, внутри окажутся вот такие чипы/микросхемы (фото взято у C-Com, другого производителя антенн с плоской фазированной решеткой):
Рис. Модули 4 на 4 элемента RX для приема, TX на передачу. Монета канадская.
Самым неожиданным в конструкции антенны является наличие электропривода. Судя по конструкции, антенна будет вращаться в горизонтальной плоскости на 360° и отклоняться на 50-60 градусов в вертикальной плоскости. Данное решение (введение электропривода в конструкцию) является весьма спорным, так как любой вращающийся узел — это причина возможных отказов, особенно с учетом самых разнообразных климатический условий, когда антенна может покрываться ледяной коркой, в щели может попадать пыль, песок и т.п.
Полагаю, ввод электропривода в конструкцию сделан для того, чтобы уйти от необходимости работы при малых углах места – наклон антенны в сторону «рабочего» в данный момент спутника увеличивает эффективную площадь антенны (см. формулу ее расчета ниже) и, соответственно, скорость передачи и приема информации.
Эффективная площадь антенны = sin (угол места) * Геометрическая площадь.
То есть при угле места 25° эффективная площадь антенны составляет всего 42% от ее геометрической площади. При включении антенна терминала ориентируется на север, так как там над 53 параллелью максимальная «плотность» спутников. При этом угол наклона антенны достаточно большой и позволяет иметь практически прямой угол между направлением на спутник и плоскостью антенны. При тестировании в более южных районах США, и тем более на экваторе плотность ИСЗ по сторонам горизонта будет примерно одинакова и антенна, скорее всего будет смотреть в зенит.
Теоретически электропривод мог бы, работая постоянно, отклонять антенну в сторону ближайшего «оптимального для работы» спутника, однако, это накладывает определенные требования на быстроту работы привода, и его ресурс. Для районов ниже 30 параллели спутники на 50 й параллели уже не видны и угол наклона терминала на север будет меньше или его не будет вообще, хотя плотность ИСЗ выше чем дальше мы находимся от экватора. В районе экватора антенна будет направлена практически горизонтально к земле и «плотность» спутников в зоне видимости терминала тут минимальна.
Создание терминала с фазированной решеткой не является сложной технической проблемой, однако главный вызов несет скорее технология. Дело в том, что современные абонентские терминалы для связи с геостационарными спутниками с параболической антенной имеют себестоимость в районе $250, и по принятой в США модели не продаются абоненту, а предоставляются ему на 2-3 года в составе услуги. В начале проекта Starlink Илон Маск указывал, что $300 — это и есть целевая себестоимость терминала. В то же время современные антенны с фазированной решеткой у других производителей, например Kymeta, стоят сейчас в пределах $20-25 тыс. Поэтому перед технологами SpaceX стоит очень сложная задача — снизить себестоимость абонентского терминала хотя бы до $1000, чтобы бизнес-кейс сошелся в ближайшее время. Отметим, что объявленная в ноябре стоимость в 499 Долларов имеет крайне слабую связь с его текущей себестоимостью. Это в своем твите от 3 ноября 2020 года полностью подтвердил сам Илон Маск:
«Lowering Starlink terminal cost, which may sound rather pedestrian, is actually our most difficult technical challenge»
Абонентский терминал
Абонентский терминал – это индивидуальная станция, устанавливаемая на стационарном объекте (доме) и рассчитанная на обслуживание одного абонента (аккаунта). То есть пользоваться интернетом, который раздается по Wi-Fi, могут все проживающие в доме, но это будет один счет в биллинге. И вероятность того, что SpaceX организует в ближайшее время групповой доступ или несколько аккаунтов на один терминал, я оцениваю как очень низкую.
В 2016 году в документах направленных Space X в FCC (см. apps.fcc.gov/els/GetAtt.html?id=197812&x=) было заявлено 5 типов абонентских терминалов. В таблице ниже это Модели A, B, C, D. E
Первые 2 колонки относятся к земным станциям для задач управления и мониторинга за спутником, и последние пять это абонентские терминалы
На сегодня, известна конструкция модели ES-A. Модель ES-B, судя по величине угла диаграммы направленности, должна была иметь больший диаметр антенны, и возможно из за своего большего размера относительно модели А с диаметром антенны 48 см, была признана неподходящей для массового потребительского рынка и возможно более высокой стоимости. Возможно типоразмер модели В соответствует плоским антеннам с фазированной решеткой, устанавливаемым на спутнике StarLink. Модели с параболическими антеннами пока публике представлены не были и возможно будут разработаны позднее.
Как мы видим в сети StarLink абонентский терминал может работать с каналами на прием (downlink) 5 номиналов шириной в 15,30,60, 120 и 240 МГц, позволяющими передать соответственно 15,30,60,120 и 240 Мегасимволов.
Технические параметры абонентского терминала: по данным заявки Space X, направленной японскому регулятору в 2020 году основные параметры терминала не изменились с момента подачи первой заявки в FCC в 2016 году:
То есть внешний диаметр антенны 55 см, ее коэффициент усиления G/T 9 dB/K, максимальные скорости: 350 Мбит из Интернета, и 130 Мбит от терминала в Интернет.
Из таблицы следует – что терминал работает на передачу в канале (inroute) пропускной способности (шириной канала) 60 МГц. Эффективный диаметр антенны 48 см, угол диаграммы направленности антенны 2,8 градуса, максимальное усиление антенны терминала 34,6 dBi, максимальный EIRP (ЭИИМ) равен 38,2 дБВт. Мощность передатчика абонентского терминала меняется в зависимости от его наклона относительно линии в зенит. В случае, когда луч антенны направлен в зенит, мощность выдаваемая на антенну составляет 0,76 Вт, при предельном отклонении от вертикали 4,06 Вт. Ограничение здесь задаются санитарными нормами США на плотность потока радиоизлучения, где параметры терминала Space X всего на 1% ниже разрешенного уровня для установки, не требующей привлечения профессиональных инсталяторов.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно низкой спектральной эффективности на прием абонентского терминала при 240 МГц ширина канала по нему передается не более 350 Мбит, то есть 1,5 бит/герц. Это скорее всего связано с малым диаметром самой антенны и присущей антеннам с фазированной решеткой малым коэффициентом использования площади.
Также как было показано выше, в одном из писем SpaceX была приведена вот такая таблица:
Данные по модуляции, особенно на линии «космос – Земля», приведены скорее всего «с оптимизмом», ибо 64QAM это 6 бит на символ, а не 1,5, которые характеризуют нынешний вариант абонентского терминала, а вот данные по диаграмме направленности антенны (особенно установленной на спутнике) весьма полезны для понимания, как будет работать сеть Starlink.
Абонентский терминал состоит из двух частей. Антенна диаметром 48 см с фазированной решеткой, которая устанавливается вне дома так, чтобы иметь максимально открытый вид на небо по всем 360 градусам:
На фото одна из первых версий абонентского терминала StarLink
Антенна соединяется с блоком питания по кабелю с разъемом Ethernet, который одновременно служит и кабелем питания (технология РоЕ, power over Ethernet).
Вот фотография терминала от 1 ноября 2020, когда началось публичное бета тестирование.
Судя по всему, антенна имеет внешнее пластиковое покрытие типа кожуха, в сети 12 октября появилось фото терминала, расположенного на полигоне Бока Чика в Техасе, где этот кожух не выдержал местных климатических условий и начал разрушаться:
В доме располагается Wi-Fi роутер и блок питания.
На видео ниже первый показ терминала из дома сотрудницы
Рис. Роутер в руке сотрудника SpaceX, на заднем фоне — антенна (выглядит как белый круглый стол на одной черной ножке).
Так как внешний вид роутера до 27 октября 2020 года являлся секретной информацией, то фотографий лучшего качества появились только после этой даты.
Вот фирменный шильдик на роутере:
Роутеры производятся на Тайване, а антенны — в США, силами самой SpaceХ.
Еще одним элементом комплекта терминала будет блок питания, обеспечивающий и роутер, и антенну.
Один из первых тестеров замерил энергопотребление терминала StarLink при работе его от автомобильного аккумулятора, потребляемая мощность составила 116 Вт. Также имеются сведения, что антенна терминала StarLink имеет подогрев, мощностью 180 Вт.
Комплект терминала поставляется в картонной упаковке размером примерно 60 на 60 см и весом 9..9,5 кг
На фото коробки, поставлявшиеся на этапе закрытого бета тестирования
На этапе публичного бета тестирования поставка началась в других коробках:
Вид внутри
Несмотря на известнейший твит Илона Маска про Plug and Play:
— это весьма далеко от истины. До того, как «plug» вилку кабеля блока питания в розетку и начать «play», придется заняться интересным мероприятием – монтажом антенны.
Самое простое и типовое решение это установка на плоскую поверхность — газон:
или вид издалека
Понятно, что размер опоры маловат для сильного ветра и будет необходимо привалить треногу-основание грузами или прикрутить ее саморезами/дюбелями к иной прочной поверхности.
Змеящийся по траве провод мягко говоря не лучшее решение, если Абонент иногда косит траву газонокосилкой. Тогда решение — монтаж на крыше (также типовое решение). Однако, нет 100%-ой уверенности, что поколение Z, привыкшее к айфонам, так легко справится с таким монтажом, когда на конек крыши надо будет затащить и закрепить вот такую конструкцию:
Рис. Easy Up EZ PNP Peak — непроникающее крепление антенны Starlink на крыше
Самое сложное во время монтажа — не повредить имеющуюся на крыше гидроизоляцию и обеспечить ее в месте, где кабель попадет в дом.
В общем, по оценке автора, не менее 50% потенциальных абонентов решат прибегнуть к услугам профессионального инсталлятора или строителя, чтобы сэкономить свое время и деньги на будущем ремонте дома.
Сказать о внутреннем устройстве антенны нечего, ибо это корпоративный секрет SpaceX (по крайней мере, до тех пор, пока какой-нибудь терминал не украдут и не вскроют тайные поклонники таланта инженеров SpaceX).
Скорее всего, внутри окажутся вот такие чипы/микросхемы (фото взято у C-Com, другого производителя антенн с плоской фазированной решеткой):
Рис. Модули 4 на 4 элемента RX для приема, TX на передачу. Монета канадская.
Самым неожиданным в конструкции антенны является наличие электропривода. Судя по конструкции, антенна будет вращаться в горизонтальной плоскости на 360° и отклоняться на 50-60 градусов в вертикальной плоскости. Данное решение (введение электропривода в конструкцию) является весьма спорным, так как любой вращающийся узел — это причина возможных отказов, особенно с учетом самых разнообразных климатический условий, когда антенна может покрываться ледяной коркой, в щели может попадать пыль, песок и т.п.
Полагаю, ввод электропривода в конструкцию сделан для того, чтобы уйти от необходимости работы при малых углах места – наклон антенны в сторону «рабочего» в данный момент спутника увеличивает эффективную площадь антенны (см. формулу ее расчета ниже) и, соответственно, скорость передачи и приема информации.
Эффективная площадь антенны = sin (угол места) * Геометрическая площадь.
То есть при угле места 25° эффективная площадь антенны составляет всего 42% от ее геометрической площади. При включении антенна терминала ориентируется на север, так как там над 53 параллелью максимальная «плотность» спутников. При этом угол наклона антенны достаточно большой и позволяет иметь практически прямой угол между направлением на спутник и плоскостью антенны. При тестировании в более южных районах США, и тем более на экваторе плотность ИСЗ по сторонам горизонта будет примерно одинакова и антенна, скорее всего будет смотреть в зенит.
Теоретически электропривод мог бы, работая постоянно, отклонять антенну в сторону ближайшего «оптимального для работы» спутника, однако, это накладывает определенные требования на быстроту работы привода, и его ресурс. Для районов ниже 30 параллели спутники на 50 й параллели уже не видны и угол наклона терминала на север будет меньше или его не будет вообще, хотя плотность ИСЗ выше чем дальше мы находимся от экватора. В районе экватора антенна будет направлена практически горизонтально к земле и «плотность» спутников в зоне видимости терминала тут минимальна.
Создание терминала с фазированной решеткой не является сложной технической проблемой, однако главный вызов несет скорее технология. Дело в том, что современные абонентские терминалы для связи с геостационарными спутниками с параболической антенной имеют себестоимость в районе $250, и по принятой в США модели не продаются абоненту, а предоставляются ему на 2-3 года в составе услуги. В начале проекта Starlink Илон Маск указывал, что $300 — это и есть целевая себестоимость терминала. В то же время современные антенны с фазированной решеткой у других производителей, например Kymeta, стоят сейчас в пределах $20-25 тыс. Поэтому перед технологами SpaceX стоит очень сложная задача — снизить себестоимость абонентского терминала хотя бы до $1000, чтобы бизнес-кейс сошелся в ближайшее время. Отметим, что объявленная в ноябре стоимость в 499 Долларов имеет крайне слабую связь с его текущей себестоимостью. Это в своем твите от 3 ноября 2020 года полностью подтвердил сам Илон Маск:
«Lowering Starlink terminal cost, which may sound rather pedestrian, is actually our most difficult technical challenge»
Предыдущие материалы:
- Всё о проекте „Спутниковый интернет Starlink“. Часть 1. Рождение проекта
- Всё о проекте «Спутниковый интернет Starlink». Часть 2. Сеть Starlink
- Всё о проекте «Спутниковый интернет Starlink». Часть 3. Наземный комплекс