Ввод в нейроэстетику для дизайнеров. Часть 0

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

 Давай прежде чем ты начнешь читать, сразу о важном:

  • Эта статья написана человеком с художественным/дизайнерским бэкграундом (а не научным специалистом)

  • Цель этой статьи: немного пролить свет на то как мы воспринимаем искусство и визуальные месседжи с точки зрения работы мозга.

  • Автор знает, что чтобы использовать в работе различные художественные/дизайнерские приемы – не обязательно понимать как они работают. Однако, автор убежден, что именно такое понимание помогает приходить к нестандартным решениям в своей области, которые работают.

Введение

 В 1999 году в журнале Journal of Consciousness Studies вышла одна примечательная работа под названием “The Science of Art A Neurological Theory of Aesthetic Experience” (сурс)

 Работа написана нейрофизиологом и психологом Вилейануром Рамачандраном и задается вопросом: 

КАКОВА ПРИРОДА ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА?

 В ней описывается 7 механизмов, посредством которых мы воспринимаем искусство и как это восприятие отражается на нашем организме.

 Я хочу последовательно разобрать каждый из этих механизмов. Эта статья – нулевая и вводная из всей серии, суть которой: дать тебе максимально разжеванные, переработанные знания и подготовить ко всем последующим публикациям на эту тему.

Теперь к сути:

 В нашем организме есть множество сенсоров.

Сенсоры (читай: органы чувств) дают нам возможность воспринимать реальность и с помощью этой информации моделировать свое поведение.

Мозг – главный инструмент в обработке всей входящей информации. Зрение, слух, тактильность, сигналы от внутренних органов – вся эта информация поступает к нам в корбку и должна быть соответствующим образом обработана, чтобы на ее основе человек мог выстроить правильную модель поведения, которая поможет ему в сохранении и передаче своих генов.

 Чем сложнее мозг – тем больше информации он способен обрабатывать и тем более сложное поведение свойственно его носителю.

 Так сложилось, что у человека нету больших когтей, зубов, брони или размеров.

 Наше главное эволюционное преимущество – наш мозг, а если быть точнее – его способность распознавать к распознаванию паттернов и моделированию сложного поведения.

Что значит распознавать паттерны?

Твой экран состоит из пикселей. Представим, что каждый пиксель – единица информации, которая поступает в твой мозг. Все пиксели на экране ты воспринимаешь мозгом с помощью своего сенсорного аппарата – зрения. 

 Я могу изменить цвет пикселей на твоем экране – ты это заметишь.

 Я могу увеличить количество красных пикселей на твоем экране, добавить больше пикселей, изменить их цвет и уменьшить количество синих – это всё ты тоже воспринимаешь.

 Я могу собрать пиксели в мешанину – создать шум.

Манипуляции с твоим монитором и цетами
Манипуляции с твоим монитором и цетами

 А теперь посмотри на следующее изображение:

Мешанина из пикселей или собака?(изображение взято из оригинальной статьи по нейроэстетике The Science of Art A Neurological Theory of Aesthetic Experience)
Мешанина из пикселей или собака?
(изображение взято из оригинальной статьи по нейроэстетике The Science of Art A Neurological Theory of Aesthetic Experience)


 По сути, это такая же мешанина из пикселей, которую ты наблюдал раньше. Но в этот раз почему-то твой мозг видит… Долматинца? Увидев его один раз на изображении – у тебя нет опции развидеть тут пятнистую собаку :)

Именно это и есть естественная способность твоего мозга из множества хаоса распознавать паттерны.

 Распознавание  паттернов – чрезвычайно важный механизм выживания. Если твой мозг достаточно сложный, чтобы среди множества грязи и травы распознать следы тигра или медведя и сопоставить это с тем, что это опасные животные, чтобы с ними сталкиваться и последовательно удалится из леса – такое поведение многократно повышает твою способность остаться в живых и передать свои гены потомству.

 Каждый раз когда мы решаем одну такую микро-задачу по распознаванию и обработке жизненно-важной информации из окружающего мира – наш мозг вознаграждает нас небольшой дозой коктейля гормонов и нейромедиаторов – это необходимо для более эффективного запоминания и закрепления полезных знаний. (сурс

 Жажда путешествий, занятия наукой, статьи на Хабре – этим же феноменом объясняется всё наше исследовательское поведение и почему мы ожидаем от него положительных впечатлений.

При чем тут искусство?

 Сейчас я дам тебе прослушать фрагмент аудиозаписи:

А теперь слушай эту запись:

Первая – обыкновенные звуки города
Вторая – “Танец Анитры” Эдварда Грига

 Даже если ты не фанат классической музыки: почему так складывается, что прослушав две эти аудиозаписи и даже полностью распознав звуки, вторая нам приносит удовольствие больше, чем первая?

  Вместе с распознаванием паттернов в нашем мозге во весь рост проявляет себя еще один интересный эффект:

 Нейронный сигнал, который идет из твоего слухового нерва, когда ты слушаешь какие-то звуки, может быть интенсивнее или слабее в зависимости от того, что за звуки ты слушаешь

 Когда ты идешь по улице и слушаешь гудение города вокруг себя – большую часть этих сигналов мозг фильтрует как не представляющую важность. Мы их перестаем замечать

 Но когда ты слушаешь музыку – множество звуков разных частот, будучи упорядоченными, образуя единый ритм, сливаются и образуют единые сигналы, более сильные, чем те, которые происходят от обычного неупорядоченного шума. 

 Это можно сравнить с тем, как если множество маленьких сигналов по раздельности не способны произвести никакого эффекта на твой мозг, но упорядочиваясь, образуя ритм – нейронный сигнал от таких звуков будет интенсивнее и множество нейронных импульсов, исходящих от твоего слухового нерва будут (выражаюсь максимально грубым и понятным языком) накатывать на твой головной мозг, пробиваясь, вовлекая множество разных его отделов: вызывая эмоции и ассоциации. 

 Нейронные сигналы, получаемые от нашего сенсорного аппарата, которые создают синхронизированные волны из нейронных импульсов окатывающие наш мозг – называются спайками.

(По английски спайк – пик – и оно так было названо потому что такая активность мозга проявляется на ЭЭГ вот такими пиками)
(По английски спайк – пик – и оно так было названо потому что такая активность мозга проявляется на ЭЭГ вот такими пиками)

Важно: часто этот термин используется в медицине при диагностировании различных форм эпилепсии с помощью ЭЭГ – во время приступа у пациентов обнаруживается избыточная или синхронная активность нейронов мозга, которая на самом ЭЭГ может регистрировается множественными спайками.

Автор использует термин “спайк” как синхронную нейронную активность для описания исключительно не патологической активности мозга.

 Сейчас я использовал пример музыки, как самое яркое и понятное отображение этого явления.

Но что с визуальным искусством?

 Ответ: то же самое.

Ровно так же как множество упорядоченных звуков, сливаясь в композицию, делают нашему мозгу приятно и вызывают ассоциации – так же и с визуальном искусством: множество фотонов, которые отражаются от объектов реального мира, попадая на фото-рецепторы нашего глаза, образуют сигнал, который “пробивает” твой мозг.

И, да, визуальные образы ровно так же могут вызывать упорядоченные, достаточно интенсивные нейронные сигналы, чтобы вызывать ассоциации и делать нашему мозгу приятно.

Это была вводная статья на тему Нейроэстетики. Теперь, когда освоили базу, дальше рассмотрим 7 основных механизмов, посредством которых мы воспринимаем эстетический опыт.

Источник: https://habr.com/ru/articles/798605/


Интересные статьи

Интересные статьи

Управление глобальным состояниемВ прошлой части мы рассмотрели методологии оптимизации и реюзабельности логики, а так же подход к роутингу каждого фреймворка. Однако давайте теперь переключим наше вни...
- Значит решено, завтра… О, Сашуля! Хочешь в обучающем ролике про маркетинг сняться?- Привет! Что за ролик?- Ой, да х**ня на пять минут. Там нужно будет просто прочитать текст на камеру. Я придумал ге...
Несколько частей назад в гексаподе обновился алгоритм передвижения, который позволяет в реальном времени изменять угол поворота, скорость и направление движения. Раньше это были отдельные заскриптов...
Еще раз здравствуй, Хабр! Меня зовут Мария Белялова, и я занимаюсь data science в мобильном фоторедакторе Prequel. Кстати, именно в нём и обработана фотография из шапки поста. Эта вторая статья...
Сегодня я собираюсь обсудить абсолютно новую для многих пользователей (особенно для питонистов) идею: интеграцию тестов в ваше приложение.Итак, давайте начнем. ...