«Выручай-рейсы» в X5 Transport. Как мы сократили затраты на доставку путем автоматизации «пересменки» водителей

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

X5 Group — это более 18 000 магазинов «Пятёрочка» и «Перекресток» по всей стране. И именно от логистики и эффективности транспортных процессов зависит насколько быстро и своевременно нужные товары будут оказываться на полках. Ранее мы уже рассказывали о том как устроен автозаказ и как мы обновили архитектуру системы мониторинга автотранспорта. Сегодня продолжим посвящать вас во внутреннюю кухню Х5 Transport.

1. На чем "держится" логистика Х5 Group

Логистический каркас построен на нескольких решениях:

· SAP ERP – корпоративная система управления ресурсами предприятия

· X5 Transport – мобильное приложение для водителей, получение и назначение водителей на рейс.

· TMS ORD/LTL – система планирования и оптимизации маршрутов.

· WMS NQ/EXCEED – система управления складом.

· WMОS Manhattan – система управления складом.

· СОМ – система оперативного мониторинга транспорта. Об этой системе мы вам рассказывали ранее в статье.

Оптимизация процессов логистики требует постоянного изменения в системном ландшафте, как в части доработок бизнес-логики, так и в части архитектуры. Поэтому мы уже начали рассматривать возможности внедрения таких решений как SAP TM, взамен используемых в настоящий момент систем управления транспортом, но об этом мы вам расскажем чуть позже в следующих постах.

2. В чем состоял бизнес-кейс

X5 Transport, как и любая транспортная компания, всегда хочет быть конкурентоспособной в части тарифообразования, даже когда речь идет о внутрикорпоративном рынке перевозок, ведь тарифы на перевозку также влияют на стоимость товара на полке. В качестве одного из драйверов снижения тарифов нами было найдено решение по оптимизации работы водителей.

Суть решения состоит в том, что водитель, завершающий свою смену и готовящийся к окончанию рабочего дня, может помочь своему сменщику (которому он передает автомобиль) в его дальнейшей работе, мы назвали это «Выручай-рейс.

Водитель, завершающий смену, вместо ожидания пересменки, может с пользой провести это время, выручив своего сменщика путем заблаговременной загрузки машины товаром для рейса своего сменщика. Эта инициатива также стимулируется материально – водитель, который выручает, получает за это вознаграждение.

Анна Блынских, Начальник управление развития городского экспедирования БЕ «Транспорт»

3. Как мы это автоматизировали

На старте проекта, весь учет и планирование «выручай-рейсов» выполнялся частично вручную в Excel, частично в SAP диспетчерами на местах. Вознаграждения за выручай-рейсы учитывались также в ручном режиме.

Когда обдумывали план по автоматизации, приняли решение решение, что ограничимся планированием «выручай-рейсов» в ORD, автоматизацией базовых процессов и начисления вознаграждений в SAP. Планировали не затрагивать WMS-системы и документооборот в принципе. Согласовали с юристами, что процесс будет легитимный, и мы можем просто делать вычерки в транспортных накладных, которые печатаются на складах.

Что такое вычерки – водителю печатаются товарно-сопроводительные документы на груз, там указан водитель, который выручает своего коллегу. В момент передачи документов и груза другому водителю, которого он выручает, необходимо зачеркнуть фамилию, сходить к диспетчеру АТП (авто-транспортного предприятия) и завизировать это печатью и подписью.

В итоге все же пришлось заняться доработкой WMS-систем и изменением документооборота, так как ранее согласованный процесс очень сильно повлиял на трудозатраты и ресурсы диспетчера, которых оказалось недостаточно для того, чтобы обработать весь пул выручай-рейсов, пришлось бы нанимать дополнительный штат специалистов.

Мы начали прорабатывать новый процесс документооборота, который все же привел нас к доработке WMS-систем. Суть нового процесса заключалась в печати транспортной накладной с указанием двух водителей и интеграцию изменений в процесс карусельной печати на РЦ, только на это мы потратили около месяца, в первую очередь на согласования с бизнес-заказчиками, т.к. необходимо было учесть все процессы, всю цепочку поставок, согласовать решение с методологами, бухгалтерами и налоговиками, также наложился факт выпуска Минтрансом новой редакции транспортной накладной в январе 2021 года.

Александр Тарасенков, Руководитель проектов БЕ «Технологии»

4. С какими проблемами мы столкнулись в процессе автоматизации

Основной проблемой для нас явилась, как вы уже наверное догадались, доработка WMS-систем. Команде пришлось изыскивать ресурсы внутренних специалистов для того, чтобы вписаться в уже новые сроки проекта.

Параллельно с планированием доработок базовой WMS, команда проработала автоматизацию в целевой WMS-системе Manhattan, которая уже находится на стадии тиражирования. Пришлось договориться с командой внедрения Manhattan и встроиться в их сборку для тиражирования, тем самым мы снизили нагрузку на проектную команду выручай-рейса в части мониторинга качества тиража функционала на РЦ.

Сама суть доработок WMS систем заключалась в настройке процесса склада для двух водителей по одному рейсу, ведь это по сути явилось новшеством для компании, раньше была исключительно связка 1 водитель = 1 рейс.

Рисунок 1. Инфрмация в WMS по двум водителям.
Рисунок 1. Инфрмация в WMS по двум водителям.

5. Как пришли к результату

О том, как решили проблему с разработкой WMS систем рассказали в предыдущей части статьи, но повторимся – нам удалось мобилизовать несколько команд. Первая команда – релизная, которая обеспечила нам базовые доработки WMS NQ Exceed без привлечения дополнительных людей. Для этого, пришлось поработать с пулом задач в релизах, договориться со смежными заказчиками о более высоком приоритете нашего проекта. Вторая команда – проектная, нам удалось встроиться в сборку WMOS Manhattan для дальнешего тиражирования на РЦ.

По мере реализации проекта были сделаны и другие доработки:

· Доработками системы планирования ORD занимался вендор. При выборе пула смен система ORD автоматически определяет те смены, которые подходят для планирования выручай-рейса, исходя из остаточного времени рейса. Доступно как ручное, так и автоматическое планирование.

Рисунок 2. Мастер кнопка для планирования смен ЗнС
Рисунок 2. Мастер кнопка для планирования смен ЗнС

Система рассчитала время доступное на предзагрузку 229 минут. (рисунок 3).

Рисунок 3. Расчитанный рейс с доступмным временем на загрузку.
Рисунок 3. Расчитанный рейс с доступмным временем на загрузку.

· Автоматизацией процессов SAP занималась внутренняя команда Х5. Был автоматизирован расчет начисления вознаграждения за выручай-рейс – расчет происходит автоматически, после закрытия путевого листа в режиме онлайн.

Рисунок 4. Систем SAP ERP отражает двух водителей, данные по путевым листам и табельным номерам направляются на расчет вознаграждения.
Рисунок 4. Систем SAP ERP отражает двух водителей, данные по путевым листам и табельным номерам направляются на расчет вознаграждения.

· Доработками системы оперативного мониторинга транспорта занимался вендор. Система в режиме online «разделяет» рейсы на основе выявления факта прибытия и убытия из геозоны «пересменки», также строит аналитическую отчетность в разрезе двух водителей по рейсу.

Рисунок 5.  Геозоны РЦ и АТП в состеме оперативного мониторинга транспорта
Рисунок 5. Геозоны РЦ и АТП в состеме оперативного мониторинга транспорта

· Функционал получения заказов, подписания и передачи ЭТРН для водителей реализован в нашем мобильном приложении для водителей X5 Transport.

Рисунок 6. Назначение на рейс и изменение рейса в приложении X5 Transport
Рисунок 6. Назначение на рейс и изменение рейса в приложении X5 Transport

6. Какие выгоды получили от внедрения

В первую очередь мы рассчитываем на снижение нагрузки на комплектацию – мы можем загрузить машину раньше, а не в момент пиковой нагрузки на склад, таким образом оптимизируется количество комплектовщиков и выравнивается нагрузка на склад в высокий сезон.

Если говорить об объемах, то выручай рейс сейчас доступен на 6 складах торговой сети «Пятерочка», что составляет, примерно 200 рейсов в день. Ежеденевно в выручай-рейсе учавствует 400 водителей. К концу года эта цифра вырастет до 350 в сутки (700 водителей), а если этим заинтересуется Перекресток, то это еще плюс 100 выручай-рейсов (200 водителей).

Что касается затрат на перевозки, то стоимость выручай-рейса для торговой сети на 4% ниже стоимости обычного рейса. Транспортные средства, используемые при выручай-рейсах, оборачиваются более эффективно.

Новый процесс документооборота, о котором мы говорили выше, позволил сократить трудозатраты диспетчеров АТП на обработку документов. Для работы по старому процессу и без автоматизации, необходимо было расширять штат диспетчеров на АТП до четырех вместо двух.

7. Перспективы развития решения

В качестве основного направления развития решения мы видим автоматизацию процесса передачи электронной транспортной накладной (ЭТРН). Сейчас эту задачу решает диспетчер АТП нажатием на кнопку – документооборот электронный, но подтверждение человека все равно необходимо. В перспективе мы хотим сделать передачу ЭТРН полностью автоматизированной и не зависящей от диспетчера. Процесс будет запусться после выписки путевого листа на водителя, которого выручают. Передача будет сопровождаться генерацией акта приема-передачи транспортного средства, что позволит разграничить зоны ответственности двух водителей (передающего и принимающего). Таким образом, после утверждения Минтрансом формата ЭТРН, у нас будет польностью автоматизированый выручай-рейс.

Никита Семин, Руководитель направления проектов БЕ «Технологии»

Источник: https://habr.com/ru/company/X5RetailGroup/blog/571412/


Интересные статьи

Интересные статьи

Всем привет! Не так давно на работе в рамках тестирования нового бизнес-процесса мне понадобилась возможность авторизации под разными пользователями. Переход в соответствующий р...
Кто бы что ни говорил, но я считаю, что изобретение велосипедов — штука полезная. Использование готовых библиотек и фреймворков, конечно, хорошо, но порой стоит их отложить и создать ...
Много всякого сыпется в мой ящик, в том числе и от Битрикса (справедливости ради стоит отметить, что я когда-то регистрировался на их сайте). Но вот мне надоели эти письма и я решил отписатьс...
Как широко известно, с 1 января 2017 года наступает три важных события в жизни интернет-магазинов.
Получить трафик для интернет-магазина сегодня не проблема. Есть много каналов его привлечения: органическая выдача, контекстная реклама, контент-маркетинг, RTB-сети и т. д. Вопрос в том, как вы распор...