Рынок нелегальных аудио‑, видео‑ и книжных сервисов в России за последние два года вырос на 71,4% — с 7 млрд рублей в 2021 году до 12 млрд рублей в 2023-м. Такая аналитика приведена в ежегодном отчёте агентства InterMedia «Экономика культуры России», пишет РБК.
Прежде темпы роста этого сегмента развлечений были заметно ниже: в 2021 году доходы выросли на 17% относительно 2020-го (с 6 млрд до 7 млрд рублей), в 2020-м относительно 2019-го — на 11% (с 5,4 млрд до 6 млрд рублей).
На фоне роста нелегальных сервисов официальные аудио‑ и видеостриминги находятся в стагнации, свидетельствуют данные InterMedia. Оборот онлайн‑кинотеатров, которые в прошлом прирастали на треть год к году, в 2022 году вовсе упал на 13%: с 99,6 млрд рублей в 2021-м до 86,6 млрд рублей в 2022-м. В 2023 году динамика составила всего плюс 3% (до 89,7 млрд рублей).
Легальные аудиосервисы, показывавшие рост до 2020 года (тогда объём этого сегмента достиг 9,5 млрд рублей), упали и пока не вернулись к докризисным показателям. К 2022 году совокупная выручка присутствующих на рынке компаний упала по сравнению с 2020-м на четверть, до 7 млрд рублей. В 2023 году, по предварительным данным, наблюдается рост до 7,8 млрд рублей.
По подсчётам InterMedia, книжная отрасль в 2022 году преломила отрицательную динамику и уже два года подряд демонстрирует постепенный рост. По предварительным данным, в 2023 году продажи печатных, электронных и аудиокниг составят 100 млрд рублей против 99,8 млрд в 2022-м и 63,4 млрд в 2021-м. Пусть и небольшой, но всё же прирост зафиксирован и в сфере настольных игр: предварительные продажи в 2023 году достигнут 25 млрд рублей против 24 млрд в 2022-м и 19,5 млрд в 2021-м. При этом продажи кино и музыки на дисках продолжают снижение.
Западные кино и музыка ушли из легального поля в нелегальное, потому что желание потребителей получать такой контент не исчезло, комментирует рост «пиратства» глава InterMedia Евгений Сафронов. Само по себе «пиратство» он называет «полезным для мировых IT‑монополий», поэтому и эффективность борьбы с ним невысока. «Население приобретает технику в первую очередь для получения доступа к творческому контенту, а затруднение этого доступа чревато спадом продаж и снижением капитализации», — объясняет он.