Одной нашей команде на полуфинале в Новосибирске пришлось с нуля изучать принципы мобильной разработки, чтобы выполнить задание на хакатоне. На наш вопрос «Как вам такой челлендж?», они рассказали, что сложнее всего было уместить в пять минут выступления и несколько слайдов то, над чем работал 36 часов.
Публично защищать свой проект — сложно. Еще сложнее — говорить о нем мало и по делу. Высший пилотаж — удержаться и не вставить в презентацию все, что вы про него думаете. В этом посте мы расскажем, где в презентации уместно использовать мемы с Илоном Маском и как не превратить свой питч в факап года (что тоже полезно).
Как оформить слайды
Помните, как бабушка говорила: встречают по одежке (возможно, так говорила только моя бабушка). Презентация – это одежка, то есть общий вижн вашего проекта. Практически 80% участников хакатона откладывают ее подготовку на последний момент и потом делают на скорую руку, лишь бы успеть к последнему чек-поинту. В итоге слайды становятся кладбищем мемов, картинок, прыгающего текста и кусков кода. Так делать не надо. Всегда помните, что ваша презентация — это план вашего питча, поэтому она должна быть выстроена правильно и логично.
Победитель московского хакатона, «Команда имени Сахарова», рекомендует закладывать на презентацию и репетицию речи около трех часов.
Роман Вайнберг, капитан команды: «Каждый хакатон уникален по-своему, и путь к победе тоже. Один из ключевых факторов — это выбор правильного трека, для каждого он свой. До презентации вы должны использовать все возможности, чтобы объяснить суть проекта и продемонстрировать результат тем, кто будет вас оценивать. Общение, как правило, проходит в три этапа: вы накидываете идеи и вместе с экспертами обсуждаете их достоинства и недостатки — тогда и появляется первая концепция; далее продолжаете работать и лучше продумывать benefits, монетизацию и код и показываете экспертам уже что-то работающее — это демонстрирует, что вы можете сделать то, о чем говорите. Последний этап перед презентацией — показать итог своей работы. Это важно, так как теперь жюри глубже знает ваш проект и видит проделанную работу, что поможет им вас оценить. В презентации необходимо сохранять баланс между удержанием внимания аудитории (надо зажечь) и изложением сути проекта (без упущения важных деталей). Как говорят настоящие хакатонщики — любой проект можно объяснить в трех предложениях, поэтому 5 минут — жесткие, но необходимые рамки, принятые во всем мире».
Круто, если в вашей команде есть дизайнер — он создаст дизайн, поможет выровнять все элементы, визуально структурировать идеи команды и поддерживать правильное соотношение мемов на количество слайдов.
Отдельно про мемы. Все обожают шутки про Илона Маска, цифровую трансформацию и смешные картинки. Их уместно вставлять где-то в начале вашей презентации, чтобы обыграть проблему, которую решает ваш продукт, или представить команду. Или же в конце, когда необходимо немного расслабить аудиторию после тяжелого содержимого презентации.
Вот что жюри ожидает увидеть в вашей презентации:
- информация о команде — название, состав (имена и квалификация), контактные данные;
- задача и описание проблемы (отсюда может подмигивать Илон Маск);
- описание продукта — как он решает проблему, кто ЦА;
- контекст, т.е. данные по рынку (несколько фактов, которые подтверждают проблему и актуальность решения), есть ли конкуренты у вашего решения и чем вы лучше;
- бизнес-модель (мемы про Дудя еще актуальны);
- стек технологий, ссылки на Github и демоверсию, если она есть.
Питч перед жюри
Есть выражение, что well done job needs well done report. Никто не узнает про вашу блестящую идею, если вы не умеете о ней рассказывать. Обычно на хакатонах дается до десяти минут на представление проекта — без подготовки в это время действительно сложно уместить все ключевые пункты.
Обязательно репетируйте
Часто хакатоны выигрывает команды не с лучшим решением, а с лучшей презентацией. Если вы идете впервые, то можно потренироваться на каком-нибудь уже запущенном проекте — заодно поймете, кто в вашей команде самый разговорчивый и умеет реагировать на неудобные вопросы (а их вам точно будут задавать).
Что могут спросить:
- какая у вас бизнес-модель?
- как вы будете привлекать клиентов?
- чем вы отличаетесь от компаний X и Y?
- как ваш проект масштабируется?
- что будет с вашим решением в условиях суровой российской действительности?
«Говорящую голову» лучше выбрать заранее — этого человека лучше немного разгрузить в последний день хакатона, чтобы он успел подготовиться. Выступать можно вдвоем — например, разделить бизнес- и техническую части. Толпиться всей командой на сцене не стоит — получите только расфокус внимания и неловкие паузы при ответе на вопросы. А вот на награждение можно выбежать
Репетируйте обязательно, лучше несколько раз, продумайте ответы на потенциальные вопросы и негатив. Продумайте, на каких преимуществах решения вы хотите сделать акцент и как их лучше подать, добавьте их в презентацию. Придумайте пару шуток.
«Мы с командой прошли через двадцать хакатонов, в 15 из них были в ТОП-3 или в специальной номинации — побеждали в России, Белоруссии, на главном хакатоне Европе Jinction в Хельсинки, в Германии и Швейцарии. Мы многое вынесли из них — лучше стали понимать, каким образом оценивать и изучать рынки, быстрее осваивать новые технологии. Если говорить про выступление — старайтесь всегда репетировать, проговаривать помногу раз текст перед коллегами, разбирать вопросы, находить слабые и сильные стороны продукта. Все может идти не так как планировалось и в это весь интерес — найти путь и способ, даже если ты не выигрываешь, ты уходишь с новыми знаниями и знакомствами».
Но оставляйте место импровизации — не бойтесь пойти не по тексту или использовать неотрепетированные слова.
Придумайте фишку
Мы все выступления начинаем с фразы: «Привет, мы команда имени Сахарова, и мы сделали бомбу
Хакатон — это всегда немного рок-н-ролл. Хорошо заходят жесты, сторителлинг (наш потребитель Петя хочет оптимизировать расходы на такси), призывы к действию (кто из вас думает, как Петя, поднимите руки). Фирменная фраза, жесты, название, талисман команды, дизайн футболок — подумайте командой, чем вы отличаетесь от остальных участников.
Что жюри важно услышать в вашем выступлении:
- вы понимаете, как работает продукт
- вы понимаете, в чем его конкурентные преимущества, а что еще нужно доработать
- вы понимаете сценарии применения продукта и свою ЦА
- вы можете аргументированно объяснить, почему отказались от какого-то сценария или решили делать вот эту фичу, а не другую
- вы не используете громких слов «инновационный», «лучший», «прорывной», «у нас нет конкурентов» (почти всегда они есть)