Каждый день, когда Музей Яндекса открыт, я как сотрудник музея включаю все наши экспонаты: компьютеры и другую технику. Подолгу задерживаться у каждого устройства нет времени — не всегда можно визуально удостовериться, что компьютер включился. Помогают звуки: я помню «корректное» звучание каждого из экспонатов. В детстве эти звуки казались чем-то магическим. Я подумал — почему бы не сохранить звуки компьютеров для истории и не добавить их на сайт музея, чтобы оживить страницы экспонатов. Расскажу, как мы это делали и какую технику использовали.
После нескольких экспериментов я понял, что нужно специальное оборудование и люди, которые умеют им пользоваться. Попробуйте записать звук системного блока на микрофон в телефоне — результат, скорее всего, будет так себе.
Однажды на почту музея написала Наташа Радина, тогда еще сотрудница Яндекса. Наташа рассказала, что состоит в Гильдии разработчиков интерактивного аудио (ГРИА). Там очень трепетно относятся к звукам и всему, что их издает. Наташа вспомнила про музей, его экспонаты и тоже подумала, что в них живет много сочных звуков, которые хорошо бы качественно записать, обработать и выложить. Прямо как «Би-би-си» в 2018 году выложила архив из 16 тысяч звуков, доступных по лицензии RemArc.
Наверное, самые лучшие записи получились бы в студии. Но наши экспонаты старые, жесткие диски и хрупкий пластик боятся ударов. Поэтому мы решили их не перевозить и записывать звуки прямо в музее по вечерам.
Как собирали звуки
Первый раз мы собрались в 19:00, сразу после закрытия музея. Музей и магазин Яндекса находятся в одном помещении, но закрываются в разное время — мы прикинули, что в это время посетителей уже будет мало, и у нас получится начать запись. Заранее договорились выключить вентиляцию, чтобы не мешал лишний шум. Вместе со звуковиками пробежались по экспонатам, составили список того, что будем записывать.
В день записи выяснилось, что все-таки невозможно работать, пока магазин открыт, из-за шума посетителей и продавцов. Мешали не только звуки входной двери, но и кондиционера, шагов. Пришлось ждать до 22:00, когда магазин закроется и можно будет выключить кондиционеры, закрыть окна и двери. Кстати, без вентиляции и с закрытыми окнами в помещении быстро становилось жарко, а когда окна открывались, сильно мешал шум улицы и машин, который нельзя было вычесть во время итоговой обработки.
Сначала мы планировали записать все экспонаты за один вечер, но на деле пришлось встретиться еще дважды.
Оборудование
Оборудованием и расстановкой занимались звукорежиссеры из Гильдии. Вот что они принесли с собой для записи:
- Суперкардиоидный микрофон Sennheiser MKH 8050.
- Два кардиоидных микрофона Октава МК-012.
- Портативный звуковой рекордер Sony PCMD100 со встроенным стереомикрофоном.
- Бинауральные стереомикрофоны Soundman OKM II Classic Solo.
- Две приёмных катушки для записи звуков со старых телефонных аппаратов (например, такие).
- Многоканальный портативный звуковой рекордер Zoom F4.
- Многоканальный портативный звуковой рекордер Sound Devices MixPre-6.
- Много-много разных соединительных шнуров.
Для записи стереозвукового сигнала использовался метод ORTF stereo technique, изобретенный в 60-е в Управлении радиовещания и телевидения Франции (Office de Radiodiffusion-Télévision Française или ORTF) на местном радио. Суть метода: два микрофона одной модели, подобранные по частотной характеристике с кардиоидной системой направленности, устанавливаются под углом 110° друг к другу на расстоянии 17 см. В нашем случае использовались микрофоны Октава МК-012.
Расположение микрофонов в методе ORTF. Пунктиром показана диаграмма направленности кардиоидных микрофонов
Техника ORTF дает качественный стереозвук, максимально похожий на то, как мы его слышим (если не брать в расчет бинауральные техники). Форма диаграммы направленности кардиоидных микрофонов хорошо отсекает фоновые шумы — это снижает влияние размеров помещения и позволяет расположить микрофоны дальше от источника.
Запись звука запуска, работы и выключения Кванта 4С
Казалось бы, два микрофона для организации ORTF у нас есть, для чего нужно все остальное? Да, можно оставить дорожки с двух Октав, и мы получим отличную запись компьютера, похожую на то, как его услышал бы человек. У нас эти дорожки есть и всегда можно свести их в такой стандартный файл. Но мы подумали: что если сделать расширенную и более сочную запись, добавив в нее дорожки с дополнительных микрофонов?
Поэтому рядом с Октавами МК-012 стоит микрофон Sennheiser MKH 8050. Он суперкардиоидный — диаграмма направленности более узкая по сравнению с Октавами. Микрофон смотрит в сторону записываемого компьютера и необходим, чтобы звукорежиссер мог добавить больше низких частот и направленного сигнала в итоговую запись.
Звуковой стереорекордер Sony PCMD100 стоит немного дальше основных микрофонов и позволяет добавить объема в итоговую запись.
Бинауральные стереомикрофоны Soundman OKM II Classic Solo выполнены в формфакторе наушников-затычек, с их помощью часто записывают бинауральное аудио. Это всенаправленные, чувствительные микрофоны с ровной амплитудно-частотной характеристикой. В нашем случае они клеились на двусторонний скотч в наиболее звучные части системных блоков, добавляя некоторую изюминку.
Две приёмных катушки с Amazon, предназначенных для записи звуки со старых телефонных аппаратов, позволили записать электромагнитное излучение компьютера. Одну катушку чаще всего размещали на клавиатуре, а вторую — где-нибудь на системном блоке. С их помощью удалось добавить в запись гудение, писки и трески электромагнитных колебаний, которые издавали работающие компоненты. Правда, оказалось, что ЭЛТ-мониторы своим излучением на частоте 15 кГц (строчная развертка) забивают все остальные электромагнитные шумы, плюс писк некоторых дисплеев хорошо слышен и обычным человеческим ухом, поэтому при записи мониторы выключали. По опыту работы в музее могу вспомнить посетителей с хорошим слухом, которым было неприятно находиться рядом с некоторыми из пищащих ЭЛТ-мониторов.
Запись одного экспоната длилась примерно минуту. В это время вся команда замирала и не двигалась, потому что шаги по фальшполу были сильно слышны на записи. Потом звукорежиссер Илья прослушивал трек и, если все было нормально, всю звукозаписывающую конструкцию аккуратно переносили к следующему экспонату. Несколько раз за окнами проезжало что-то большое, от чего дребезжали окна и низкочастотный гул очень хорошо попадал в запись. Приходилось перезаписывать. Еще оказалось, что во время записи почему-то хочется поговорить, чихнуть или потоптаться на месте.
Вышеперечисленные микрофоны были подключены к рекордерам Zoom F4 и MixPre-6. Все полученные записи Илья потом объединил, работая с дополнительными дорожками как художник с красками, добавляя красоты и эффектов.
Видео процесса записи:
Какие звуки записывали
Нас интересовал звук пробуждающихся компьютеров: шум вентилятора, треск жестких дисков, дисководов и клавиш клавиатур.
Современные компьютеры достаточно тихие, потому что производители стараются снизить уровень шума: энергоэффективные CPU, вентиляторы, скорость вращения которых зависит от температуры, твердотельные накопители без движущихся частей. Правда, теперь пользователи иногда жалуются на высокую температуру процессора из-за низкой скорости вращения кулеров, а также на писк и свист компонентов источников питания CPU и GPU.
Среди наших экспонатов не все издавали при работе хоть какие-нибудь звуки. У многих дешевых персональных компьютеров 80-х тепловыделение компонентов было небольшим, и они вполне обходились пассивным охлаждением. В те годы шумные жесткие диски и дисководы были дорогими, поэтому в домашних компьютерах часто обходились без них, используя аудиокассеты для записи и воспроизведения программ.
Всего мы записали звуки десяти экспонатов:
• С точки зрения издаваемых звуков мой любимый экспонат — первый сервер Яндекса. Он и пищит, и жужжит, жесткий диск громко работает, внутри него в принципе много источников звука.
• Compaq Deskpro 386S был нацелен на использование в бизнесе. Модель 386S оснастили современным на тот момент процессором Intel 386SX и выпускали с 1988 года. Корпус компьютера типа desktop, сверху на системный блок обычно ставили монитор. На записи слышен шум вентиляторов, звук разгона и работы жесткого диска, инициализация дисководов и писк во время самотестирования.
• Robotron 1715 выпускался с 1984 по 1989 год на заводе VEB Robotron в ГДР. Процессор — 8-битный U880 (аналог Zilog Z80) с частотой 2,5 МГц. Компьютер не оснащался жестким диском, только дисководами для дискет. На записи слышен шум вентиляторов охлаждения и звук работы дисковода.
• ДВК 3 и Квант 4С. Диалоговый вычислительный комплекс (ДВК) — семейство советских компьютеров середины 80-х – начала 90-х. Компьютер ДВК 3 выполнен в корпусе типа моноблок с подключенным блоком накопителей. У компьютера Квант 4С корпус типа desktop. При работе слышен шум вентиляторов.
• ЕС-1849 выпускался в Минске непродолжительное время с 1991 года. Этот компьютер стал единственным выпускаемым в СССР (и на постсоветском пространстве) на базе процессора Intel 286. Корпус системного блока типа desktop, монитор тоже обычно устанавливали сверху. На записи слышен шум вентиляторов, звук жесткого диска и сигналы системы самотестирования. Отдельно идет звук игры Paku Paku.
• Искра 1030М — советский персональный IBM PC/XT-совместимый компьютер. Выпускался с 1989 года на основе процессора КР1810ВМ86, аналога Intel 8086. Корпус типа desktop. На записи слышен шум вентиляторов, разгона шпинделя жесткого диска, щелчки клавиатуры и писк динамика после запуска игры Arkanoid. После отключения слышен характерный (недовольный) треск выключающегося жесткого диска с интерфейсом MFM.
• Советский персональный IBM PC/XT-совместимый компьютер Нейрон И9.66 выпускался с середины 80-х до начала 90-х. Компьютер выполнен в виде двух блоков: процессорного и блока накопителей. Не оснащался жестким диском, загрузка осуществлялась через дисковод. У каждого блока был отдельный блок питания и сетевой выключатель. На записи слышен шум вентиляторов блоков и писк самодиагностики.
• Нивка — советский персональный 32-разрядный компьютер, частично совместимый с IBM PS/2. Выпускался с 1990 года. Чаще всего применялся на промышленных предприятиях Советского Союза. Корпус типа bigtower. На записи слышен шум вентиляторов.
• Ленточный считыватель-перфоратор Facit N4000 выпускался компанией Facit в Швеции с конца 1980-х в двух версиях: перфоратор и считыватель-перфоратор. Предназначался для подключения к телетайпу или станку с программным управлением.
• Записали звук клавиш компьютерной клавиатуры Model F, которая выпускалась с 1981 по 1994 год сначала компанией IBM, а затем Lexmark. Клавиатура Model F относится к механическим ёмкостным клавиатурам. При нажатии на клавишу слышен громкий звук щелчка (клик), хорошо чувствуется момент срабатывания клавиши. Наша Model F входит в состав портативного компьютера IBM PC 5155, звуки которого нас не заинтересовали, а вот клавиатура звучит очень приятно. Возможно, вернемся к его звукам позже.
• Также записали звук клавиш клавиатуры Электроника МС7004, подключенной к уже упомянутому ДВК 3.
Звукорежиссеры очень радовались звукам, бегали по музею как дети и нажимали на всякие кнопочки. Даже отдельно записали шум вентилятора — для меня он скучноват, а они потом с помощью звукового софта превратили его в гул трактора и использовали для своих целей. Еще им приглянулся звук перекидных часов — сувенира Яндекса восьмилетней давности. Отдельно записывали скрипучие клавиатуры.
Скачать в виде файлов
Для читателей Хабра мы выложили коллекцию звуков на Диск.
Спасибо Наташе Радиной — композитору и саунд-дизайнеру, Илье Смелкову, Марии Щербаковой, Павлу Ковбасюку и Руслану Нестеруку за то, что воплотили этот проект в жизнь. А коллекционеру вычислительной техники Виктору Боеву — за помощь с экспонатами.