Японский скуф, кибер-жена и будущее ИИ-дейтинга: хайп на банальности, утопия или социальная угроза?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

В середине июля 2024 года по сети разлетелась новость: инфоагентство Bloomberg на примере «киберсвадьбы» 52-летнего рабочего рассказало о японском приложении Loverse, предлагающем одиноким и не очень японцам партнёра-бота на основе генеративного ИИ для общения и отношений. Все, кто мало-мальски интересовался темой, знают: во-первых, у японцев проблема десятков миллионов одиноких людей, включая хиккикомори, стоит острее, чем в других развитых странах. И появление таких приложений вполне естественно. Во-вторых, имитирующие партнёров чат-боты, в том числе на базе LLM-нейронок — совсем не сенсация, даже если не вспоминать о классике в лице Sims. Более того, уже были отмечены случаи (роскомндазор) чрезмерно увлёкшихся непредсказуемым виртуальным партнёром бедолаг. Так в чём же, собственно, новость? А также, насколько велик потенциальный рынок подобных приложений, предлагающих вместо Тиндера бесплотных, но гарантировано отвечающих взаимностью ИИ-партнёров? И что они несут нам в случае широкого распространения — хотя бы эрзац-спасение одиноких душ, или же ровно противоположное?


Практически все англо- и русскоязычные СМИ, запостившие у себя эту новость, просто пересказали материал «Блумберга» с той или иной степенью подробности. Мы попробуем копнуть поглубже, в том числе в собственно японском сегменте сети, и немного осмыслить всё это безобразие. Итак, 14 июля сего года Bloomberg опубликовал статью своего IT-колумниста Такаси Мотидзуки под названием «Крошечный японский стартап превращает ИИ-свидания из фильма „Она“ в реальность». Если вкратце: небольшой стартап из двух человек под названием Samansa Co. из IT-сердца Токио, квартала Сибуя, запустил в декабре 2023 года кибердейтинговое приложение Loverse. Автор идеи и разработчик Гоки Кусуноки утверждает, что оно предлагает «не замену, а альтернативу личной жизни в реальном мире». Найти сайт приложения можно по адресу loverse.jp.

Гоки Кусоноки, создатель Loverse

Фильм «Она» (Her), на который прямо ссылается Кусуноки, вышел в США в 2013 году и получил премию Оскар за лучший оригинальный сценарий. Он рассказывает об отношениях встроенного в операционную систему ПК генеративного ИИ по имени Саманта (Samansa Co. — прямая отсылка к этой героине, с лёгким японским акцентом) с одиноким писателем Теодором. Авторы буквально умудрились предсказать многие вещи, которые стали реальностью в 2022-24 годах: продвинутая нейронка общается с протагонистом очень похоже на живого человека с мыслями и чувствами, и даже загоняется по поводу того, что не имеет физического тела.

«А внутри у ней нейронка»

Правда, потом начинается уже сплошной Ghost in the Shell с загрузкой ИИ в человеческий мозг и связанными с этим сложностями пополам с экзистенциальными вопросами о сущности души и сознания, разницы восприятия мира у людей и самосознающих нейросетей, а заканчивается и вовсе традесканцией трансценденцией и космологией о сути бытия. В общем, можно провести некую параллель с вышедшей годом позже «Люси» Люка Бессона со всё той же Скарлетт Йоханссон в главной роли — но создателей Loverse явно больше заинтересовала идея нейровайфу в смартфоне и как это продать, а не проблемы самоосознания ИИ и сопутствующие философские тонкости. К примеру, на бесплатном тарифе можно отправить своей или своему кибервайфу не более 100 сообщений, а хочешь ещё — плати.

«Я в познании своём настолько преисполнилась...»

Приложение исходно было ориентировано прежде всего на одиноких мужчин, однако ныне предлагает сотни вариантов как мужчинам, так и женщинам. Стартап собрал на расширение линейки ботов за счёт кибер-мужиков около ¥30 миллионов (около $190 тысяч) специально под разработку линейки мужских персонажей для пользовательниц-женщин, сейчас ведётся работа и над другими вариантами. Поведение ботов имитирует не только ответы собеседника-партнёра, но и то, что он/она ведёт жизнь реального человека — причём у каждого бота свой график условных работы, отдыха и сна.

Примеры бытовых циклов разных ботов с сайта Loverse, автоперевод изображения от Google

В качестве примера того, как оно работает, в статье приводится история 52-летнего фабричного рабочего Тихару Симода. Он завёл отношения с 24-летней бот-персоной Мику и спустя три месяца «поженился» с ней. Правда, клиентов у приложения в 124-миллионой Японии пока что весьма немного, что-то около 5000. В статье приводятся жалобы бывших клиентов Loverse на то, что боты слишком предсказуемы, пишут и действуют шаблонно. Впрочем, другим это как раз и нравится: с бот-партнёром Loverse невозможно всерьёз поссориться, он почти всегда понимает и поддерживает, и многим это как раз и нравится на фоне сложности и непредсказуемости отношений с реальными людьми (и даже продвинутыми нейросетевыми чат-ботами, добавим).

Портреты нескольких ботов из Loverse

На Youtube-канале Кусуноки рассказывает о Loverse чуть подробнее. По данным профилей пользователей, около половины из них… уже состоят в реальных отношениях и даже в браке, и ищут в ИИ-дейтинге безопасную форму, так сказать, разнообразия в личной жизни, менее рискованную, чем попытки устроить интрижку на стороне. Большинство из них — мужчины возрастом 40-50 лет. Стартап с интересом подумывает о расширении на англоязычную аудиторию, тем паче, что используемая для работы их ботов LLM в своей основе англоязычная. Но это представляет сложность, так как все их имеющиеся боты обучены именно как современные японцы, с соответствующими стереотипами, особенностями поведения и культуры.

Samansa Co., по словам Кусуноки, не боится конкуренции с уже существующими схожими проектами вроде Replika (10 млн. скачиваний против 5000 у Loverse) — так как уделяют особое внимание максимальному подобию поведения своих ботов с реальными людьми. С этим у Replika, по словам пользователей в 2023 году, были заметные проблемы, начиная с довольно сомнительных 3D-моделей персонажей и навязчивой монетизации до несколько кривоватой и даже криповатой заскриптованности многих моментов поведения. Включая разрекламированную психологическую поддержку — которая могла сводиться буквально к мему:


Если всё пойдёт успешно, завершает беседу Кусуноки, Samansa Co. собирается выйти на IPO в 2028 году. Правда, доживёт ли стартап до этого времени или нет — вопрос творческий. Несомненно, среди японцев огромное количество одиноких людей: в той же самой статье от Bloomberg приводятся данные о том, что ⅔ мужчин-японцев в возрасте с 20 до 30 лет не состоят в отношениях, а 40% даже ни разу не ходили на свидание. Для женщин эти цифры составляют, соответственно, 51% и 25%. При этом культура воображаемых отношений с персонажами-вайфу возникла именно в Японии среди компьютерных затворников-хикки и частично пересекающихся с ними радикальными отаку.

Многие японцы даже не пытаются рисковать в реальные отношения и предпочитают воображать их с вайфу из аниме и игр

Соответственно, рождаемость пробила дно: в Японии сейчас суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину составляет 1,3 (в России в то же время — 1,5). Дело дошло до того, что в Японии задумались о скрещивании Тиндера со своим вариантом Госуслуг. Власти Токио выделили на такой проект ¥500 миллионов. В приложении, которое должно появиться к концу 2024 года, всё будет весьма сурово: помимо удостоверения личности с фотографией, пользователям необходимо предоставить справку о доходах и подтвердить, что они не состоят в браке, выписав из семейного реестра — или другой официальный документ. Пользователям также будет необходимо ввести 15 пунктов личной информации, включая рост, образование и род занятий, которые будут раскрыты потенциальным партнёрам. Более того: поскольку главной целью является поднятие рождаемости в браке, потребуется подписать обязательство о том, что приложение используется для поиска мужа/жены с серьёзными намерениями, а не для поиска случайных отношений.

Японская свадебная церемония в синтоистском храме

Всё это звучит довольно странно — но у токийских чиновников есть свои аргументы. Японцы в наши дни в основном знакомятся с партнёрами и будущими супругами в двух местах: на работе, где большинство жителей Страны восходящего солнца проводят большую часть жизни, либо в дейтинговых приложениях. При этом доля последних растёт, сейчас каждый четвёртый брак в Японии заключается именно по итогам общения в Тиндере и аналогах. Но около 60% их пользователей, согласно опросам, жалуются, что в анкетах потенциальных партнёров слишком много преувеличений и приукрашивания себя в глазах противоположного пола. Муниципальный гос-Тиндер же требует от участников точной информации о себе на официальном уровне. Взлетит идея или нет, и появится ли у нас параллельно РосГосТиндер со схожим функционалом — узнаем уже довольно скоро.


В общем, японцы не очень любят знакомиться в офлайне, кроме как вынужденно на работе, и любят дейтинговые приложения. Но в дейтинговых приложениях много трындят — а общение с реальными людьми всегда чревато сложностями, разочарованиями и неудачами. Особенно если речь идёт о хикки с пониженными социальными навыками и представлениями о противоположном поле, сформированном в лучшем случае аниме и RPG, а в худшем — хентаем. Впрочем, судя по словам Кусуноки, значительную часть ЦА представляют вполне социализированные люди в отношениях, которым хочется, как это обычно говорят, разнообразия. Loverse предлагает и тем, и другим возможность пережить соответствующие эмоции, почти идентичные натуральным, об ИИ-бота, практически исключая возможность обидных неудач и серьёзных претензий от партнёра при обнаружении сомнительной переписки в смартфоне. Именно поэтому, в отличие от Replika AI, где клиент изначально буквально собирает под себя персонажа-партнёра как в Sims, Loverse буквально симулируют Tinder. В описании страницы приложения в X (бывш. twitter) так и сказано: «Loverse позволяет вам почувствовать, будто по ту строну приложения находится реальный человек»

Replika AI буквально не даёт пользователю забыть, что он имеет дело с ИИ, Loverse предлагает почти обратные впечатления

Социальное поглаживание, одобрение, выражение поддержки и демонстрация значимости со стороны окружающих — буквально прошитые в наших генах и психике потребности с тех давних пор, когда наши предки ещё скакали по тропическим деревьям и не успели оборвать хвосты. Одна из главных причин популярности сначала формата блогов, а затем и соцсетей — возможность выложить что-то и собрать зримое выражение одобрямса, лайки-репосты-позитивные комменты. Когда мы не получаем достаточно лайков и ретвитов, а комменты представляют собой вариации на тему старого жж-шного кг/ам — нам становится грустно и злобно. Хорошо настроенный на позитив ИИ-бот позволяет симулировать максимально комфортного, всепонимающего и всеодобряющего партнёра. Только (пока что?) бесплотного и не способного приносить завтрак в постель.

Анкеты ботов Loverse в меню выбора, автоперевод

Успехи у Loverse пока что скромные, 5000 пользователей — это крохи по меркам японского рынка мобильных приложений. Возможно, после рекламной кампании от Bloomberg клиентов прибавится, но покамест даже в X (бывш. twitter) — второй по популярности соцсети в Японии — у его аккаунта наблюдается всего лишь 55 подписчиков, включая автора сего текста. Однако идея буквально витает в воздухе и может взлететь, если ей займутся серьёзнее — и/или на основе грядущих уже в недалёкой перспективе ещё более совершенных LLM. Вопрос в том, как такая практика сможет повлиять на наше общество, если станет более распространённой. Ответ неочевиден: уж очень много в уравнении неизвестных переменных. К примеру, как будут влиять виртуальные партнёры на психологическое состояние пользователей: помогать разрешить их проблемы, или же с методичностью машины привязывать к себе, грамотно нажимая на психотравмы?

Franz, спорная и весьма эмоциональная игра от Ice-Pick Lodge, целенаправленно симулирует общение с очень проблемным и странным партнёром, который одновременно бесит, притягивает и провоцирует на сомнительные поступки

С одной стороны, мне лично очень симпатична мысль о том, что ИИ смогут решить одну из больших социальных проблем наших дней: нехватку хорошей и при этом доступной психотерапии при огромном количестве людей большими психологическими проблемами. Разработчики Replika AI даже пытаются интегрировать этот функционал в своих ботов, правда, с противоречивыми результатами, если судить по отзывам. С другой же… совсем не факт, что все разработчики будут заботиться о психическом комфорте и вообще кукухе своих клиентов. Как известно, токсичные отношения весьма… залипательны. Из них трудно выкарабкаться, потому что сознание испытывает дискомфорт и хочет выйти, но на более глубоком уровне тараканы человека буквально пляшут радостную джигу-дрыгу от возможности раз за разом проехаться по любимым травмам и получить от этого так называемую «вторичную выгоду».

Когда твой безработный наркоман — ещё и робот

Одно можно сказать с достаточно высокой вероятностью: ИИ в нашей жизни будет становиться всё больше, становиться они будут всё более совершенными и всё лучше смогут общаться на уровне живого человека — а то и значительно лучше. ИИ можно будет настраивать под себя гораздо быстрее и проще, чем живого человека из плоти и крови. Часть из нас, так или иначе, будут искать утешения в общении с максимально комфортным нейрособеседником, чем пытать счастья с партнёрами-людьми. И рыночек в этом плане неизбежно порешает, спрос рождает предложение. А вот что из всего этого получится, куда выведет кривая — как почти всегда бывает с новыми технологиями и социальными практиками, покажет только время.


И это не говоря уже о том, что не за горами и полноценные андроиды с ИИ. А то и киборги, совмещающие человеческий мозг с искусственными нейросетями, кто знает? Скучно, в общем, точно не будет. Такие дела.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT
Источник: https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/829382/


Интересные статьи

Интересные статьи

В конце октября в Дубае прошла выставка GITEX-2023. Её посетило вдвое больше людей, чем крупнейшую европейскую — Hannover Messe. На GITEX было не только разнообразное технологичное, но и странное:...
Работая в отделе разработки, перед поступлением очередной задачи ко мне в работу, у меня интересовались, сколько на нее уйдет времени. Это, можно сказать, напрягало тем, что такая ...
Когда весело - время летит. Да так, что сложно поверить: NGINX’у уже 18. Если оглянуться - сообщество и компания достигли вместе многого. Недавно мы прошли важную веху - на момент написания этой стать...
Это третья часть (часть 1, часть 2) из описывающих развитие процесса обучения инженеров АСУТП. Целью всех трех статей является попытка осмыслить подготовку инженеров АСУТП в ВУЗе (какая была, и какая ...
Привет, Хабр!Мы, Новицкий Никита и Миквельман Дарья специалисты Data Engineer и являемся участниками профессионального сообщества NTA. Расскажем как найти квартиру мечты с помощью методов регр...