Зачем разработчику развивать эмпатию?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

По умолчанию считается, что хард-скиллы определяют крутость разработчика, а вот эмпатия и другие гибкие навыки почему-то не рассматриваются. В то же время без них очень сложно построить карьеру, справедливо оценить себя как специалиста и продуктивно работать в команде. Последний пункт особенно важен для меня как тимлида разработчиков.

Но и до этого я знал, что недостаточно просто хорошо писать код, нужно понимать, для чего и для кого ты делаешь этот код и как от твоих слов и действий зависит общая продуктивность коллектива. Чтобы лучше в этом разобраться, я прошёл курсы повышения квалификации тимлидов, где большая часть материала была посвящена софт-скиллам, в частности развитию эмоционального интеллекта. Это заставило меня посмотреть на команду и рабочие процессы под другим углом. Про инсайты рассказываю под катом.

Эмоциональный интеллект: введение

Эмпатия — это одна из составляющих эмоционального интеллекта (EQ). Поэтому я предлагаю начать разговор с него.

Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» пишет о том, что EQ — это следствие эволюции и появился он задолго до неокортекса, или «думающего мозга». За проявления EQ отвечает миндалевидное тело и гиппокамп — части лимбической системы. Не нужно думать, что неокортекс враждует с эмоциональными центрами: многие наши решения возникает при их плодотворном сотрудничестве.

Этот небольшой ликбез я делаю, чтобы стало понятнее, что эмоциональный интеллект — это не просто модное словосочетание, а реальная часть нашего мозга, отвечающая за навыки и способности распознавать, понимать и управлять эмоциями, намерениями и желаниями, как своими, так и других людей.

Эмоциональный интеллект влияет на то, как мы принимаем решения, и на их качество. Например, если вы расстроены из-за внешних факторов, не касающихся конкретной задачи/переговоров, то можете сгоряча принять необдуманное решение. Прокачанный скилл распознавания эмоций поможет вам понять, что и почему вы чувствуете, и, например, отложить важное дело на потом.

Американский социальный психолог Питер Саловей рассматривает пять главных областей эмоционального интеллекта:

  1. Знание своих эмоций. Мы понимаем, что чувствуем.

  2. Управление эмоциями. Мы понимаем, что чувствуем, и умеем справляться с этим.

  3. Мотивация для самого себя. Мы понимаем, что нужно чувствовать, чтобы достичь поставленной цели.

  4. Распознавание эмоций в других людях, или же эмпатия. Мы понимаем, что чувствуют другие, и можем помочь им справиться с их эмоциями.

  5. Поддержание взаимоотношений. Мы понимаем свои и чужие эмоции и можем контролировать их при коммуникации.

Теперь, когда у вас есть общее понимание контекста, можно приступить к разговору об эмпатии.

Что такое эмпатия и почему она нужна разработчику?

Исследования, на которые ссылаются в книге «Эмоциональный интеллект», говорят о том, что эмпатия развивается с самого детства, но, несмотря на это, вокруг термина есть некоторые разногласия.

Эмпатию часто путают с сочувствием, но на самом деле это разные вещи. Слово «эмпатия» в современном значении впервые применил Эдвард Титченер. Он как раз искал слово, которое было бы близким сочувствию, но передавало другой смысл — умение распознать, что чувствует другой человек. Отлично раскрывает смысл эмпатии этот мульт. А тут можно почитать больше о том, как исследовали эмпатию.

Нужно понимать, что эмпатия — это не просто чувство, хотя она и взаимодействует с ними. Это биологический и социальный механизм, который, к слову, можно развить (ещё один миф об эмпатии это как раз отрицает).

Эмпатию часто практикуют в UI/UX дизайне, чтобы представить возможные пользовательские действия и реакции. В таком же ключе можно использовать эмпатию и в написании кода, но поможет она и в личном общении. Вот короткий список моментов, когда, по моему мнению, развитая эмпатия будет полезна разработчику:

  • общение с клиентом — эмпатия будет нелишней и на этапе постановки задачи. На этапе планирования вы сможете распознать психотип заказчика и сформировать команду под проект. Например, ваш заказчик всегда чётко очерчивает рамки фич и знает в деталях, чего он хочет. Тогда вам как тимлиду стоит отказаться от добавления в проект инициативного разработчика, который любит предлагать решения, выходящие за рамки фич. Конечно, это очень ситуативно, но если у менеджера есть возможность подбирать людей в команду, то я считаю, что это полезный для него навык;

  • процесс написания кода — нужно помнить, что мы пишем код для людей, а не для машин, и с вашим кодом будут потом работать другие люди;

  • лидерство — это правда, что без эмпатии нет роста, во всяком случае, если вы хотите быть хорошим руководителем. Без эмоционального интеллекта будет намного сложнее понимать людей, которыми вы должны руководить, в том числе предугадать выгорание команды или же отдельного человека в ней;

  • общение с коллегами — тут, думаю, всё понятно и без объяснений.

Как начать работать над прокачкой эмпатии?

Так как я не психолог и не коуч, то рецептов на все случаи жизни у меня нет. Но есть и советы, которые я успел вычитать в источниках:

  • Если вы хотите узнать больше об эмоциональном интеллекте, то советую начать с уже упомянутой книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», в которой он собрал все современные на тот момент взгляды на EQ. Это просто маст хэв для старта.

  • Разберитесь со своими эмоциями. Даже испытывать гнев — это нормально, важно это осознавать и быть в состоянии объяснить другим, почему вы его чувствуете. Есть уйма приложений, где вы можете фиксировать изменение своего настроения и описывать его причину.

  • Будьте честными с собой и другими, постарайтесь понять, что повышает вам настроение. Не упражняйтесь в пассивной агрессии, а скажите всё как есть. Очень круто, когда вы понимаете, что должны чувствовать для того, чтобы справиться со своими страхами / нелюбимыми задачами или же войти во всеми любимый «поток», где забываешь обо всём и погружаешься в решение задачи.

  • Изучите ситуацию, прежде чем давать совет. Вообще, не давать совет, когда не просят, — это лучший совет, который можно услышать в своей жизни :)

  • Старайтесь понять эмоцию вашего собеседника и соответственно реагировать. Это непросто, но, если вы начнёте лучше понимать свои эмоции, вам откроется и эмоциональный мир людей вокруг.

С тех пор как я стал больше внимания уделять развитию эмоционального интеллекта, в моей жизни произошли такие изменения: 

  • мне стало проще понимать решения или желания других людей, как в команде, так и в семье;

  • я понял, из-за чего избегал определённых разговоров и ситуаций, какие эмоции они вызывали и как влияли на мою самооценку. Я смог понять, что же «давит» на мою уверенность в решениях, и исправить это;

  • упростилось прогнозирование действий или решений других людей;

  • я легче нахожу мелкие радости, которые могут сделать мой день ярче и продуктивнее;

  • мне стало проще и приятнее договариваться с людьми.

Какие изменения развитие эмоционального интеллекта и эмпатии принесёт в вашу личную и профессиональную жизнь — не берусь судить. Но советую как минимум поинтересоваться этой темой.

Источник: https://habr.com/ru/post/549250/


Интересные статьи

Интересные статьи

Какая бы защита ни стояла в облаке, контролируют ее все равно люди. Администраторы с повышенным уровнем доступа ― это привилегированные пользователи, их работу тоже нужно...
Привет, Хабр! Меня зовут Стас, и я отвечаю за направление Common Libraries в компании ABBYY. Недавно мы выложили на GitHub созданную нами библиотеку для машинного обучения NeoML. N...
Устраивать конкурсы в инстаграме сейчас модно. И удобно. Инстаграм предоставляет достаточно обширный API, который позволяет делать практически всё, что может сделать обычный пользователь ручками.
Предисловие Вы видели эти статьи тысячу раз: «10 вещей, которые нужно создать чтобы стать лучшим разработчиком.» «Лучшие фреймворки для изучения в 2019.» «Сделайте это чтобы стать разр...
Привет! AR и VR — штуки модные, сейчас приложения с их использованием не сделал только ленивый (или тот, кому оно просто не надо). От Oculus до MSQRD, от простых игрушек, радующих детишек появлен...