Опыт сертификации PMI PMP, 1С:РКП и участия в конкурсе «Проектный руководитель 2022»
Что такое soft skills, как и для чего развивать soft skills и в чем польза. Над этими темами задумывался давно, но посмотреть на это сквозь призму управления проектами, осмыслить и прийти к пониманию, на то как soft skills влияют на эффективность руководителя проектов, мне помогли три события прошедшего года.
Событие первое - сертификация PMP
Технические параметры.
Online формат, PMBOK 6, дата сдачи 31.10.2021. Язык экзамена русский.
Не буду рассказывать о правилах допуска к экзамену, стоимости и порядке проведения, этой информации много в интернете. Актуальная информация на официальном сайте PMI.
Часть 1. Подготовка
Процессы
Начать подготовку решил с изучения успешного опыта, штудируя просторы интернета. Обнаружил большое количество рекомендаций, связанных с зубрежкой входов и выходов процессов, необходимости решения задач по расчёту метрик и экономики проектов. Я вспомнил студенческие годы и проработал PMBOK, формируя собственные таблицы, систематизируя описания процессов, инструменты и методы. Процесс заучивания шел не легко, поэтому сместил акцент на понимание и применимость для решения практических задач. Такой подход оправдал себя. При сдаче мне оказалось достаточно иметь понимания и уметь применять рекомендации PMBOK. Важно уметь использовать на практике, а не быть великим теоретиком.
Agile
К тому моменту, когда я начал подготовку у меня уже был опыт использования гибких подходов и теоретические знания. В PMBOK содержится описание гибких подходов, используемых для реализации проектов. Но ограничиться только PMBOK будет явно недостаточно, так как информация краткая и не позволяет увидеть картину целиком. Поэтому я рекомендую прочитать дополнительную литературу, Дженифер Грин «Постигая Agile», и, конечно, попрактиковаться. Практика важна, так как она существенно повысить понимание сути вопроса и позволит дать правильный ответ на него.
Люди
По моим ощущениям половина вопросов была связана со взаимодействием с людьми, что потребовало развитых soft skill. Можно ли успешно сдать экзамен без них? Мой ответ - нет.
Я не готовился отдельно для сдачи, это постоянный процесс теоретической подготовки, отработки на практике, рефлексии, оценочные процедуры, получение обратной связи, и, что не мало важно, умение ее правильно воспринимать. Я рекомендую два источника, которыми можно воспользоваться для развития soft skills - это платформа «Россия страна возможностей» https://rsv.ru и «Центр оценки и кадрового развития специалистов в области цифровой трансформации» https://cdto.work
Часть 2. Сдача
Подготовил место сдачи: убрал посторонние предметы, комната видна контролеру, на двери табличка «Не беспокоить», вероятность посторонних людей и звуков равна нулю. Возникла первая проблема, все очень тормозило, не понятно, была ли причина в интернете, со стороны серверов экзаменатора или еще в чем-то, но в голове возник образ ленивца из мультфильма «Зверополис». Таймер продолжал отсчет, курсор двигался дискретно с несколько секундной задержкой и возникло ощущение надвигающейся тревоги. Разве это может помешать руководителю проекта в реализации проекта? Конечно же, нет. Сработал риск. Скорость работы основного ресурса проекта оказалась в разы ниже плановой, поэтому оперативно нашел и применил решение. Область ответов всегда находиться приблизительно в одном и том же месте, двигаю мышкой крайне мало и очень медленно синхронизирую скорость действий и системы.
Результат экзамена был доступен сразу. Я увидел на экране результат «PASS», испытал фейерверк эмоций и удовлетворенность от достижения цели
Событие второе - сертификация 1С:Руководитель корпоративных проектов в области оказания комплексных услуг по построению системы управления предприятием на базе программ "1С:Предприятие.8" (1С: РКП)
Это был самый долгий проект личной сертификации.
Требования к процедуре сертификации во много схожи с аналогичными. Нужен опыт, образование, сдача тестов и т.д. Тем не менее, есть несколько отличий.
Так как сертификация проходит применительно к конкретной линейке продуктов, то на базовом уровне продукт нужно знать. Полностью разделяю авторов требований к сдаче, знания о продукте, существенно повышает вероятность успешной реализации проекта. Помимо образования и знаний в проектном управлении, также есть требования к основам менеджмента, подтверждается образованием или тестом. Именно тут у меня и возник вопрос: тест я сдал в 2006 году, поэтому это мой самый долгий проект, и сертификат приняли в зачет. Безусловно это было мне плюсом, но в профессиональном плане вызвало мысли, ведь за столько лет требования к проектным управленцам изменились.
Последним шагом сертификации является подача и проверка заявки. При подаче нужно описать и опубликовать опыт, приложить артефакты проекта, сдать экзамены. Все заявки проверяются. Проверка не формальная, а содержательная и осуществляется профессионалами в сфере проектного управления.
Проекты на базе продуктов 1С становятся все более масштабными и сложными, что приводит к изменениям в требованиях к руководителям проектов, и повлечет за собой появления в процедуре сертификации необходимости проверки soft skills. Я надеюсь, что это произойдет в ближайшее время.
Событие третье - конкурс «Проектный руководитель 2022»
В основе конкурса модель компетенций участников проектной деятельности «5/12». В ней 2 блока: личностно-управленческие (5 компетенций) и профессионально-технические (12 компетенций).
Тур 1. Оценка уровня профессионально-технических компетенций
Оценка проходила в формате теста. Проверялись компетенции, отображенные в модели компетенций «5/12» на внешнем контуре. Логично проверять указанные компетенции первыми, так как он позволят оценить базовые знания проектных руководителей. Вопросы формулировались таким образом, что найти ответы при помощи поисков было невозможно. Во многом успешно пройти данный этап мне помогла информация, которая находится на ресурсе «Центра оценки и кадрового развития специалистов в области цифровой трансформации» https://cdto.work.
Тур 2. Подготовка и оценка отчета об опыте проектной деятельности
Нужно было выполнить задание по описанию опыта реализации проекта, создание проектного офиса, в зависимости от номинации. Организаторами предлагалась структура отчета. При заполнении, которого мне особенно понравился раздел «Уроки», так как в отличии от большинства других статистически-информационных разделов, здесь можно было рефлексировать и сформулировать свои размышления о проектном управлении и его развитии
Тур 3. Оценка уровня личностно-управленческих компетенций
Оценка проводилась в формате теста. На этот раз оценивались компетенции внутренней части модели. В вопросах содержался кейс о той или иной ситуации в проекте и предлагалось выбрать вариант решения.
В финале вновь проводилась оценка soft skills, в это раз в формате ассесмента. Отметил, что многие участники получили противоположные оценки по одной и той же компетенции при разных форматах оценки, что добавило ценности отчетам участников, сформировав интегральную оценку и делая ее более качественной.
В этом году организаторы конкурса незначительно изменили последовательность отборочных туров, что повысило эффективность конкурсной процедуры.
Вначале оценили базовые знания, далее опыт и в завершении soft skills, развитость которых окончательно формирует руководителя проекта.
В итоге, нужны ли руководителю развитые soft skills?
В течении одного года я успешно прошел две процедуры сертификации, принял участие в профессиональном конкурсе, получил опыт, новые знания, проанализировал все это, и пришел к следующему выводу:
Глубокое понимание процессов проектной деятельности и знание лучших практик и стандартов проектного управления (hard skills) являются необходимыми базисами хорошего проектного руководителя. Для достижения максимальной эффективности проектному руководителю стоит обратить особое внимание на взаимодействие с людьми, их мотивацию, интересы и вовлеченность. Для этого он должен иметь развитые soft skills, которые необходимо постоянно развивать.
ТОП пять компетенций:
Нацеленность на результат - амбициозность и целеустремленность. Готовность преодолевать препятствия, проявлять выдержку и упорство в сложных ситуациях.
Лидерство - готовность принимать на себя ответственность за результаты работы других. Умение мотивировать людей и координировать их работу по достижению цели.
Командность - готовность к сотрудничеству и умение работать сообща с другими для достижения общего результата.
Коммуникативность - умение выстраивать контакт, четко излагать свои мысли, влиять и убеждать.
Критическое мышление - способность сомневаться и основывать свои суждения на фактах.