Меня зовут Дмитрий Крупенин, я руковожу продуктовой разработкой в Первой грузовой компании (ПГК). Мы (Цифровая фабрика ПГК) создаем инновационные цифровые продукты для транспортной отрасли – это сервисы для наших клиентов и внутреннего использования. Непосредственно я вместе с командой разрабатываю внутренние продукты по оптимизации управления вагонами, которых у нас много – более 100 тысяч. Нам важно, чтобы парк работал четко и на полную мощность. Разработкой продуктов «про железную дорогу и вагоны» я занимаюсь более 5 лет - работал в промышленных и логистических кампаниях, поэтому хорошо разбираюсь в вопросе и готов поделиться с вами внутренней кухней. Сегодня расскажу про то, как мы в ПГК собираем и защищаем бюджет на разработку цифровых продуктов. Своего рода шпаргалка, список хинтов и советов.
О чем вообще речь
В ПГК мы создали свой, «железнодорожный» фреймворк продуктовой разработки для внутренних цифровых продуктов. Любая инициатива от идеи до промышленной эксплуатации проходит через 4 этапа:
1) Формирование гипотез
2) Прототипирование
3) Разработка MVP продукта
4) Развитие продукта
Переходя с этапа на этап владелец продукта защищает проект на IT-комитете, где, в том числе, рассматривается технико-экономическое обоснование (ТЭО) продукта. По-простому - показывает экономические выгоды и сопоставляет их с затратами. Если гипотезы сильные, потенциал эффекта позволяет окупить проект в разумные сроки и понятны все технические сложности, то комитет принимает положительное решение. В итоге продукт запускается или переходит на следующий этап.
Мы сейчас будем говорить о третьем и четвертом этапах: MVP и развитие продукта. На этой стадии уже появляется полноценная команда, требуются ресурсы, а соответственно и расчет бюджета. На первых двух этапах у нас упрощенное финансирование и заморочек с ТЭО нет.
Из чего состоит бюджет
Фонд оплаты труда (ФОТ)
Грубая оценка: можно взять сумму в 5 млн рублей в год на «усредненного» айтишника в команде. Понятно, что рынок с зарплатами скачет, роли у всех разные, в команде окажутся и джуниоры, и сеньоры. Так что для первичной оценки цифра в 5 млн на человека подойдет.
Точная оценка: в этом случае нужно взять по каждому сотруднику несколько сумм: оклад гросс (до вычета налога 13%), налоги (взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, профсоюзные отчисления), премии (квартальные/годовые), ДМС и прочие плюшки, материальную помощь к отпуску (у нас ежегодно выдают 1 оклад к отпуску в 2+ недели!), обучение, стоимость подбора. Выглядит монструозно, но финальная сумма точно есть в отделе по персоналу. Поэтому на этом этапе стоит попросить помощи у коллег