Введение
Сегодня ни для кого не секрет, что централизованные сервисы постоянно собирают о нас как можно больше информации. Любое наше действие, передвижение, сообщение считывается как на аппаратном, так и на программном уровнях, словно мы находимся в антиутопичном мире киберпанка, где за всей нашей жизнью следит тысяча механизированных глаз. Результат такого исхода событий свидетельствует лишь о том факте, что он становится экономически выгоден, рационален, оправдан компаниями, производящими массовую слежку и добычу конфиденциальной информации.
Вопрос всего этого спектакля лежит лишь в плоскости того, как именно происходит сбор информации, как эта информация перераспределяется, между кем она распределяется, как она приносит выгоду, и то как она находит свою конечную цель - клиента системы. В итоге всего вышеперечисленного, целью нашей работы будет являться выявление жизненного цикла конфиденциальной информации пользователей в кругу централизованных сервисов.
Проблематика
Проблематику сбора и перераспределения конфиденциальной информации пользователей централизованными сервисами можно рассматривать на нескольких плоскостях: экономической, политической, технической и этической.
Экономическая плоскость вопроса свидетельствует о том, для чего централизованным сервисам всё это нужно, свидетельствует о неком детерминизме случившегося, свидетельствует о причинно-следственных связей того, почему мы пришли ровно к тому, что имеем. Данный экономический аспект очень важен при анализе, потому как выдаёт интересы участников, их побуждения к тем или иным действиям.
Политическая плоскость является в своей совокупности продолжением, следствием экономической, без которой существовать она бы не смогла. Она свидетельствует о действиях монополий, о слияниях корпораций с государственным аппаратом, где каждый участник получает определённую долю власти, как государство над собираемой информацией, так и корпорации над частью наделённой ей власти. Такой аспект мы хоть и будем затрагивать, но неосновательно, не до глубины гнилой души.
Техническую плоскость мы будем разбирать основательно, детально, поэтапно, потому как именно она способна давать ответы на сложившиеся моменты в плане разложения образовавшейся системы и на вопросы того - как именно она работает и функционирует. Выявление её недостатков, противоречий как раз и будет свидетельствовать о возможных альтернативах централизованным сервисам, давать точку отчёта как их решать и видоизменять.
Этическую плоскость вопроса мы не будем разбирать вовсе, потому как это бессмысленно. Этические моменты связанные с тем, что конфиденциальную информацию ни в коем случае нельзя собирать или то, что это правонарушение уже никого не волнует, ни корпорации, ни само государство. Плюс к этому, когда вы регистрируетесь на централизованных сервисах - вы всегда соглашаетесь со сбором вашей конфиденциальной информации, в любом виде. Так что законодательно все взятки здесь гладки. Поэтому таковой аспект, ни к чему не приводит и не порождает следствий из получаемых причин.
В итоге, мы будем разбирать техническую и экономическую подоплёку как существования централизованных сервисов, так и жизненного цикла конфиденциальной информации в ней проходимого. При этом стоит сказать, что хоть техническая плоскость и может давать ответы на то, как будут выглядеть альтернативы централизации, но то как мы к ним придём будет давать лишь экономическая плоскость. Связано это в первую очередь с тем фактом, что централизация всегда рациональна с экономической точки зрения, и просто так разлагаться, превращаясь в децентрализацию, она не станет. Это было бы как минимум наивно. Поэтому техническую и экономическую плоскости мы будем разбирать в неком синтезе.
Модель жизненного цикла
В проблематике экономического толка, необходимым становится выявление участников с точки зрения максимизации их прибыли от получаемой конфиденциальной информации. С такой стороны можно выявить несколько участников потребляющих информацию, но при этом каждый из которых исполняет свою узконаправленную роль.
Сервис-считыватель. В общей основе - это и есть сервис, который получает всю вводимую информацию и метаданные пользователей. Его действия сводятся лишь к простому алгоритму:
1) Принять сырую информацию и метаданные от пользователя своей системы;
2) Обработать сырую информацию, переведя её в нормализованный вид;
3) Положить данную обработанную информацию в хранилище;Сервис-распределитель. Является посредником между сервисами-считывателями и сервисами-потребителями. Считывает обработанную информацию из хранилищ сервисов-считывателей и перекладывает в своё хранилище. В итоге, хранилище сервиса-распределителя становится суммой хранилищ сервисов-считывателей.
Сервис-потребитель. В общей основе - это и есть сервис, который выдаёт таргетированную рекламу своим пользователем на основе суммы обработанной информации, складируемой в хранилище сервиса-распределителя.
Это есть общая модель взаимодействий сервисов между собой. При этом стоит сказать, или вернее уточнить тот факт, что один и тот же сервис может быть как сервисом-считывателем, так и сервисом-потребителем. При этом централизованные сервисы могут также обходиться и без сервиса-распределителя, основываясь исключительно и только на своей полученной информации при рекламном таргетировании. Но получаемый результат всегда хуже, потому как таковой сервис не может охватить всей области жизни своих клиентов и их увлечения, начиная с чтения научной литературы и заканчивая просмотром порнографии в своё свободное время.
Также стоит сказать, что не все сервисы способны быть эффективными считывателями, ровно также и не все сервисы способны быть эффективными потребителями. Связано это в первую очередь с тем обстоятельством, что имея один сервис - невозможно охватить всевозможные области жизни, как производство контента (социальные сети, мессенджеры, форумы), так и его потребление (маркетплейсы). На основе этого и рождается более общая модель взаимодействия нескольких сервисов между собой.
Маркетплейсы, подобия Ozon, Wildberries, Yandex Market и т.п. не могут эффективно считывать конфиденциальную информацию пользователя, как его предпочтения, хобби, список знакомых и родственников, предпочтения в еде, музыке, спорте и т.д., потому что они лишь предоставляют уже готовые имеющиеся у них товары, как некое ограниченное множество элементов, из которого клиент и выбирает всё ему необходимое. Это конечно свидетельствует об интересах клиента, но охватываемый сбор конфиденциальной информации начинает исходить лишь из его покупок и действий направленных на определённые виды и категории товаров.
Мессенджеры, подобия WhatsUp, Telegram, Skype и т.п. не могут эффективно потреблять конфиденциальную информацию пользователя, потому как таковые не представляют собой конечную цепочку жизненного цикла конфиденциальной информации в лице продажи товаров, и как следствие, становятся способными лишь продавать конфиденциальную информацию пользователей. На этом простом факте их выгода и строится.
Социальные сети, подобия VK, Facebook и т.п. представляют собой более гибридную модель поведения, потому как таковые сервисы могут предоставлять площадки для торговли товаров, и как следствие, становятся одновременно эффективными считывателями и потребителями конфиденциальной информации. Как раз, в теории, они и способны существовать без промежуточных сервисов-распределителей, но на практике этого они не делают, потому как основной их двигатель всегда статичен - максимизация прибыли. Выгодным становится не только использование полученной информации внутри своей "экосистемы", но и также её продажа, а также и потребление извне. Все эти избытки окупаются с лихвой.
В итоге всего вышеперечисленного остаётся лишь единственный вопрос - как разрозненные сервисы могут легко идентифицировать одного и того же пользователя, для того чтобы получать с него выгоду, как со стороны продажи его конфиденциальной информации, так и со стороны продажи товаров на основе таргетированной рекламы? Легко, номер пользователя - это и есть основной ключ в идентификации одной и той же личности. В итоге, упрощение всей системы приводит лишь к тому, что хранилище сервиса-распределителя начинает представлять собой базу данных по типу ключ-значение, где ключом является номер телефона, а значением - вся обработанная информация, полученная из сервисов-считывателей.
Техническая сторона вопроса
В проблематике технического толка, необходимым становится выявление того факта, почему централизованные сервисы вообще способны считывать конфиденциальную информацию пользователей, ведь в текущих реалиях существует такая наука как криптография, которая и должна была бы исключать подобные явления.
В теории так оно действительно и происходит, но на практике (следите за руками) магия криптографических протоколов лишь сводится к тому, что получателем информации становится не конечный пользователь, которому она предназначалась (если мы говорим о социальных сетях и мессенджерах) а сам централизованный сервис.
Криптографические протоколы типа SSL/TLS защищают не связь "клиент-клиент", а лишь и только связь "клиент-сервер", из-за чего собственно и происходят последующие возможные манипуляции связанные с получением конфиденциальной информацией пользователей в открытом виде.
Чтобы защищать связь типа "клиент-клиент", необходимо использовать сквозное (end-to-end) шифрование при котором сам сервис становится лишь ретранслятором шифрованной информации. Основная суть сквозного шифрования приводит к тому, что безопасность системы определяется лишь и только клиентской стороной, из чего следует вывод, что сервис играет лишь второстепенную роль. Такой принцип преобразования информации приводит систему к определённому виду децентрализации, потому как сервисы становятся легко заменяемыми.
Но не стоит надевать розовые очки. Любые способы обезопасить что-либо приводят не только к положительным явлениям, но и к отрицательным, из которых можно выявить малую производительность итоговой системы, некомфортность её использования, ограниченность действий, малое количество обновлений, сложное масштабирование и т.д. В итоге, можно сказать, что централизованные сервисы заменяют, или вернее сказать подменяют, безопасность комфортностью использования. При этом, в целях маркетинга таковые сервисы всегда говорят о своей безопасности, о существовании сквозного шифрования, о том как данные клиентов хранятся в безопасности и т.п.
Немного о политическом влиянии
Но как мы понимаем, исходя из экономической значимости и выгоды конфиденциальной информации, централизованные сервисы будут из-за всех сил блокировать подобную самодеятельность, даже подключая государственный аппарат, то-есть насилие направленное на граждан. Любые формы запрета криптографии, любые способы объединения монополий с государством, посредством выдачи ключей шифрования, исходят непосредственно и в первую очередь из экономических предпосылок.
Поэтому государство следует рассматривать не как самостоятельный субъект, который играет роль подавления оппозиций, формирования общественных мнений и т.п. на основе конфиденциальной информации, а в первую очередь как цепного пса монополистических корпораций, целью которых является лишь и только максимизация прибыли. Как раз за счёт этого экономического влияния монополий и формируется связь с государственным аппаратом, и как следствием рождается политическое влияние.
На этом моменте можно действительно возразить тем фактом, что какое-либо государство X не запрещает клиент-безопасные мессенджеры или анонимные сети, или действия направленные на скрытие конфиденциальной информации внутри сервиса Y, или как-либо не пытается отслеживать ваши действия, метаданные и т.п. Может так оно и есть, до поры до времени, ведь в современных реалиях гайки только закручиваются, и вопрос начинает лежать лишь в плоскости того - когда подобные явления начнут происходить.
Также пара слов о безопасности сетевых коммуникаций, и о том, почему даже существование клиент-безопасных приложений, анонимных сетей и прочего никак не сказывается на итоговую реальность - приводится тут.
Заключение
На этом пожалуй всё. Как мы увидели, сама система, сам жизненный цикл конфиденциальной информации в кругу централизованных сервисов не так уж и сложен. Приведённой моделью могут быть объяснены такие моменты, когда мы рассуждаем о чём-либо нас интересующем в одном сервисе, и получаем результат наших интересов в другом. И весь этот спектакль становится возможным лишь по причине повсеместного применения криптографических протоколов со слабой моделью угроз.