Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Новогодние праздники — лучшее время для активного отдыха, приготовления блюд и уютных кинопросмотров по вечерам. Только вот киноновинки быстро закончатся. Специально на этот случай мы подготовили 12 лучших фильмов из 90-х о виртуальной реальности. Готовы спорить, что большую часть из них, вы точно не видели.
Мы перевели текст Райана Лэмби «The Top 12 Virtual Reality Movies of the 1990s», который он написал для Den of Geek в 2017 году, когда был заместителем главного редактора этого портала. Сейчас Райан — редактор ежемесячного журнала про видеоигры, а ещё автор гида про научно-фантастические фильмы.
Источник
В начале 1990-х нам казалось, что мы стоим на пороге технологического прорыва. Возможно, вдохновленное десятилетиями научной фантастики от Рэя Брэдбери до Уильяма Гибсона, нечто под названием «виртуальная реальность» обещало увести нас в цифровые миры, более красочные и захватывающие, чем наш собственный.
В начале десятилетия внимание средств массовой информации привлекла система под названием Virtuality. Надев громоздкий шлем и управляя джойстиком, вы могли играть в такие игры, как Dactyl Nightmare, 3D-шутер, где внезапно появлялся динозавр и пикировал над вашей головой. Технология, казалось, захватила воображение писателей и кинематографистов по всему миру. В кинотеатрах появились «Газонокосильщик» и «Разоблачение». Каждый из них представлял нам, как виртуальная реальность может изменить то, как мы взаимодействуем друг с другом, или то, как мы смотрим на окружающий мир.
Рекламный постер Virtuality
Звезда оригинального фильма Джефф Фейхи был достаточно благоразумен, чтобы отказаться от этого безвкусного сиквела. Его заменили на Мэтта Фрюэра, известного тем, что он в конце 80-х сыграл Макса Хэдрума, — это искусственный интеллект в образе саркастичного мужчины, которого в итоге назвали «первым компьютерным телеведущим».
К сожалению, на этом креатив от создателей фильма закончился. По сюжету главный герой, Джоуб, вынашивает еще один (это же он делал и в первой части) план захвата киберпространства. Единственная правильная связь с предыдущей частью — молодой актер Остин О'Брайен, который вернулся, чтобы сыграть подростка Питера Паркета, соседа Джоуба. Секс, насилие и шимпанзе с оружием в оригинале — всё это было вычеркнуто из второй части, которую продюсеры решили сделать более дружелюбной к детской аудитории. В результате «Газонокосильщик 2» лишился своего очарования, что хотелось сказать про фильм, — это «так плохо, что даже хорошо».
Мои воспоминания об этом ужастике немного туманны. Возможно, потому, что годы увлечения видеоиграми в 90-х превратили мой мозг в кашу. На самом деле фильм как раз предупреждает игроманию. Эдвард Ферлонг играет Майкла — подростка, одержимого видеоиграми, который в итоге пробует новую виртуальную игру. «Мы предлагаем вам испытать самую страшную игру на этой планете», — говорится в рекламе игры (она так и называется «Сканирование мозга»). — Дайте волю темной стороне своей души! Войдите в игру более реальную, чем ваша жизнь!»
Майкла затягивает в виртуальное царство, которое выглядит почти так же, как пригород, в котором он живёт, — за исключением того, что здесь в вымышленном мире, он играет роль серийного убийцы в перчатках и с ножом. Подстрекаемый невидимым рассказчиком он входит в дом, чтобы убить человека. Майкл в страхе выходит из игры, но в то же время понимает, что испытывает восторг от полученных ощущений. Однако чуть позже он замечает, что по соседству с ним произошло жуткое убийство, напоминающее то, что планировалось в игре.
Если сюжет звучит очень мрачно, то это потому, что к сценарию приложил руку Эндрю Кевин Уокер, который затем создал триллеры «Семь» и «8 миллиметров». К сожалению, в его материал для «Сканирования мозга» перед съёмками внесли правки, пригласив ещё одного автора.
В результате мы получили в значительной степени не запоминающийся, ретроградный римейк ужастика «Видеодром» от Дэвид Кроненберга.
Кажется, смысл «Сканирования мозга» похоже только в том, что побег в мир комиксов, игр и тяжелого металла вместо того, чтобы, например, встречаться с друзьями, действительно превратит ваш мозг в кашу.
В этом научно-фантастическом триллере с его скромным direct-to-video бюджетом компьютерные эффекты и экшн больше похожи на игру в Sega Mega Drive, чем на то, как, например, дорого отрисованы динозавры в первой части «Парка Юрского периода». Однако в этой наивности спецэффектов в «Аркаде» есть что-то довольно милое. Похоже будто авторы фильма решили снять дешевый «Трон» в середине 90-х.
История такая — группа детей направляется в местный центр игровых автоматов, чтобы опробовать новейший VR-аттракцион, однако они попадают в ловушку внутри игры. Оказывается, что геймплей питается клетками мозга умершего ребёнка, чей призрак мучает любого, кто решит сыграть. После такой завязки ты начинаешь относится к фильму чуть теплее, не обращая внимания на сомнительную графику.
Уверен, вы догадываетесь, что вас ждет интересный опыт просмотра фильма, когда научно-фантастический триллер открывается сценой, снятой из глаз шимпанзе. Пирс Броснан играет Доктора Анджело, архитипичного безумного ученого, который думает, что человеческий интеллект можно расширить с помощью пьянящего коктейля видеоигр в виртуальной реальности и инъекций. К сожалению, его эксперименты приводят к тому, что шимпанзе бегает по лаборатории с пистолетом в лапе.
Ничуть не смутившись, Доктор Анджело продолжает свое исследование и переключается на умственно отсталого садовника Джоуба Смита. После нескольких недель на тренировочном режиме доктора (VR + инъекции) Джоуб появляется уже в виде суперинтеллектуального красавца без рубашки и в обтягивающих джинсах, на которого моментально обращает внимание соседка. Но по мере того, как интеллект Джоуба продолжает расти, его интерес переходит от дамы и кроссвордов Судоку к захвату всего мира.
Фильм имеет так мало общего с его первоначальной историей, что Стивен Кинг даже подал в суд, чтобы его имя было вычеркнуто из титров. «Газонокосильщик» — это квинтэссенция всех фильмов 90-х. В нем есть блестящая (и тогда очень дорогая) компьютерная графика, беспричинные кровавые и сексуальные сцены, а также множество очень забавных диалогов.
В этом фильме используются сразу две популярные темы в кино 90-х: это киберпространственный переход одного из героев, погоня за серийным убийцей. В итоге зритель видит, как опасный, психопатичный искусственный интеллект вырывается из границ виртуальной реальности, становится гуманоидным роботом и терроризирует население центрального Лос-Анджелеса. В это время опальный экс-полицейский Паркер Барнс выходит из тюрьмы. Ему гарантируют свободу в обмен на выслеживание ИИ-маньяка.
«Виртуозность» (кстати, фильм снял Бретт Леонард, который также поставил «Газонокосильщика») запоминается прежде всего своим превосходным актерским составом. Например, Дензел Вашингтон играет полицейского Барнса, а Рассел Кроу — ту самую машину для убийства по имени SID 6.7, что сбежала из виртуальной реальности. Стоит помнить, что Кроу попал в этот проект ещё до того, как привлек внимание «Оскара» за роли в таких вещах, как «Гладиатор», после чего он начал воспринимать себя слишком серьезно. В «Виртуозности» он ловкий и саркастичный как Джокер: носит мешковатые, блестящие фиолетовые костюмы, его волосы уложены гелем, и он выкрикивает килограммы насмешек в адрес героя Дензела Вашингтона.
Основанный на романе Дэниэла Фрэнсиса Галуйе «Симулакрон-3» 60-х годов, «Тринадцатый этаж» — это столкновение научной фантастики и фильма нуар.
Убит компьютерный гений по имени Хэннон Фуллер. Главный герой пытается доказать, что он этого не делал. Убийство расследует детектив. Вокруг туманный и темный Лос-Анджелес 30-х годов. Однако дело в том, что столица западного побережья США здесь — это компьютерная симуляция, часть системы виртуальной реальности, разработанной тем самым компьютерным гением, которого убили.
Относительно сдержанное использование CGI в «Тринадцатом этаже» и его ностальгическое воссоздание Лос-Анджелеса 30-х годов говорит о том, что этот фильм не такой устаревший, как несколько других картин в этом списке.
Однако в этом фильме есть ощущение, что некоторые из идей «Тринадцатого этажа» удивительно похожи на другие фильмы конца 90-х, которые преподнесли свои сюжетные и визуальные повороты более интересно и изящно.
Общие впечатления и ожидания от виртуальной реальности были настолько высокими, что эта технология сумела просочиться даже в триллер о сексуальной дискриминации на рабочем месте. Фильм начинается, как довольно типичный эротический триллер 90-х («Роковое влечение» и «Основной инстинкт»). Майкл Дуглас предстаёт в роли Тома Сандерса, одного из боссов ИТ-компании, который переходит дорогу другому топ-менеджеру Мередит Джонсон (Деми Мур). В какой-то момент герой Дугласа получает повышение и становится на ступень выше своей коллеги — героини Мур. Мередит Джонсон решает расправиться с конкурентом и обвиняет Тома Сандерса в сексуальных домогательствах.
В третьем акте сюжет приходит к тому, где Сандерс, используя экспериментальное устройство, погружается в виртуальную реальность. Он использует базу данных в VR, чтобы раскрыть последний заговор Мередит Джонсон — она хочет добиться увольнения Джонсона.
Механические клавиатуры, ЭЛТ-мониторы и забавные VR-очки куда лучше говорят о годе создания фильма, чем мужские двубортные костюмы и ретро-начёсы у женщин. Более того, использование VR-гарнитуры для доступа к базе данных вызывает множество вопросов. Разве щелчок мышью по значку будет более быстрым процессом, чем блуждание по виртуальному пространству, похожему на католический собор?
За четыре года до того, как мы узнали о красной таблетке, Нео и Матрице, Киану Ривз снялся в триллере, написанном Уильямом Гибсоном. «Джонни Мнемоник» имеет один из самых интересных и эклектичных актёрских составов среди научно-фантастических фильмов: здесь японская суперзвезда Такеши Китано появляется вместе с реппером Ice-T, есть и герой боевиков 90-х Дольф Лундгрен, один из символов европейского кино Удо Кир и бывший фронтмен хардкор-панк группы Black Flag Генри Роллинс.
Сюжет переносит нас в будущее, где данные могут быть легко украдены хакерами (кажется, это время уже наступило). Джонни работает курьером, который доставляет конфиденциальную информацию, храня ее в собственной голове. Как-то Джонни соглашается взять в себя огромный груз данных, который настолько велик, что ему приходится стереть собственные детские воспоминания, чтобы расширить память. Когда информацию загружают в голову к Джонни, он сразу оказывается на прицеле у корпораций и японской мафии, которые хотят заполучить информацию в его голове.
С одной стороны, «Джонни Мнемоник» приятно напичкан причудливыми спецэффектами (блочная компьютерная графика, угловатые декорации с обильным синим освещением), с другой — это кино выглядит как пророческое высказывание. Как показывают ежегодные взломы и утечки данных, некоторая информация действительно слишком «чувствительна», чтобы свободно передаваться через сеть.
С точки зрения кассовых сборов, вот он — главный фильм про VR 90-х. В то время «Матрица» с гладкими стрижками ее героев и их тонкими солнцезащитными очками выглядела настолько модно, что было легко не заметить, насколько безумной была концепция фильма. Вдохновляясь аниме, философией, классической литературой и героическими кровавыми гонконгскими боевиками, «Матрица» представляла собой коктейль из научной фантастики и зрелища для массового зрителя.
Загадочный ментор Морфеус (Лоуренс Фишборн) проводит опытного хакера Нео (Киану Ривз) в мир иллюзорной реальности — Матрицу. И Нео узнает, что его уютная и скучная реальность на самом деле — компьютерная симуляция. Машины уже давно захватили планету, превратили человеческую расу в батареи и создали Матрицу — имитированную версию конца 90-х, которая держит всех милыми и пассивными, в то время как энергия постепенно высасывается из них.
Вооруженный этим знанием Нео присоединяется к группе сопротивления людей. Он узнает, что, по сути, смотря на новую реальность как на видеоигру, он может использовать ее сбои, чтобы стать в ней супергероем.
После выхода на экраны фильм стал сенсацией. Однако сегодня некогда передовые спецэффекты «Матрицы» являются ее самым устаревшим аспектом. Мне кажется, что блокбастер Вачовски не был лучшим фильмом о виртуальной реальности 90-х годов. Тем не менее, этому фильму всё же удалось зашить интересную киберпанковскую историю в кино для массового зрителя. На момент выхода «Матрицы» такой трюк пытались провернуть многие режиссёры, но удавалось это далеко не всем.
Сначала я не хотел включать «Темный город» в этот список, поскольку в нём вы не найдёте громоздких VR-шлемов, тактильных перчаток и других атрибутов типичного триллера о виртуальной реальности в 90-х. Технология в этой картине не выставлена на всеобщее обозрение, она все же затрагивает те же проблемы, что и многие другие фильмы, упомянутые в этом топе. Например, как и «Тринадцатый этаж», это научно-фантастический нуар, но клаустрофобическая атмосфера «Темного города» и его кошмары выделяют этот фильм и делают его особенным, не похожим на другие.
Джон Мердок, сбитый с толку амнезией, просыпается в гостиничном номере, расположенном в грязном, тёмном мегаполисе. Мердок понимает, что только что кто-то совершил жестокое убийство, и всё указывает на то, что это он. Убегая с места преступления, главный герой преследуется группой людей, состоящей из лысых и бледных загадочных мужчин, которые называют себя Незнакомцами.
Великолепно срежиссированный, прекрасно снятый «Темный город» на год опередил «Матрицу» и может считаться ее более вдумчивым и глубоким по содержанию кузеном. Фильме еле-еле отбил бюджет в прокате, но при этом стал культовой классикой. Причём вполне заслуженно.
У этого дорогого для 1995 года научно-фантастического триллера была просто фантастическая родословная: сценарий, который Джеймс Кэмерон в соавторстве с Джейем Коксом написал для своей бывшей жены — Кэтрин Бигелоу, которая, в свою очередь, выступила режиссёром фильма. Но как и многие интеллектуальные, мейнстримные фильмы 90-х «Странные дни» не смог найти свою аудиторию и провалился в прокате. Сюжет картины исследует вуайеристские, вызывающие тревогу возможности технологий будущего.
ФБР разработало устройство, которое позволяет его пользователям почувствовать и пережить записанное на это устройство человеческое переживание: от оргий до грабежей и убийств. Рэйф Файнс играет Ленни Неро — неряшливого, дилера, который продаёт на чёрном рынке дискеты с определёнными чувствами. В какой-то момент у него оказывается дискета, где содержатся переживания о жестоком убийстве. Так он втягивается в запутанную историю, напоминающую заговор.
В отличие от многих других фильмов, где изображается ближайшее будущее 90-х годов, Лос-Анджелес в видении Кэтрин Бигелоу выглядит обоснованным и реалистичным, а её версия виртуальной реальности показана без излишнего использования спецэффектов, — всё это говорит о том, что «Странные дни» выглядят менее устаревшими, чем большинство других триллеров этого списка.
В своем обзоре 1995 года покойный Роджер Эберт предсказал, что «Странные дни» станут культовым фильмом. Если это еще не так, то, безусловно, картина заслуживает этого. Фильм Бигелоу — это одна из немногих картин 90-х годов, которая успешно показывает то, как на самом деле может выглядеть мир с технологией VR.
Этот шедевр Дэвида Кроненберга — один из его последних настоящих боди-хорроров — имел несчастье появиться в течение нескольких недель после премьеры «Матрицы». Я до сих пор помню, как ходил в кино, чтобы посмотреть оба фильма. Один зал был битком, в то время, как другой, где показывали «Экзистенцию» был пустой, — за исключением меня и еще трех человек. Кстати, один из зрителей тогда встал в середине фильма и ушел, когда кому-то на экране прострелили щеку.
Несмотря на то, что и «Матрица», и «Экзистенция» вписываются в один и тот же дух времени эпохи игровых консолей PlayStation, эти фильмы так же различны, как мел и бензопила. «Матрица» — более гладкая и блестящая, тогда, как повествование в «Экзистенции» более ледяное, густое и тревожное.
«Экзистенция» — головокружительный, параноидальный триллер о легендарном геймдизайнере (Дженнифер Джейсон Ли), которая бежит вместе со своим стажёром (Джуд Лоу), когда фанатик на презентации новой VR-игры пытается убить главную героиню. С самого начала фильм погружает нас в мир, где все кажется немного кривоватым, странным — ни один из актеров не говорит со своим акцентом, игровые консоли выглядят как зародыши. Но по мере того, как главные герои уходят в виртуальную игру, которая, в свою очередь, запускает их в дальнейшую моделируемую реальность, они (и мы) начинают терять представление о том, что искусственно, а что нет.
Как и многие фильмы аналогичной тематики 90-х, «Экзистенция» рассматривает возможную ситуацию, когда игры становятся настолько реальными, что их нельзя отличить от повседневной жизни. Примечательно, что Дэвид Кроненберг видит в этом именно темные, страстные, даже эротические оттенки.
Если вы дочитали наш перевод до конца, я хочу сказать, что очень этому рада и что можно обсудить этот текст, а также фильмы, упомянутые в нём, в комментариях. Более того, будет здорово, если вы напишите о том, какие ещё картины стоило бы упомянуть.
Мы перевели текст Райана Лэмби «The Top 12 Virtual Reality Movies of the 1990s», который он написал для Den of Geek в 2017 году, когда был заместителем главного редактора этого портала. Сейчас Райан — редактор ежемесячного журнала про видеоигры, а ещё автор гида про научно-фантастические фильмы.
Источник
В начале 1990-х нам казалось, что мы стоим на пороге технологического прорыва. Возможно, вдохновленное десятилетиями научной фантастики от Рэя Брэдбери до Уильяма Гибсона, нечто под названием «виртуальная реальность» обещало увести нас в цифровые миры, более красочные и захватывающие, чем наш собственный.
В начале десятилетия внимание средств массовой информации привлекла система под названием Virtuality. Надев громоздкий шлем и управляя джойстиком, вы могли играть в такие игры, как Dactyl Nightmare, 3D-шутер, где внезапно появлялся динозавр и пикировал над вашей головой. Технология, казалось, захватила воображение писателей и кинематографистов по всему миру. В кинотеатрах появились «Газонокосильщик» и «Разоблачение». Каждый из них представлял нам, как виртуальная реальность может изменить то, как мы взаимодействуем друг с другом, или то, как мы смотрим на окружающий мир.
Рекламный постер Virtuality
12. Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства (1996)
Звезда оригинального фильма Джефф Фейхи был достаточно благоразумен, чтобы отказаться от этого безвкусного сиквела. Его заменили на Мэтта Фрюэра, известного тем, что он в конце 80-х сыграл Макса Хэдрума, — это искусственный интеллект в образе саркастичного мужчины, которого в итоге назвали «первым компьютерным телеведущим».
К сожалению, на этом креатив от создателей фильма закончился. По сюжету главный герой, Джоуб, вынашивает еще один (это же он делал и в первой части) план захвата киберпространства. Единственная правильная связь с предыдущей частью — молодой актер Остин О'Брайен, который вернулся, чтобы сыграть подростка Питера Паркета, соседа Джоуба. Секс, насилие и шимпанзе с оружием в оригинале — всё это было вычеркнуто из второй части, которую продюсеры решили сделать более дружелюбной к детской аудитории. В результате «Газонокосильщик 2» лишился своего очарования, что хотелось сказать про фильм, — это «так плохо, что даже хорошо».
11. Сканирование мозга (1994)
Мои воспоминания об этом ужастике немного туманны. Возможно, потому, что годы увлечения видеоиграми в 90-х превратили мой мозг в кашу. На самом деле фильм как раз предупреждает игроманию. Эдвард Ферлонг играет Майкла — подростка, одержимого видеоиграми, который в итоге пробует новую виртуальную игру. «Мы предлагаем вам испытать самую страшную игру на этой планете», — говорится в рекламе игры (она так и называется «Сканирование мозга»). — Дайте волю темной стороне своей души! Войдите в игру более реальную, чем ваша жизнь!»
Майкла затягивает в виртуальное царство, которое выглядит почти так же, как пригород, в котором он живёт, — за исключением того, что здесь в вымышленном мире, он играет роль серийного убийцы в перчатках и с ножом. Подстрекаемый невидимым рассказчиком он входит в дом, чтобы убить человека. Майкл в страхе выходит из игры, но в то же время понимает, что испытывает восторг от полученных ощущений. Однако чуть позже он замечает, что по соседству с ним произошло жуткое убийство, напоминающее то, что планировалось в игре.
Если сюжет звучит очень мрачно, то это потому, что к сценарию приложил руку Эндрю Кевин Уокер, который затем создал триллеры «Семь» и «8 миллиметров». К сожалению, в его материал для «Сканирования мозга» перед съёмками внесли правки, пригласив ещё одного автора.
В результате мы получили в значительной степени не запоминающийся, ретроградный римейк ужастика «Видеодром» от Дэвид Кроненберга.
Кажется, смысл «Сканирования мозга» похоже только в том, что побег в мир комиксов, игр и тяжелого металла вместо того, чтобы, например, встречаться с друзьями, действительно превратит ваш мозг в кашу.
10. Аркада (1993)
В этом научно-фантастическом триллере с его скромным direct-to-video бюджетом компьютерные эффекты и экшн больше похожи на игру в Sega Mega Drive, чем на то, как, например, дорого отрисованы динозавры в первой части «Парка Юрского периода». Однако в этой наивности спецэффектов в «Аркаде» есть что-то довольно милое. Похоже будто авторы фильма решили снять дешевый «Трон» в середине 90-х.
История такая — группа детей направляется в местный центр игровых автоматов, чтобы опробовать новейший VR-аттракцион, однако они попадают в ловушку внутри игры. Оказывается, что геймплей питается клетками мозга умершего ребёнка, чей призрак мучает любого, кто решит сыграть. После такой завязки ты начинаешь относится к фильму чуть теплее, не обращая внимания на сомнительную графику.
9. Газонокосильщик (1992)
Уверен, вы догадываетесь, что вас ждет интересный опыт просмотра фильма, когда научно-фантастический триллер открывается сценой, снятой из глаз шимпанзе. Пирс Броснан играет Доктора Анджело, архитипичного безумного ученого, который думает, что человеческий интеллект можно расширить с помощью пьянящего коктейля видеоигр в виртуальной реальности и инъекций. К сожалению, его эксперименты приводят к тому, что шимпанзе бегает по лаборатории с пистолетом в лапе.
Ничуть не смутившись, Доктор Анджело продолжает свое исследование и переключается на умственно отсталого садовника Джоуба Смита. После нескольких недель на тренировочном режиме доктора (VR + инъекции) Джоуб появляется уже в виде суперинтеллектуального красавца без рубашки и в обтягивающих джинсах, на которого моментально обращает внимание соседка. Но по мере того, как интеллект Джоуба продолжает расти, его интерес переходит от дамы и кроссвордов Судоку к захвату всего мира.
Фильм имеет так мало общего с его первоначальной историей, что Стивен Кинг даже подал в суд, чтобы его имя было вычеркнуто из титров. «Газонокосильщик» — это квинтэссенция всех фильмов 90-х. В нем есть блестящая (и тогда очень дорогая) компьютерная графика, беспричинные кровавые и сексуальные сцены, а также множество очень забавных диалогов.
8. Виртуозность (1995)
В этом фильме используются сразу две популярные темы в кино 90-х: это киберпространственный переход одного из героев, погоня за серийным убийцей. В итоге зритель видит, как опасный, психопатичный искусственный интеллект вырывается из границ виртуальной реальности, становится гуманоидным роботом и терроризирует население центрального Лос-Анджелеса. В это время опальный экс-полицейский Паркер Барнс выходит из тюрьмы. Ему гарантируют свободу в обмен на выслеживание ИИ-маньяка.
«Виртуозность» (кстати, фильм снял Бретт Леонард, который также поставил «Газонокосильщика») запоминается прежде всего своим превосходным актерским составом. Например, Дензел Вашингтон играет полицейского Барнса, а Рассел Кроу — ту самую машину для убийства по имени SID 6.7, что сбежала из виртуальной реальности. Стоит помнить, что Кроу попал в этот проект ещё до того, как привлек внимание «Оскара» за роли в таких вещах, как «Гладиатор», после чего он начал воспринимать себя слишком серьезно. В «Виртуозности» он ловкий и саркастичный как Джокер: носит мешковатые, блестящие фиолетовые костюмы, его волосы уложены гелем, и он выкрикивает килограммы насмешек в адрес героя Дензела Вашингтона.
7. Тринадцатый этаж (1999)
Основанный на романе Дэниэла Фрэнсиса Галуйе «Симулакрон-3» 60-х годов, «Тринадцатый этаж» — это столкновение научной фантастики и фильма нуар.
Убит компьютерный гений по имени Хэннон Фуллер. Главный герой пытается доказать, что он этого не делал. Убийство расследует детектив. Вокруг туманный и темный Лос-Анджелес 30-х годов. Однако дело в том, что столица западного побережья США здесь — это компьютерная симуляция, часть системы виртуальной реальности, разработанной тем самым компьютерным гением, которого убили.
Относительно сдержанное использование CGI в «Тринадцатом этаже» и его ностальгическое воссоздание Лос-Анджелеса 30-х годов говорит о том, что этот фильм не такой устаревший, как несколько других картин в этом списке.
Однако в этом фильме есть ощущение, что некоторые из идей «Тринадцатого этажа» удивительно похожи на другие фильмы конца 90-х, которые преподнесли свои сюжетные и визуальные повороты более интересно и изящно.
6. Разоблачение (1994)
Общие впечатления и ожидания от виртуальной реальности были настолько высокими, что эта технология сумела просочиться даже в триллер о сексуальной дискриминации на рабочем месте. Фильм начинается, как довольно типичный эротический триллер 90-х («Роковое влечение» и «Основной инстинкт»). Майкл Дуглас предстаёт в роли Тома Сандерса, одного из боссов ИТ-компании, который переходит дорогу другому топ-менеджеру Мередит Джонсон (Деми Мур). В какой-то момент герой Дугласа получает повышение и становится на ступень выше своей коллеги — героини Мур. Мередит Джонсон решает расправиться с конкурентом и обвиняет Тома Сандерса в сексуальных домогательствах.
В третьем акте сюжет приходит к тому, где Сандерс, используя экспериментальное устройство, погружается в виртуальную реальность. Он использует базу данных в VR, чтобы раскрыть последний заговор Мередит Джонсон — она хочет добиться увольнения Джонсона.
Механические клавиатуры, ЭЛТ-мониторы и забавные VR-очки куда лучше говорят о годе создания фильма, чем мужские двубортные костюмы и ретро-начёсы у женщин. Более того, использование VR-гарнитуры для доступа к базе данных вызывает множество вопросов. Разве щелчок мышью по значку будет более быстрым процессом, чем блуждание по виртуальному пространству, похожему на католический собор?
5. Джонни Мнемоник (1995)
За четыре года до того, как мы узнали о красной таблетке, Нео и Матрице, Киану Ривз снялся в триллере, написанном Уильямом Гибсоном. «Джонни Мнемоник» имеет один из самых интересных и эклектичных актёрских составов среди научно-фантастических фильмов: здесь японская суперзвезда Такеши Китано появляется вместе с реппером Ice-T, есть и герой боевиков 90-х Дольф Лундгрен, один из символов европейского кино Удо Кир и бывший фронтмен хардкор-панк группы Black Flag Генри Роллинс.
Сюжет переносит нас в будущее, где данные могут быть легко украдены хакерами (кажется, это время уже наступило). Джонни работает курьером, который доставляет конфиденциальную информацию, храня ее в собственной голове. Как-то Джонни соглашается взять в себя огромный груз данных, который настолько велик, что ему приходится стереть собственные детские воспоминания, чтобы расширить память. Когда информацию загружают в голову к Джонни, он сразу оказывается на прицеле у корпораций и японской мафии, которые хотят заполучить информацию в его голове.
С одной стороны, «Джонни Мнемоник» приятно напичкан причудливыми спецэффектами (блочная компьютерная графика, угловатые декорации с обильным синим освещением), с другой — это кино выглядит как пророческое высказывание. Как показывают ежегодные взломы и утечки данных, некоторая информация действительно слишком «чувствительна», чтобы свободно передаваться через сеть.
4. Матрица (1999)
С точки зрения кассовых сборов, вот он — главный фильм про VR 90-х. В то время «Матрица» с гладкими стрижками ее героев и их тонкими солнцезащитными очками выглядела настолько модно, что было легко не заметить, насколько безумной была концепция фильма. Вдохновляясь аниме, философией, классической литературой и героическими кровавыми гонконгскими боевиками, «Матрица» представляла собой коктейль из научной фантастики и зрелища для массового зрителя.
Загадочный ментор Морфеус (Лоуренс Фишборн) проводит опытного хакера Нео (Киану Ривз) в мир иллюзорной реальности — Матрицу. И Нео узнает, что его уютная и скучная реальность на самом деле — компьютерная симуляция. Машины уже давно захватили планету, превратили человеческую расу в батареи и создали Матрицу — имитированную версию конца 90-х, которая держит всех милыми и пассивными, в то время как энергия постепенно высасывается из них.
Вооруженный этим знанием Нео присоединяется к группе сопротивления людей. Он узнает, что, по сути, смотря на новую реальность как на видеоигру, он может использовать ее сбои, чтобы стать в ней супергероем.
После выхода на экраны фильм стал сенсацией. Однако сегодня некогда передовые спецэффекты «Матрицы» являются ее самым устаревшим аспектом. Мне кажется, что блокбастер Вачовски не был лучшим фильмом о виртуальной реальности 90-х годов. Тем не менее, этому фильму всё же удалось зашить интересную киберпанковскую историю в кино для массового зрителя. На момент выхода «Матрицы» такой трюк пытались провернуть многие режиссёры, но удавалось это далеко не всем.
3. Тёмный город (1998)
Сначала я не хотел включать «Темный город» в этот список, поскольку в нём вы не найдёте громоздких VR-шлемов, тактильных перчаток и других атрибутов типичного триллера о виртуальной реальности в 90-х. Технология в этой картине не выставлена на всеобщее обозрение, она все же затрагивает те же проблемы, что и многие другие фильмы, упомянутые в этом топе. Например, как и «Тринадцатый этаж», это научно-фантастический нуар, но клаустрофобическая атмосфера «Темного города» и его кошмары выделяют этот фильм и делают его особенным, не похожим на другие.
Джон Мердок, сбитый с толку амнезией, просыпается в гостиничном номере, расположенном в грязном, тёмном мегаполисе. Мердок понимает, что только что кто-то совершил жестокое убийство, и всё указывает на то, что это он. Убегая с места преступления, главный герой преследуется группой людей, состоящей из лысых и бледных загадочных мужчин, которые называют себя Незнакомцами.
Великолепно срежиссированный, прекрасно снятый «Темный город» на год опередил «Матрицу» и может считаться ее более вдумчивым и глубоким по содержанию кузеном. Фильме еле-еле отбил бюджет в прокате, но при этом стал культовой классикой. Причём вполне заслуженно.
2. Странные дни (1995)
У этого дорогого для 1995 года научно-фантастического триллера была просто фантастическая родословная: сценарий, который Джеймс Кэмерон в соавторстве с Джейем Коксом написал для своей бывшей жены — Кэтрин Бигелоу, которая, в свою очередь, выступила режиссёром фильма. Но как и многие интеллектуальные, мейнстримные фильмы 90-х «Странные дни» не смог найти свою аудиторию и провалился в прокате. Сюжет картины исследует вуайеристские, вызывающие тревогу возможности технологий будущего.
ФБР разработало устройство, которое позволяет его пользователям почувствовать и пережить записанное на это устройство человеческое переживание: от оргий до грабежей и убийств. Рэйф Файнс играет Ленни Неро — неряшливого, дилера, который продаёт на чёрном рынке дискеты с определёнными чувствами. В какой-то момент у него оказывается дискета, где содержатся переживания о жестоком убийстве. Так он втягивается в запутанную историю, напоминающую заговор.
В отличие от многих других фильмов, где изображается ближайшее будущее 90-х годов, Лос-Анджелес в видении Кэтрин Бигелоу выглядит обоснованным и реалистичным, а её версия виртуальной реальности показана без излишнего использования спецэффектов, — всё это говорит о том, что «Странные дни» выглядят менее устаревшими, чем большинство других триллеров этого списка.
В своем обзоре 1995 года покойный Роджер Эберт предсказал, что «Странные дни» станут культовым фильмом. Если это еще не так, то, безусловно, картина заслуживает этого. Фильм Бигелоу — это одна из немногих картин 90-х годов, которая успешно показывает то, как на самом деле может выглядеть мир с технологией VR.
1. Экзистенция (1999)
Этот шедевр Дэвида Кроненберга — один из его последних настоящих боди-хорроров — имел несчастье появиться в течение нескольких недель после премьеры «Матрицы». Я до сих пор помню, как ходил в кино, чтобы посмотреть оба фильма. Один зал был битком, в то время, как другой, где показывали «Экзистенцию» был пустой, — за исключением меня и еще трех человек. Кстати, один из зрителей тогда встал в середине фильма и ушел, когда кому-то на экране прострелили щеку.
Несмотря на то, что и «Матрица», и «Экзистенция» вписываются в один и тот же дух времени эпохи игровых консолей PlayStation, эти фильмы так же различны, как мел и бензопила. «Матрица» — более гладкая и блестящая, тогда, как повествование в «Экзистенции» более ледяное, густое и тревожное.
«Экзистенция» — головокружительный, параноидальный триллер о легендарном геймдизайнере (Дженнифер Джейсон Ли), которая бежит вместе со своим стажёром (Джуд Лоу), когда фанатик на презентации новой VR-игры пытается убить главную героиню. С самого начала фильм погружает нас в мир, где все кажется немного кривоватым, странным — ни один из актеров не говорит со своим акцентом, игровые консоли выглядят как зародыши. Но по мере того, как главные герои уходят в виртуальную игру, которая, в свою очередь, запускает их в дальнейшую моделируемую реальность, они (и мы) начинают терять представление о том, что искусственно, а что нет.
Как и многие фильмы аналогичной тематики 90-х, «Экзистенция» рассматривает возможную ситуацию, когда игры становятся настолько реальными, что их нельзя отличить от повседневной жизни. Примечательно, что Дэвид Кроненберг видит в этом именно темные, страстные, даже эротические оттенки.
P.S.
Если вы дочитали наш перевод до конца, я хочу сказать, что очень этому рада и что можно обсудить этот текст, а также фильмы, упомянутые в нём, в комментариях. Более того, будет здорово, если вы напишите о том, какие ещё картины стоило бы упомянуть.