Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Не так давно мы публиковали в своем блоге статью о том, что все большее количество вендоров электронных потребительских устройств присоединяются к движению сторонников «права на ремонт». Конечно, причины, по которым компании делают это, разные, и далеко не всегда они руководствуются желанием помочь (хотя в некоторых случаях это действительно так). Как бы там ни было, но к движению «права на ремонт» присоединились такие гиганты, как Motorola, Valve, Samsung и Google. Они предоставляют как запчасти для ремонта своих устройств, так и инструменты (не бесплатно, конечно).
В целом, в большинстве случаев все хорошо — если пользователь хочет отремонтировать свое устройство при помощи оригинальных запчастей, он заказывает деталь и может без особых проблем все починить. В том случае, если у него хватит квалификации, конечно. На днях к «праву на ремонт» присоединилась и корпорация Apple, но в ее случае нюансов гораздо больше, чем у участников, которые уже были названы выше. Подробности — под катом.
Когда Apple решила присоединиться к программе?
Если коротко, то не сейчас. О том, что корпорация скоро предоставит инструменты и запчасти независимым сервисным центрам и обычным пользователям, стало известно еще в ноябре прошлого года. Тогда, после давления сторонников «права на ремонт» и законодателей, пойти навстречу «гаражному ремонту» были вынуждены многие производители.
Apple сдалась одной из последних, стараясь все эти годы «защищать пользователей», утверждая, что только сертифицированный ремонт позволяет владельцу устройства быть уверенным в его качестве. Но, как считают сторонники идеи «права на ремонт», на самом деле индустрия сервисного обслуживания и ремонта, то есть официальный сервис корпораций, фактически золотое дно для производителей устройств. Сколько приносит эта отрасль корпорациям — неизвестно, но судя по всему, немало.
Так, обычная замена треснувшего стекла iPhone в фирменном центре стоит $329, аккумулятора — около $69. Цены высокие и для большинства других сервисных и ремонтных услуг компании. В 2016 году журналистам удалось даже добыть документальные доказательства того, что Apple платит чиновникам, которые противостоят «праву на ремонт». Аналогичными вещами занимаются и многие другие компании, просто Apple – самый яркий пример.
Но как бы там ни было, корпорация Apple в ноябре 2021 года все же решила предоставить своим клиентам право на ремонт части устройств после многолетнего давления на нее со стороны чиновников, акционеров и активистов.
Корпорация заявила тогда, что целый год разрабатывала программу Self Service Repair, которая открывает для обычных пользователей и «гаражных» сервисов доступ к оригинальным запчастям, инструментам и руководствам Apple.
Кроме того, в марте 2021 года Apple расширила программу Independent Repair Provider на более чем 200 стран мира. Она дает возможность независимым сервисным центрам получать доступ к оригинальным запчастям Apple, инструментам, руководствам по ремонту и диагностике, но их сотрудникам требуется пройти сертификацию в Apple.
И полгода не прошло…
На самом деле, прошло несколько месяцев, как раз примерно полгода, прежде, чем Apple выполнила обещание и запустила услугу ремонта устройств пользователями. Она сделала ее доступной сначала для жителей США, а чуть позже обещает масштабировать программу, расширив географию присутствия.
Если вы читаете наш блог, вас могут заинтересовать эти тексты:
→ Как оптимизировать траты на аренду инфраструктуры
→ Готовый реестр контейнеров — кому нужен и как использовать
→ Как мы запустили удаленный регион облака в Узбекистане
Корпорация представила около двух сотен разных запчастей, плюс манулы и ПО, которое дает возможность ремонтировать свои и чужие устройства. Среди деталей, доступных для пользователей — экраны, аккумуляторы, камеры и другие детали. Правда, все это — только для iPhone 12, iPhone 13 и iPhone SE 3. Что делать с предыдущими моделями? Риторический вопрос, ремонтировать точно так же, как это происходило все это время.
В рамках программы говорится, что все запчасти спроектированы самой компанией, так что проблем с ними быть не может. Они протестированы, проверены и все такое прочее. Запчасти пользователям будут продавать по цене, аналогичной той, что действует для сертифицированных ремонтных сервисов. Кроме того, будут действовать пункты приема старых деталей для устройств компании — за них можно будет получить компенсацию в пару десятков долларов США.
И есть нюансы, причем немало
Первое — то, что сами запчасти стоят немало. Во многих случаях ремонт устройства становится просто невыгодным в силу стоимости запчастей.
Второе — для того, чтобы ремонт был гарантированно правильным, по мнению компании, она предоставляет специальные инструменты для ремонта. Они собраны в двух чемоданах, которые весят около 16 и 19 кг — и это только инструменты для ремонта iPhone 12, iPhone 13 и iPhone SE 3. Что там будут за наборы для ремонта макбуков, и представить страшно, вероятно, привозить все это будут как минимум на грузовике.
Ситуацию «упрощает» то, что если у пользователя iPhone SE, то нужен только один чемодан, а вот для 12 и 13 модели устройств понадобятся сразу два кейса. И, понятное дело, все это тоже не бесплатно, в неделю аренда инструментов обойдется с $49. Для сервисного центра, через руки которого в день проходит несколько десятков телефонов, это может быть приемлемой ценой. Но для обычного пользователя? Явно нет, все это как-то не очень похоже на DIY-ремонт.
Третий нюанс — основные компоненты, оригинальные запчасти от Apple, по программе «отремонтируй сам» можно приобрести лишь при указании IMEI или сейрийника устройства. После того, как деталь получена, ее нужно при помощи специализированного ПО «привязывать» к устройству. С одной стороны, все логично, ведь предполагается, что ремонтировать устройство должен сам пользователь. С другой стороны, сложно себе представить, чтобы кому-то хотелось отремонтировать свой девайс настолько сильно, что этот человек закажет чемодан или два инструментов, сильно недешевые запчасти, а потом еще и будет все это синхронизировать.
В целом, все то похоже на программу «для галочки». Программа DIY-ремонта вроде бы и действует, но ее условия таковы, что большая часть пользователей просто не увидит смысла в работе с ней. В сообществе iFixit даже заметили, что эта программа не соответствует требованиям законодательства «права на ремонт» в США и некоторых других странах. Возможно, чуть позже ситуация наладится, но пока что все обстоит именно таким образом.