Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Этот текст должен был бы появиться год назад, когда случился первый карантин. Но в марте 2020 всем казалось, что COVID-19 продлится максимум до середины лета; и глубоко погружаться в "indoor training" нет смысла. Пару-тройку месяцев перетерпеть, и хватит. Сейчас, может быть, наоборот, уже поздно — но лучше поздно, чем никогда!
Текст не претендует на какое-то откровение. Только среди моих приятелей первый Zwift-велосипедист появился четыре года назад, а первый Zwift-бегун — в апреле 2020. То есть с новаторством я точно опоздал.
Здесь, на Хабре, упоминание Zwift я нашёл в четырёх материалах. Более того — один посвящён DIY-гаджету под него. Но удивительным образом нет рассказа о том, что вообще такое Zwift, в чём его прелесть, и кому он может быть полезен. Ровно таким рассказом является этот текст. Честно признаюсь, он получился довольно длинным (и это я его ещё урезал в полтора раза!)
Прежде чем начать, два дисклеймера.
Первый — на момент публикации на Хабре я уже посвятил Zwift изрядное количество часов, и пишу о нём в довольно позитивном ключе. Но ни он, ни другие бренды, упоминающиеся ниже, ни кто либо ещё эту статью у меня не заказывали, не проплачивали и никак меня на её написание не стимулировали. Увы, в наше время это приходится проговаривать отдельно.
Второй — всё, что написано ниже, написано про беговую составляющую Zwift. Я пока что не тестировал велосипедную (да про неё и сильно больше материалов в интернете). У них много общего, но есть и различия. Имейте это ввиду.
А теперь — поехали!
Что вообще такое этот Zwift?
Спортивная онлайн-видеоигра. Или геймификация занятий спортом. И то и другое — верно. И то и другое — не полностью объясняет, о чём речь; хотя второе — чуть ближе.
Спортивные видеоигры, вообще говоря, не новость. Я говорю не о симуляторах, вроде серий NHL или FIFA; но о тех играх, которые управляются движениями всего тела — а не только лишь пальцев — игрока.
Microsoft подняла эту тему еще десять лет назад, когда вышел моушен-сенсор Kinect для XBOX360 и игры к нему, вроде Kinect Sports:
Kinect отжил свой продуктовый цикл и отправился на заслуженный покой. А буквально через год после этого вышла Ring Fit Adventure для платформы Nintendo Switch — игра, которая превращает обычную зарядку (приседания, выпады, и т.д.) — в полноценный геймплей с монстрами и сражениями.
Ring Fit Adventure разошлась огромным тиражом. Последняя известная цифра на момент публикации текстов — 8 миллионов копий.
Для сравнения — хайповая Ghost of Tsushima, одна из самых популярных игр 2020-го года, доступная на более популярной PlayStation 4 и стоившая в полтора раза дешевле, собрала примерно столько же.
Несложно понять, почему Ring Fit Adventure так выстрелила.
В самоизоляционный 2020-й, когда в моду вошли шутки про «проявлял гражданскую ответственность — лежал на диване», возможность как-то поддерживать тонус, да ещё и в игровой форме, оказалась очень кстати.
Вот и тема статьи, Zwift — того же поля ягода, только вместо зарядки у него акцент на велоспорт, бег и MMORPG-составляющую (что? да!)
Zwift — игра не новая. Бета-версию выпустили шесть с лишним лет назад, и годилась она тогда только для велосипедистов.
Сейчас велорежим Zwift — это популярный сервис, работающий на платной подписочной основе. А три года назад появился и беговой режим. Он — бесплатный. И вот о нём-то я и хочу поговорить.
В категории “indoor training” у Zwift хватает альтернатив. Kinomap, Peloton, Rouvy, Bkool, и ещё ряд названий, которые вы либо ни разу не слышали, либо непонятно, зачем читаете эту статью.
Сложность с этими приложениями (помимо того, что многие из них не умеют в бег) заключается в том, что большинство из них работает только на специфическом совместимом оборудовании.
Zwift же, как справедливо заметил блогер-триатлет Рэй Мэйкер,— это такой Макдональдс среди подобных аппов. Не в том смысле, что сладкий и жирный, а в том, что наиболее доступный среди остального. Про это — в следующей секции.
Как собрать Zwift-сетап?
С вышеупомянутой Ring Fit Adventure для Switch всё просто и понятно: есть консоль, есть игра, есть ровно одна модель обруча, с которой можно в неё играть. Максимум — расцветки разные. Альтернатив нет.
С Zwift всё с одной стороны — сложнее, с другой — разнообразнее.
Что необходимо для бега с Zwift?
То, на чём мы запустим его клиент,
То, на чём мы будем бегать (беговая дорожка),
И то, с помощью чего мы будем передавать данные.
Начнём с самого простого. Zwift можно установить на мобильные и планшетные Android и iOS, на десктопные Windows и Mac, и даже на Apple TV (на Западе этот вариант крайне популярен).
Теперь про беговую дорожку.
Есть «умные» модели, которые умеют посылать данные в Zwift, но большинство из них стоит неоправданных (на мой взгляд) денег; да и в России их ещё поди найди!
На самом деле подойдёт любая беговая дорожка: складная или стационарная, электрическая или механическая, с электрическим регулятором угла наклона или без него.
Самые дешёвые модели на Авито начинаются от 5,000₽, и за вдвое большую сумму уже точно можно взять рабочий вариант.
Или купить новую — на Яндекс-маркете есть несколько вариантов в районе 15,000₽. Серьёзные модели, конечно, будут стоить дороже, но мы и говорим о нижней планке. Верхняя зависит только от вас.
Кстати, на случай, если вы хотите попробовать беговую дорожку, но не готовы вот так сразу её покупать, в России немало сервисов аренды беговых дорожек. Это весьма бюджетно и минимальный срок аренды там обычно — всего два дня.
С дорожкой разобрались, с приложением разобрались. Как передавать данные с одного на другое, если у вас не «шибко умная беговая дорожка за сотни нефти»?
Zwift воспринимает как Bluetooth-сенсоры, так и те, что работают по спортивному протоколу ANT+ (если купить соответствующий ресивер, их немало на Aliexpress).
Два сенсора Zwift продаёт сам: NPE Runn, который крепится на беговую дорожку и считывает движение её полотна, и Zwift Footpod, который крепится на кросовок.
Умеет Zwift работать и со сторонними «футподами»: например, от Garmin, Polar, Stryd.
Хороший вариант для тех, кто бегает и на улице — смарт-часы Garmin Forerunner 245 или 945. Из них Zwift тоже умеет тянуть данные через активность Virtual Run. Мой Forerunner — на одно поколение старше (935) и с Zwift ещё не работает. А жаль — сэкономил бы мне некоторое количество возни.
Для любителей DIY есть даже возможность сделать свой собственный ANT+ сенсор на основе Raspberry Pi и я всерьёз раздумывал, не совместить ли любовь к бегу с любовью к DIY, но решил, что не в этот раз. Ссылку на мануал, тем не менее, оставлю.
Хватает и экзотических вариантов. Например, у Under Armour есть серия кроссовок с уже встроенным сенсором.
Я поначалу скептически отнёсся к этому варианту, но потом посмотрел цену кроссовок, сравнил с ценой других сенсоров, и знаете что… это далеко не самый дорогой вариант. А иметь отдельную пару кроссовок под беговую дорожку — всё равно неплохо; чтоб не мыть их каждый раз после улицы.
В общем, вариантов сенсора немало. Не скажу, что все из них одинаково легко добыть в России: изобилия, пожалуй, нет; но кое-какое разнообразие — точно есть.
Раз уж мы о сенсорах, нужно сказать и о пульсометрах.
Пульсометр не обязателен для бега в Zwift, и о том, что его вообще можно бы подключить, я вспомнил далеко не в первую пробежку. Но если он вдруг у вас есть, то почему бы и нет? Больше данных богу данных! Мой пульсометр Garmin HRM-Tri подтянулся Zwift’ом так же легко, как и сенсор скорости/каденса.
К чёрту подробности! Как в это игр… эээ… бегать?!
Насколько непростым может кому-то показаться прошлый пункт, ровно настолько же понятен этот. Если вы периодически играете в казуальные игры на смартфоне или планшете, то вопросов к интерфейсу у вас не возникнет.
Первый запуск (вместе с пейрингом устройств) будет выглядеть примерно так:
Ваш аватар по умолчанию появится в стартовой локации: на виртуальном острове Watopia, а если точнее — на четырехсотметровом треке под названием May Field. И, если в процессе бега не пользоваться клавиатурой или тач-экраном, то именно по этому овалу вы и будете бежать вместе с десятками других спортсменов.
Что от вас требуется? Да в принципе ничего, и это прекрасно. Просто бегите (для начала — идите), выставив комфортную для себя скорость на беговой дорожке. Наслаждайтесь видами. Пугайте местных птиц. Радуйтесь капающей «экспе». Пяльтесь на проезжающих и пробегающих мимо.
«Подруливать» не требуется — во все повороты одной локации игра будет поворачивать за вас. Меланхолично осмотрите интерфейс и выведенные на него показатели, от темпа до каденса. Если вдруг ничего в этом не понимаете — не страшно, разберётесь со временем. Просто идите.
Ко второй-третьей пробежке установите на смартфон Companion App. Сможете подбадривать пробегающих (или проезжающих — велосипедисты с бегунами существуют в одном виртуальном мире) мимо, писать дурацкие сообщения в чат, и, самое главное, свернуть наконец с изученного вдоль и поперёк «Майского Поля».
Когда впервые уходишь с этого трека, предполагаешь: ну, наверное, в мире ещё 5–6 примерно таких же по размеру зон. Хо-хо! Там десятки километров уникальных трасс, проходящих через разные ландшафты и достопримечательности. Вот, например, небольшая нарезка того, через что я пробежал только за одну небольшую тренировку в 6 километров. А ведь это — лишь маленький кусочек острова.
На случай, если Watopia наскучит, есть и другие локации, вроде Лондона, Нью-Йорка, Иннсбрука и Парижа. Они, конечно, чуть менее разнообразны в пейзажах — именно в силу того, что основаны на реально существующих местах.
Что ещё? Есть групповые забеги, готовые маршруты, отдельные тренировки и тренировочные планы с полноценным коачингом, даже виртуальный пейсмейкер!
Для тех, кто любит статистику и чтобы всё собиралось и агрегировалось в одном месте, — из Zwift есть полноценный экспорт активности в серьёзные спортивные приложения, вроде Strava и TrainingPeaks. Да, делается пометка, что пробежка — виртуальная, но в остальном все показатели записываются и учитываются в вашем профиле наравне с бегом по улице.
Даже скриншот в поле фотографии подтягивается. И карта! Да, карта виртуального острова подтягивается в полноценный картографический сервис! Вот, например, одна из таких моих пробежек, загруженных в Strava.
Уровни, ачивки и кастомизация аватара
Чем Zwift отличается от тысяч других беговых мобильных приложений: от Runkeeper и Endomondo до Runtastic и даже Strava?
Zwift — это не столько приложение для учёта бега, сколько приложение для мотивации бегать. Достигается это, конечно, игровой составляющей. Давайте поговорим о ней.
В игре вы представлены аватаром. Аватару можно настроить внешность, и выбрать что-то из одежды. Поначалу выбор — крошечный, но в этом и суть. Начав бегать, вы столкнётесь с тем, что в стартовой локации вы — один из многочисленных новичков в одинаковых оранжевых футболках. Но вокруг вас — бегают и гоняют на велосипедах ребята, явно одетые помоднее! Очевидно, что это исключительно косметические улучшения, никакая футболка не поможет вашему аватару бежать быстрее; но выделиться из однообразной толпы хочется всегда. А как это сделать?
Прокачиваться в уровнях! Опыт в игре дают… за что бы вы думали? Удивительно, но — за бег! 10 очков опыта за каждые 250 метров.
Забавный факт: в зависимости от того, какую систему мер вы выберете — метрическую или английскую (imperial), скорость накопления опыта выйдет немного разная. В метрической — капает 10XP за четверть километра, в английской — 15XP за четверть мили. Но миля равна вовсе не полутора километрам, а 1609 метрам. Так что в странах с метрической системой вы при прочих равных будете получать опыт на 7% быстрее!
За тренировки дают больше опыта, чем за свободный бег в удобном вам темпе. Его количество будет зависеть от длины и сложности интервала, а также от того, насколько качественно вы его пройдёте; за это на каждом успешном интервале тренировки дают «звёздочки».
Зачем нужен опыт? Что за него дают?
Во-первых, шмотки. О, с каким удовольствием вы меняете ту самую первую оранжевую футболку на… зелёную? Синюю?! Казалось бы, мелочь, но когда понимаешь, что в прямом смысле слова на неё «напотел», это ощущается неслабой наградой! Помимо футболок можно менять шорты, кроссовки, головной убор, очки… даже носки!
Во-вторых, с опытом и ростом в уровнях у вас раскрываются маршруты в Watopia. Часть из них доступна сразу, но некоторые — недоступны на низких уровнях, а это вполне себе дополнительный контент.
Прогрессия с одной стороны — щадящая (за восемь пробежек я взял четвертый уровень, за восемнадцать — шестой); с другой — до максимального для бегуна 21-го уровня добираться придётся долго. Это примерно 2,000 километров на дорожке. Меньше — если бегать тренировки.
Что есть кроме опыта? Достижения, они же ачивки, они же бейджи.
Есть ачивки за регулярность (N тренировочных дней подряд), за социализацию, за количественные показатели, будь то темп на конкретном участке или общее расстояние. Есть достижения за первое успешное прохождение какого-нибудь маршрута.
Мне особенно нечем похвастаться, я пока открыл довольно мало ачивок; на видео с пейзажами как раз есть момент получения одной из них.
Но именно потому, что достижения выдают редко (и с помпой на пол-экрана, а не маленьким уведомлением, как, скажем, у Steam), каждое — создаёт полноценный wow-эффект!
Насколько Zwift популярен?
С представленностью игры в России — всё очень плохо.
У самого крупного сообщества ВКонтакте — лишь немногим больше 800 подписчиков. Бегунов среди них единицы, в основном — велосипедисты.
В процессе пробежки по игровому миру вы видите список проезжающих/пробегающих рядом. С именами и флагом страны, прямо как в спортивных трансляциях.
И наматывая километры, вы будете неприятно (или приятно, это уж от вас зависит) удивлены тем, как мало среди этих «соседей» будет россиян. Я за сотню километров и тысячи «попутчиков» — видел пока четырёх; бегунов среди них — ни одного.
Пару месяцев назад проводился чемпионат, из которого можно узнать, что в топ-22 стран по количеству Zwift-подписчиков попадают, например, Норвегия, Ирландия и Новая Зеландия (население каждой — в районе 5 млн. человек).
А Россия, где в одной Москве живёт больше народу, чем в этих трёх странах суммарно — не попадает. О причинах этого можно долго спорить, но факт остаётся фактом.
Международное сообщество у игры — огромное. У Фейсбучной страницы Zwift — 310 тысяч подписчиков, одновременный онлайн в самой игре — десятки тысяч человек в любое время суток.
Почему Zwift — это круто?
Прошлый год достаточно красноречиво ответил на этот вопрос, но я всё же сформулирую.
Есть сотни причин, по которым у вас может не быть возможности заниматься на улице. От национального локдауна или слабого иммунитета до банальной метели на улице. В наших широтах зима длится полгода.
Возможно, лично у вас прекрасный обмен веществ, и вы не набрали вес, сидя на карантине. А многие — набрали. Возможно, лично у вас крепкий иммунитет, и он не ослаб за время безвылазного сидения дома. А у многих — ещё как ослаб. Потому что даже банальная поездка на работу и обратно — хоть как-то тонизирует организм. А сидение перед монитором — вообще никак. Только жопа отрастает.
Поэтому некоторые мои знакомые закупили в прошлом году уже упомянутый Ring Fit Adventure на Switch. И занимаются там.
Другие, как я, озаботились беговыми дорожками или велотренажёрами. У тренажёров, однако, есть один серьёзный минус по сравнению с бегом или велопоездкой на свежем воздухе:
«скучно, девочки»™.
Если есть возможность поставить тренажер перед телевизором или монитором — это еще куда ни шло. А если нет? Одно время я бегал, глядя в стенку. Удовольствие ниже среднего даже если в наушниках — интересная аудиокнига.
Хорошо, допустим, удалось поставить дорожку перед телевизором. Вы включили любимого ютуб-блогера или стримера, и таким образом закрыли для себя вопрос развлечения. Так я делал всю прошлую весну. От процесса бега и комнатного окружения это действительно худо-бедно отрывает.
Но какие аспекты такой подход, в отличие от Zwift, не закрывает? Я вижу четыре: социальный, спортивно-соревновательный, мотивационный (и анти-демотивационный!) и обратную связь.
Социальный
Самый неочевидный, если вы никогда не участвовали в беговых мероприятиях. Но для меня он оказался одним из самых сильных.
Zwift довольно неплохо создаёт ощущение того, что ты бежишь не один, что ты занимаешься спортом там, где вокруг тебя все остальные тоже занимаются тем же спортом, и это атмосфера принятия и уважения, в противовес тому, что я обычно получаю, когда бегу вечером, скажем, по Дербеневской набережной.
Чувство плеча. Чувство того, что заниматься спортом — нормально, естественно, и вокруг много других людей со всего мира, у которых та же цель, что у тебя.
Вас может обогнать старушка из Новой Зеландии. Вам может накидать лайков проезжающая группка канадских велосипедистов. Появляется спортивная идентификация, подтверждение себя как homo ludis, человека спортивного. При этом мир позволяет выбрать уровень социализации, удобный лично вам. Хочется — бегайте там, где побольше народу, не хочется — убегайте дальше от виртуальной «цивилизации», вас никто не осудит.
Спортивно-соревновательный
Как уже отмечалось, фокусируясь на очередном госте Дудя или трансляции у стримера, вы абстрагируетесь от комнаты, где стоит беговая дорожка. Но вместе с ней — и от себя на этой дорожке. А вообще-то зря, там есть полезные вещи, вроде каденса, пульса, необходимости регулярно пить воду, и т.д. Zwift вам всё это покажет и про всё напомнит.
Если во время пробежки игнорировать её процесс, не будет создаваться мысленная связь инвестированного в бег времени с конкретным результатом. Не будет попытки сравнивать результаты разных пробежек между собой, ведь вы не следите за их процессом, а значит и нет позыва улучшить результат.
YouTube и Twitch не скажут вам, что сегодня у вас новый рекорд на километр, и что за эту неделю вы их пробежали уже целых 20! Поэтому у вас не возникнет желания на следующей неделе — пробежать 25.
Не будет и стимула в виде других игроков. Ни удовольствия от того, что обогнал за пробежку пятерых, ни лёгкой зависти к вон тому канадцу, который уверенно держит темп аж вдвое быстрее, «тоже так хочу!»
Мотивационный
Здесь сразу много всего. Начиная от мелких точечных моментов (как-то тянет ускориться, когда вас обгоняет та самая новозеландская старушка) и заканчивая чётко выстроенной геймификацией (коачинг, капающая экспа, похвалы, ачивки, разблокирующиеся по мере прокачки шмотки для аватара, и вот это всё).
Для многих проблема — в поддержании регулярности. Я думаю, у вас есть знакомые, когда-то давно купившие велотренажёр или беговую дорожку. У скольких из них тренажёр спустя полгода-год превратился в вешалку, пылесборник или просто уехал в сложенном виде в дальний угол балкона? Что, даже быстрее, чем за полгода? Вот-вот.
Это происходит по разным причинам, но чаще всего — именно из-за отсутствия положительного подкрепления. «Я залезаю на беговую дорожку, стараюсь, потею, а всем пофиг! Никто меня такого замечательного не хвалит!»
Мы вроде бы и понимаем, что делаем это «для себя, для своего здоровья, для своего будущего» — но мозг не обманешь. Он знает, что «для себя» мы могли бы и тортика вместо этого съесть. За это тоже никто не похвалит, зато сахар, эндорфины, счастье…
Zwift умеет хвалить за всё. Прошёл 250 метров? Ай молодец! Накопил немножко опыта? Смотри, мы твоему аватару новую фиолетовую футболку в гардероб подогнали. И ещё солнцезащитные очки! Три раза похвалил бегущих рядом? Держи ачивку!
Если бы с каждой беговой дорожкой изначально шёл комплект Zwift, то отток людей, пытавшихся на них заниматься был бы значительно ниже.
Анти-демотивационный
Мне знакомо сразу несколько человек, которые недовольны своей формой. Но это бы ещё полбеды! Вторая половина беды в том, что у них это работает в формате рекурсии: «Я полный человек, мне бы сходить в зал или начать бегать. Но я не могу пойти в зал или бегать на улице потому что там все будут надо мной смеяться из-за того, какой я полный человек».
Оставив в стороне валидность подобных опасений (за 11 лет в спортзалах я ни разу не видел, чтобы на кого-то хотя бы косо посмотрели из-за комплекции, но ваш опыт может отличаться), сам страх понять можно. Как здесь помогает Zwift?
Помните классический слоган фильма «Чужой»? “In space no one can hear you scream”.
Ну вот а в Zwift никто не знает, как вы выглядите. И даже если вы идёте со скоростью 5 километров в час, никто не знает: то ли вы неторопливый новичок, то ли вы КМС по лёгкой атлетике, но сейчас у вас — час лёгкой ходьбы.
В этом смысле вы получаете все плюсы социального и соревновательного аспекта, и при этом оставляете за собой визуальную анонимность.
При этом именно людям с подобными страхами очень важно положительное подкрепление. Неделю назад я прошёл на дорожке полтора километра, а сегодня — два! Месяц назад средний темп на километр был одиннадцать минут, а сегодня — десять!
Стыда перед Осуждающим Качком из Спортзала — нет. А прогресс есть!
Обратная связь
Мы живём в эру, когда Илон Маск запускает автомобили в космос; кажется, пора уже перестать удивляться мелочам технического прогресса. И всё же, каждый (и особенно — первый) раз, когда вслед за вашими шагами по полотну беговой дорожки, начинает ускоряться до соответствующего темпа и ваш аватар — это немножко магия.
Возьмём любую компьютерную игру с тем же самым видом «из-за спины, от третьего лица», который используется в Zwift. У персонажа, как правило, всего 2 варианта скорости — «идти» и «бежать». И если это не стелс-шутер, а настройки позволяют, то именно в режиме «бежать» вы и проходите всю игру. Это одно и то же «бежать», с одной и той же скоростью.
Иногда есть отдельное ускорение (“sprint”), которое расходует энергию или выносливость, и требует восстановления. Эта механика обычно (см. Diablo-2) приносит только раздражение. «Опять энергия кончилась и персонаж устал, ну ок, постоим или пойдём медленно, пока она не восстановится и снова можно будет бежать».
У вас нет геймплейного отождествления с вашим аватаром на экране.
“All I do is pull a plug here, but there… you have to watch Apoc die”, говорил Сайфер в первой Матрице. Только здесь это работает наоборот: в игре выдохся и страдает от одышки персонаж, но ведь вы всего-то держали зажатой кнопку бега. Чего это он, а?!
В Zwift, напротив, есть то самое геймплейное отождествление. Геймплей — это ваш бег, а манипулятор — не клавиатура, не мышка и не геймпад, а ваше тело. Минус в том, что аватар не сдвинется ни на метр, если вы не пройдёте этот метр своими ногами. Плюс — в том, что в отличие от всех остальных манипуляторов этот становится лучше, чем больше вы играете.
Слабые стороны
Разумеется, слабые стороны в Zwift тоже есть. Хотя скорее это слабые стороны самих беговых дорожек.
В первую очередь — шум в сторону соседей. Если выйти бегать на улицу я могу в шесть утра или в час ночи, и никому там не помешаю, то с беговой дорожкой я разбужу соседей и сверху и, особенно, снизу.
Я пока экспериментирую с резиновыми ковриками и подкладками под беговую дорожку, чтобы минимизировать вибрацию и шум, уходящие в пол; но это в любом случае — полумера. Как минимум звук удара кроссовком по беговому полотну никуда не денется. Поэтому сейчас я просто стараюсь бегать в то время, когда соседи скорее всего не спят.
Ещё одна сложность — многие предзаготовленные игрой тренировки требуют изменения угла наклона бегового полотна в процессе пробежки (например, стартуешь с наклоном в 5°, потом переходишь на 7°, а к концу пробежки — на 10°. Но у самых дешёвых дорожек редко бывает электронная настройка угла наклона, которую можно менять нажатием кнопки. Либо её нет вовсе, либо она механическая и требует остановки.
Это, очевидно, не проблема Zwift, да и в целом — невеликая проблема. Можно бегать те тренировки, что без особых подъёмов (их немало), или попросто игнорировать рекомендацию сменить угол.
Моя беговая дорожка имеет всего два положения: «с небольшим наклоном» и «вообще без наклона», поэтому я просто бегаю в первом положении, и не переживаю.
В заключение
За год, пока я фоново интересовался темой Zwift, перечитал немало зарубежных рецензий. В них часто встречается в разных формулировках одна и та же мысль:
“I’ve widely considered myself to be an outdoor runner and never really enjoyed running on a treadmill. But this app has made the experience more enjoyable and I do see a lot of advantages.”
© Robert Sanders
“Yes, I just ran in Zwift. For real. On purpose. And somehow, someway… it didn’t suck this time.”
© Ray Maker
Могу подписаться под обеими цитатами.
Я никогда не любил беговые дорожки. Я начинал с бега по улицам, пробежал по ним три марафона, и планирую продолжать. У меня нет цели «уходить в квартиру насовсем».
Долгое время бег на тренажерах был для меня в лучшем случае — вынужденным эрзацем полноценного процесса, а в худшем — довольно-таки неприятной монотонной процедурой.
Но Zwift на его нынешнем этапе развития настолько неплох (несмотря на отдельные косяки интерфейса и поведения), что делает этот процесс куда более приятным, и, вообще-то говоря, даёт массу преимуществ.
На уличной тренировке, даже с голосовым ассистентом очень сложно держать заданную скорость (в лучшем случае — весьма широко очерченную зону) и ещё сложнее — переходить с одной заданной скорости на другую. Очень сложно в режиме реального времени следить за каденсом.
GPS и акселерометр, на основе которых работают мобильные приложения и даже смарт-часы — не идеально подходят для конкретно этих задач. А вот сенсор на кроссовке в домашних условиях, когда показатели выводятся прямо перед вашими глазами — отлично.
Год назад, в разгар первой волны ковида, я едва мог вытерпеть пять километров на дорожке. И это параллельно с просмотром Ютуба или Твича. Мой мозг получал разнообразие видеоконтента, но не получал обратной связи на совершенные ногами действия, и это раздражало.
Я продолжал бегать, потому что были конкретные цели; но удовольствия от такого бега — не получал. Желания «а может ещё минут десять побегаем?» не возникало.
Сейчас, с Zwift я (пока что?) не чувствую психологической усталости от расстояния. Может быть, в будущем оно и появится, но пока что — нет. Наличие пусть и виртуального, но мира, который ты перебираешь своими ногами и физически это ощущаешь — очень сильно помогает.
Ну и, будем честны, мне отдельно очень нравится, что беговое направление Zwift, в отличие от велосипедного, бесплатное. Сомневаюсь, что так будет всегда, но последние три года это так работает. А пока работает — надо этим пользоваться!