Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Бизнес-архитектура и ее место в компании
Простая истина: чем комфортнее и красивее город, тем более приятно и удобно в нем жить. Архитектура города – это не только архитектура конкретных зданий и сооружений, но и сама их совокупность, создающая пространственную среду для жизни и деятельности человека. И чем лучше структурировано пространство вокруг в части зданий, маршрутов, оказываемых услуг – тем нам удобнее.
Таким образом, архитектура в городе – это наука не только о строительстве и проектировании, но еще и о структурировании.
Также на предприятии. Бизнес-архитектура – это целостная и интегрированная модель компании, которая связывает стратегические, структурные, технологические и информационные аспекты. Она есть всегда и является частью корпоративной архитектуры.
Согласно методологии TOGAF, через бизнес-архитектуру происходит постановка бизнес-целей и управление ИТ-архитектурой. Она связывает стратегию и тактику, помогает лучше понять потребности в целом.
Структурирование разрозненной бизнес-информации, связь ее элементов в целостные группы необходимы для формирования бизнес-ландшафта. Чем понятнее бизнес-ландшафт, тем удобнее управлять им и, как следствие, компанией.
Управление бизнес-архитектурой – это процесс, которым нужно заниматься: своевременно обновлять данные, обрабатывать и анализировать их. Из этих же данных, например, обычно формируется бизнес-стратегия.
Взгляд со стороны ИТ
Зачем вообще разрабатывать единую архитектуру для работы компании? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения Блока информационных технологий Страхового Дома ВСК.
Во-первых, часто бывают случаи, когда Заказчик и Исполнитель смотрят по-разному на одну и ту же автоматизацию. Поэтому единый взгляд очень важен, как и единое мерило (которое имеет однозначное трактование «да» или «нет).
Во-вторых, сейчас десятилетие автоматизации и цифровизации. Идет большой объем перевода еще некогда ручных процессов в «цифру». И чем более понятен бизнес-ландшафт, тем более качественные решения принимаются до начала автоматизации (без последующих переделок или решений «в ведро»).
Поэтому для нас целью внедрения бизнес-архитектуры являются формирование в Компании единого прозрачного понимания уровня автоматизации бизнес-ландшафта и переход к управлению ИТ-архитектурой через бизнес-составляющие.
При проектировании решения важна не только детализация требований в постановке на автоматизацию, но и понимание того, как это повлияет на бизнес-ландшафт. Порой непонимание уже реализованного функционала приводит к его дублированию или реализации его в непрофильных системах. Поэтому появляется ИТ-зоопарк. Чтобы этого избежать нужна бизнес-архитектура и приземление всех задач на автоматизацию через бизнес-ландшафт.
Основные бизнес-составляющие
Так случилось, что в один момент ИТ-архитектура нашей компании устарела и перестала отвечать на вызовы рынка. Развитие ее стало долгим, дорогим и мучительным. Появилась явная цель – избавиться от старых приложений (legacy out) и реализовать новые.
Это очень непростая задача, так как старые приложения выключать можно только после полного перевода функционала в новые. А это множество каналов продаж, страховых продуктов и услуг, агентов и партнеров компании. Но кроме самого перевода появилась еще одна важная задача – понять и выяснить, что такое полный перевод. И сколько нужно времени для его выполнения.
Сервисы
Работая над переводом функционала устаревших приложений в целевую архитектуру, мы определи такой элемент как сервис.
Если бизнес-процесс – это графическое описание последовательности шагов, выполняемых сотрудниками по одной или нескольким бизнес-функциям, а его цель – повышение эффективности процессов компании; то сервис – это услуга, предоставляемая клиенту и имеющая для него ценность. Основная цель сервиса – повышение клиентоориентированности.
В методологии Agile, во фреймворке SAFe, есть понятие «Value stream». Это картирование – сбор и анализ информации о процессах в потоке, оптимизация операций с точки зрения ценности действий и целесообразности затрат. Ценность рассматривается с точки зрения клиента.
Можно сказать, что наши сервисы – это маленькие велью стримы. Они нарезаны вокруг услуги, продукта, канала продаж и взаимодействий.
Сервис состоит из тех показателей, которые оценивают качество. Именно на их основании сегодня есть возможность расчета как процента перехода в целевую архитектуру, так и уровня, и качества автоматизации.
Способности
Способность (Capability) – это умение (или навык) компании. Мы только начинаем работу в этом направлении. На данный момент совместно с Ассоциацией ФинТех (далее - АФТ) разработан драфт функциональной карты страхового рынка. На ее основании реализован каталог способностей до 3 уровня.
Каждую из способностей можно детализировать на бизнес-функции (4ый уровень) и смаппировать на сервисы. Такой подход обеспечит связь сервисов и бизнес-процессов.
Дашборды
Речь идет о визуализации показателей в информационном разрезе компании. Дашборды представляют собой матрицу, имеют цветовую идентификацию и возможность Drill Down.
Цель реализации: быстро определить те разрезы, которые требуют улучшения, и получить картину того, какие существуют недочеты и слабые места.
Архитектура решения
Первично весь учет и отчетность по сервисам мы вели в Excel, где были тысячи строк и сотни столбцов. Работая на удобством и новыми требованиями, которые не возможно реализовать в Excel, мы начали работу над ПО для управления бизнес-архитектурой.
Фронт работ над ПО: развитие функционала по первичному учет сервисов, интеграция с Jira, автоматическое обновление дашбордов, формирование требований и разработка функционала по работе со способностями.
Касательно сервисов, важно отметить следующие пункты:
по каждому сервису необходимо определить реального владельца, отвечающего за его развитие;
для каждой задачи в Jira необходимо указать сервис и/или способность;
дашборды должны стать инструментом визуализации для планирования и развития.
Перспективы развития
В 2022 году мы определили целевую концепцию и разработали базовый функционал по сервисам. Далее рассматриваем следующий план взаимодействия с Бизнесом:
ИТ дорабатывает инструмент, осуществляет первичное наполнение данными и использует дашборды для общения с Бизнесом об уровне и качестве автоматизации;
если Бизнес не согласен с предоставленной информацией, то через ответственных осуществляется ее корректировка.
Стратегия развития бизнес-архитектуры следующая:
первичный сбор данных и визуализация: ручной ввод данных об уровне и качестве автоматизации → визуализация данных, облегчение понимания где мы;
автоматизация сбора информации: автоматизация сбора данных об уровне и качестве автоматизации на основании сервисов, сбор статистики по сервисам → автоматизация ручного ввода;
прогнозирование изменения конъюнктуры: апробирование гипотез и трендов – цифровой двойник* → наличие модели, помогающей предсказывать последствия планируемых изменений.
* Цифровой двойник – это виртуальная модель любых объектов, систем, процессов или людей, которая состоит из физического продукта в реальном пространстве, цифрового продукта в виртуальном пространстве, данных и информации, которые объединяют цифровой и физический продукты.
Заключение
Выше описан взгляд Страхового Дома ВСК на организацию бизнес-архитектуры и практический подход к реализации.
Сейчас появляется все больше активностей, которые активно развиваются и создают поводы для обсуждения: в рамках импортозамещения ЦБ формирует функционально технологическую карту, а АФТ интересно развитие функциональной карты для страхового рынка как некого мерила и светофора его автоматизации.
Также работа с бизнес-архитектурой является трендом и, скорее всего, Вы тоже с ней работаете или начинаете развивать этот направление.
Мы с радостью готовы услышать о похожем или, наоборот, отличающемся опыте и результатах работы над организацией бизнес-архитектуры, различных подходах к реализации и новостях в этой сфере.
Если у Вас есть интерес – пишите skirillov@vsk.ru