Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Для будущих студентов курса «BPMN: Моделирование бизнес-процессов» подготовили полезную статью, автором которой является Наталия Желнова — преподаватель курса .
Также приглашаем всех желающих записаться на открытый вебинар по теме «Введение в моделирование бизнес-процессов».
Данный цикл статей предназначен для всех, кто собирается приступить к созданию моделей с использованием BPMN.
Часть 1. Зачем люди моделируют бизнес-процессы
Моделирование бизнес-процессов обычно рассматривают в контексте их оптимизации с целью повысить эффективность бизнеса в компании в целом. Обычно такая потребность возникает, когда в компании имеются проблемы: например, низкая эффективность ее сотрудников, не оптимальная организационная структура, запутанные коммуникации или неправильное разграничение зон ответственности между ее подразделениями могут ограничивать возможности организации, приводить к снижению ее прибыли, сдерживать ее развитие, делать ее менее конкурентоспособной.
Проблемы, связанные с не оптимальным подходом к построению и управлению бизнес-процессами компании, могут проявляться на всех этапах ее развития. На ранних этапах, когда компания еще только формируется, отсутствие строгого разграничения обязанностей и зон ответственности сотрудников и целых структурных подразделений компании часто приводит к конфликтным ситуациям. Нехватка квалифицированных кадров в различных областях и невозможность достаточно точно спрогнозировать, когда и где понадобится тот или иной специалист, сдерживает развитие компании. Отсутствие культуры передачи знаний вызывает проблемы при увольнении и замене сотрудников, и отрицательно сказывается на работе компании в целом.
Рост размеров компании, увеличение числа ее сотрудников часто приводит к тому, что ее деятельность усложняется, бизнес-процессы становятся запутанными, и управлять ими становится нелегкой задачей.
Как правило, в таких ситуациях принимается решение сформировать новые или кардинально улучшить старые подходы к управлению, сформировав четкую и продуманную систему управления организацией. Осуществить подобную трансформацию практически невозможно без построения бизнес-модели, учитывающей особенности компании и определяющей стратегию ее будущего развития. Бизнес-процесс — один из «кирпичиков» в фундаменте бизнес-модели организации.
Цифровизация, цифровая трансформация компаний, как в государственном, так и в частном секторе, так же невозможна без построения бизнес-модели, как и любая другая трансформация бизнеса. Подобная практика — не просто дань «цифровой» моде, задаваемой высокотехнологичными компаниями; она опирается на мировые стандарты. Наличие документированной бизнес-архитектуры предприятия является требованием международных стандартов ISO 9001:2000 и российских стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Проверенные на практике подходы рекомендуют придерживаться определенного порядка построения бизнес-архитектуры. Без предварительного моделирования изменений в бизнес-процессах и оценки эффектов этих изменений невозможно определить количественные и качественные результаты трансформации, оптимизировать расходы в процессе трансформации.
Построение бизнес-модели затрагивает не только организацию процессов. Современные подходы рассматривают проектирование архитектуры информационных систем не как отдельную задачу, а связывают ее в единое целое с задачами построения бизнес-архитектуры и информационной архитектуры.
Говоря о том, зачем и как моделировать бизнес-процессы, невозможно обойти вопрос о том, что такое бизнес-процессы вообще, и с какой точки зрения их можно рассматривать.
Существует несколько определений бизнес-процессов, каждое из которых отражает определенную точку зрения на бизнес-процесс.
Определение 1. Бизнес-процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ISO 9000:2000).
Определение 2. Бизнес-процесс — структурированный набор действий, охватывающий различные сущности предприятия и подчиненный определенной цели (ISO/CD 15531-1).
Определение 3. Бизнес-процесс — совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи, Реинжиниринг бизнес-процессов).
Определение 4. Бизнес-процесс — несколько связанных работ или процедур, в совокупности реализующих конкретную цель текущей деятельности в рамках существующей оргструктуры (Ойхман Е.Г., Попов Э.В, Реинжиниринг бизнеса).
Как мы можем видеть, в определениях 3 и 4 ставится акцент на создании продукта, представляющего ценность для конечного потребителя, или на достижении конкретной цели. Существование цели, которой необходимо достичь, — отличительная черта бизнес процесса. Как правило, сами цели не отражаются в модели процессов; однако, они являются важным элементом бизнес-процессов.
Говоря о том, зачем моделировать бизнес-процессы, невозможно не сказать о том, кто участвует в моделировании бизнес-процессов, и кто является конечным потребителем результатов этого моделирования. В зависимости от целей моделирования, будет определяться состав заинтересованных лиц — руководителей и исполнителей.
Моделирование может охватывать разные аспекты деятельности предприятия, и состав заинтересованных лиц будет определяться направлениями деятельности, выбранными для моделирования.
Как правило, модель бизнес процесса используется достаточно широким кругом лиц на предприятиях, где проводится оптимизация бизнес-процессов и выполняется построение бизнес-архитектуры. Ниже приведен примерный состав пользовательской аудитории моделей бизнес-процессов:
Бизнес-аналитики по различным направлениям деятельности организации;
Разработчики информационных систем;
Системные архитекторы, разрабатывающие архитектуру отдельных информационных систем;
Бизнес-аналитики, выполняющие проектирование организационной структуры предприятия;
Руководители подразделений, заинтересованные в оптимизации бизнес-процессов, выполняемых в этих подразделениях.
Далее мы рассмотрим, как организовано взаимодействие между этими группами в рамках работы над моделью бизнес-процесса.
Узнать подробнее о курсе «BPMN: Моделирование бизнес-процессов».
Записаться на открытый урок по теме «Введение в моделирование бизнес-процессов».