Часть 1. Создание и настройка проекта, работа в редакторах microStudio

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет Хабр!

Я решил повременить с написанием статей на тему microStudio, собрать больше информации, почитать вопросы в своей группе ВК (спасибо большое авторам этих вопросов), чтобы дать больше информации в этой статье.

Если вы не слышали о проекте microStudio, то можете прочитать мою первую статью. В общих чертах я рассказал об этой среде программирования и в принципе этого хватит, чтобы получить какое-то представление о ней.

Спешу вам сообщить, что microStudio с недавнего времени доступна на русском языке (кроме уроков). Уроки тоже будут переведены.
Да, у перевода еще есть недочеты, но по большей части они не существенны. Все ошибки будут исправлены. Вы можете высказать свои замечания по поводу перевода здесь - это очень поможет сделать его еще лучше.

Выражаю свою благодарность автору перевода microStudio - это действительно большая и кропотливая работа.

Эту статью я пишу в виде обучающего материала для людей, которые хотят попробовать поработать в этой среде программирования.
Статья будет состоять из нескольких частей, так как целиком она получится слишком большой и не удобной для чтения.

Итак, в этой статье я расскажу:

  1. Как создать проект

  2. Как настроить проект

  3. О работе с редактором кода

  4. О работе с редактором спрайтов

Я пропускаю шаг с регистрацией, но если это вам понадобится, то вот ссылка на статью в группе ВК. Там я довольно подробно все описал, единственное что вы можете зделать для удобства, так это включить сначала русский язык. Это очень просто сделать:

Выбор языка
Выбор языка

Важно! После регистрации обязательно подтвердите эл. почту - иначе не все функции будут доступны. Так же они не будут доступны, если вы работаете над проектом на правах гостя. Например такие функции как сохранение проекта и импорт файлов не будут доступны.

Как создать проект

Все предельно просто:

Кнопка "Создать новый проект"
Кнопка "Создать новый проект"

После регистрации перед вами будет это окно, где кнопка "Создать новый проект" говорит сама за себя.

Скажу немного забегая наперед: когда у вас уже открыто окно проекта, а вы хотите создать новый, то просто выйдите из текущего проекта над которым вы работаете. Для этого нажмите кнопку "Назад к проектам":

Кнопка "Назад к проектам"
Кнопка "Назад к проектам"

И тогда перед вами снова окажется стартовое окно, где можно создать новый проект.

Когда вы нажмете создать проект, перед вами будет это окошко:

Создание проекта
Создание проекта

Вы можете дать название вашему проекту и нажать "Создать проект". Но сначала я расскажу о возможных настройках, которые можно применить при создании проекта.

Как настроить проект

Нажмите дополнительно.

Настройка проекта
Настройка проекта

В этом окне мы должны, прежде всего, дать имя проекту. Так же можно настроить дополнительно:

  • Тип проекта: приложение(игра, демо); библиотека; урок.

  • Поддерживаемый язык: microScript v1 - интерпретированный; microScript v1 - транслированный; Python, Lua, JavaScript.

  • Графическая библиотека: базовый графический API; micro 2D (на основе Pixi.js); micro 3D (на основе Babylon.js); Pixi.js; Babylon.js.
    Все, кроме базового API, пока доступны в виде эксперимента. Вы можете прочитать подробнее об экспериментальных функциях на
    сайте сообщества microStudio (статья автора microStudio). В настоящее время идет работа над новой версией microScript. Вы также можете прочитать подробнее об этом, в статье автора, на сайте сообщества. Язык microScript v2 будет включать в себя весь microScript v1. Таким образом, проекты написанные на microScript v1 будут прекрасно работать и с новой версией языка. Вот например, какие новые функции появятся: двоичные операторы, многострочные комментарии, проверка типов, возможность приостановить выполнение на определенное время (по типу процедуры delay в Pascal).

  • Дополнительные инструменты и библиотеки: matter.js - 2D физический движок; cannon.js - 3D физический движок. Эти библиотеки также имеют пометку "экспериментальные".

Что ж, я проделал всю эту процедуру. Не буду экспериментировать, оставлю все настройки как есть и создам проект "Test project". Скриншоты именно с этого проекта я и буду приводить в статье.

После того как настройки произведены, нажмите кнопку "Создать проект".

Перед нами будет окно проекта. Здесь, во вкладке "Настройки", также можно подключать и отключать дополнительные параметры. Кроме того там есть и другие настройки. Кликните по вкладке "Настройки":

Настройки проекта
Настройки проекта
Настройки проекта
Настройки проекта

В этом разделе можно:

  • поменять имя проекта;

  • Изменить метку (slug) проекта;

  • Изменить секретный код проекта. Это набор символов известный только вам. Эти символы будут добавлены в конец URL адреса только тогда, когда проект является приватным, таким образом этот набор символов скрывает проект от других пользователей. Если вы сделаете проект публичным, то секретный код не будет прописан и другие пользователи смогут просматривать ваш проект;

  • поменять настройки ориентации экрана;

  • поменять настройки соотношения сторон;

  • В самом низу, на скриншоте, мы видим те же самые параметры, которые можно было настроить при создании проекта. Их также можно менять здесь, в любое время.

Если вы работаете онлайн, то проекты хранятся в облаке. Здесь можно узнать сколько места занимает ваш проект - "Использование хранилища".
Узнать сколько места занимают все ваши проекты можно кликнув в верхнем правом углу страницы, там где отображается ваш никнейм и выбрать "Настройки":

Пользовательские настройки
Пользовательские настройки
Пользовательские настройки
Пользовательские настройки

По умолчанию у вас стандартный тип аккаунта. Для этого типа аккаунта доступно 50 Мб в хранилище. На самом деле это давольно много места для проектов microStudio - они очень легковесны. Трудность возникнет, например если в проекте очень много звуковых файлов и хранилище заполнено. Решить такую проблему можно тремя способами:

  • Хранить звуковые файлы на жестком диске компьютера и загружать их только тогда, когда они вам понадобятся и удалять, когда они не нужны.

  • Скачать офлайн версию microStudio - тогда хранилищем для ваших проектов станет жесткий диск (путь расположения папок с проектами может выглядеть так: C:\Users\User\AppData\Roaming\microstudio\files\).

  • Последний способ это поддержать microStudio на Patreon и получить больше места в хранилище.

Чтобы выйти из пользовательских настроек и вернуться к окну проекта кликните по кнопке "Создать" на панели сверху или нажмите в браузере.

Работа с редакторами

Редактор кода

Когда вы запустите только что созданный проект на экране появится окно проекта, а слева его редакторы. Сейчас нас интересует редактор "Код".

Редакторы кода, спрайтов, карт, звуков, музыки и документации проекта.
Редакторы кода, спрайтов, карт, звуков, музыки и документации проекта.

Раздел "Код" первый в списке, он уже открыт по умолчанию и сейчас мы видим на экране редактор кода, окно запуска и консоль. Это самый главный редактор/раздел проекта. Именно здесь пишется программа, запускается и тестируется проект. Но обо всем по порядку.

Окно запуска проекта
Окно запуска проекта

В правой верхней части страницы расположено окно запуска проекта.
Кнопки и ссылки, слева направо:

  • кнопка "Запустить проект"

  • кнопка "Приостановить выполнение"

  • кнопка "Перезапуск проекта"

  • кнопка "Открепить окно запуска"

  • QR код проекта

  • URL адрес проекта

Если вы нажмете кнопку "Запустить проект", то появится еще одна функция:

Кнопка "Сделать скриншот"
Кнопка "Сделать скриншот"

Вы можете сделать скриншот приложения с помощью этой кнопки. Теперь, даже когда вы приостановите программу, эта функция будет доступна. Но в открепленном окне скриншот сделать не получится.

Кликнув по этой кнопке мы вызовем это меню:

Кнопка "Сохранить" сохранит файл в формате PNG на жесткий диск вашего компьютера. Значения ширины и высоты этого изображения будут соответствовать значениям ширины и высоты окна выполнения.
Кнопка "Установить в качестве плаката проекта" установит плакат проекта, который будет виден в разделе "Мои проекты":

Отображение плаката проекта (я нарисовал пару квадратов, один поверх другого, для примера и сделал их скриншот в окне выполнения).
Отображение плаката проекта (я нарисовал пару квадратов, один поверх другого, для примера и сделал их скриншот в окне выполнения).

Плакат также будет виден другим пользователям, если вы опубликуете проект в microStudio.

Созданный скриншот можно также использовать в качестве иконки проекта, расскажу об этом далее, когда речь пойдет о редакторе спрайтов.

Что касается QR кода, это на самом деле полезная функция, если мы хотим тестировать приложение на мобильном устройстве, то можно отсканировать код и запустить проект, а не вбивать ссылку в поисковую строку.

Чтобы отсканировать код, сначала кликните по нему левой кнопкой мыши - тогда он станет хорошо виден:

QR код для открытия проекта на мобильном устройстве
QR код для открытия проекта на мобильном устройстве

Если вы кликните по ссылке проекта, то он откроется в отдельной вкладке браузера.
Все изменения, которые вы будете вносить в программу, будут мгновенно отображаться на всех устройствах, где открыт этот проект, по QR коду или ссылке.

Справка: в главном окне проекта (он же раздел "код"), если в окне запуска проект запущен, то чтобы это окно было активно, нужно кликнуть в нем левой кнопкой мыши.

Под окном запуска проекта находится консоль:

Консоль
Консоль

С помощью двух этих зеленых кнопок можно очистить и настроить консоль.
Консоль очень полезная вещь, вряд ли получится создать приложение, ни разу не обратившись к ней. Слишком много рассказывать о ней не буду, я думаю вы и сами изучите все ее возможности в ходе написания своего кода.
С ее помощью в microStudio вы можете, например, просмотреть поля таких объектов как keyboard, mouse, gamepad и touch . Собственно, эти объекты нужны для управления приложением/игрой.
Поля этих объектов (в большинстве случаев) определяются после того как мы нажмем клавишу или кликнем мышью или нажмем кнопку на геймпаде.

Проверить существующие переменные объекта "keyboard" можно так:

  • Запустите проект

  • кликнете левой кнопкой мыши в окне запуска

  • понажимайте любые клавиши

  • введите в консоль keyboard и нажмите Enter

В консоль выведутся значение переменных объекта keyboard. Все они равны 0 поскольку клавиши не нажаты в данный момент. Также в консоли можно узнавать текущие значения глобальных переменных, менять их по ходу программы - но думаю, больше вы узнаете сами, когда приступите к написанию своей программы.

Ну и на последок: в консоли можно просмотреть историю вводов используя клавиши со стрелками .

Ввод в консоли
Ввод в консоли

Просто установите курсор в поле ввода, как показано на скриншоте и листайте историю с помощью клавиш. История ввода сохраняется даже если вы выйдете и зайдете снова в проект или перезапустите браузер. История ввода в консоль - это одна история, она не зависит от того какой проект вы открыли, она всегда одна для всех проектов.

Перейдем к окну с кодом:

Окно редактирования кода
Окно редактирования кода

В статье "Основы языка microScript" я рассказывал об этом языке, довольно подробно. Но если вы хотите лучше понять, что из себя представляет этот язык, изучить его, то советую почитать документацию.

Подсветка синтаксиса в редакторе кода присутствует:

Подсветка синтаксиса в редакторе кода
Подсветка синтаксиса в редакторе кода

Итак, перед нами три основные функции microScript: init(), update(), draw(). Чтобы прочитать, что о них сказано в документации, ходить далеко не надо: просто кликните по слову init и внизу всплывет справка из документации про эту функцию:

Ссылка на документацию в окне проекта
Ссылка на документацию в окне проекта

Вы можете проделать это с остальными функциями. Если вы нажмете на красную кнопку "Посмотреть документацию" вы перейдете к соответствующему разделу документации. Чтобы вернуться из документации назад к проекту, нажмите кнопку "Создать" вверху страницы.
По умолчанию подсказки включены. Чтобы отключить подсказки, кликните по ней левой кнопкой мыши или по знаку вопроса (если подсказки не активны).

Слева расположена вкладка с файлами:

Вкладка с файлами
Вкладка с файлами

В подавляющем большинстве случаев программу придется делить на отдельные части (подпрограммы). В этой вкладке вы можете добавлять файлы с кодом. Именовать их можно используя строчные буквы латинского алфавита, цифры от 0 до 9 и знак нижнего подчеркивания. На скриншоте, в самом верху мы видим имя редактируемого файла, а также на каком языке он написан.

Вверху, справа на скриншоте мы видим три кнопки. Слева на право: уменьшить шрифт, увеличить шрифт, поиск по коду.

"Поиск по коду" - это очень полезная вещь. Эта функция позволяет:

  • .* - поиск в регулярных выражениях

  • Аа - поиск с учетом регистра

  • \b - поиск целого слова

  • S - поиск в выделеном коде

Фильтры поиска можно применять отдельно или выбрать несколько.

Кнопка "Поиск по коду"
Кнопка "Поиск по коду"
Поиск по коду с применением фильтров
Поиск по коду с применением фильтров

Предлагаю вам изучить опцию поисковика самим, просто попробуйте использовать его при написании кода.

Я рассмотрел почти все, что есть в редакторе кода, но есть еще одна функция.
Для ее вызова нажмите Ctrl + ,. Вот что появится на экране справа:

Эта функция позволяет настроить редактор кода. Вы можете выбрать другой цвет фона, например более светлый. Можете подключить Vim или VSCode.
Можно поменять стиль курсора и многое другое. Полистайте этот раздел, если хотите и посмотреть сами.
Но, все настройки сбросятся до настроек по умолчанию, при перезагрузки страницы. В автономной версии они также будут сброшены, при перезагрузки приложения microStudio.

Редактор спрайтов

Нажмите на соответствующую кнопку, чтобы открыть редактор спрайтов.

Редактор спрайтов
Редактор спрайтов

Спрайт "icon" открыт по умолчанию. Этот спрайт и будет иконкой вашего проекта.
Спрайт "icon" нельзя удалить, но его можно редактировать.
Вы также можете видеть на скриншоте спрайт "poster" - это плакат проекта (тот самый скриншот, который вы можете сделать в окне выполнения), он хранится в спрайтах проекта.

Редактор спрайтов microStudio напоминает онлайн редактор Piscel. Создатель microStudio Жиль Померей говорил что брал идеи именно из этого редактора спрайтов. Собственно и использовать Piscel для рисования спрайтов для проектов microStudio можно, как и любой другой редактор, если встроенный редактор покажется вам неудобным.

Меня устраивает редактор, но в него не мешало бы добавить пару функций: "отзеркалить спрайт", "автоматически заменить все участки с определенным цветом на другой цвет". Я задал этот вопрос в сообществе и вроде как эти инструменты будут добавлены в будущем.

Сверху находится панель инструментов редактора. Слева на право: "Отменить", "Восстановить", "Копировать", "Вырезать", "Вставить", "Удалить спрайт" - в принципе они всем знакомы.

Справа находится панель инструментов для рисования спрайтов. Я не вижу особого смысла объяснять, что там находится (эти инструменты есть во всех графических редакторах), но кое-что все же поясню.

Инструмент "Пипетка" также доступен, если вы удерживаете клавишу Alt. Немного поработав с редактором, вы поймете, что там нет еще одного необходимого инструмента - "удалить участок с определенным цветом". Этот инструмент легко заменяет инструмент "Заполнить". Просто выберите этот инструмент и установите для него минимальное значение непрозрачности (opacity). Теперь с помощью этого инструмента можно легко удалять участки с определенным цветом. Вот пример:

Удаление участков с определенным цветом
Удаление участков с определенным цветом

За пару кликов я легко удалил фон. Теперь когда фон стал прозрачным, давайте проверим, как такой значок будет отображаться на рабочем столе, для этого я сделал сборку для Windows и сделал скриншот ярлыка:

Ярлык приложения
Ярлык приложения

Совет: всегда возвращайте значение opacity для инструмента заливки и рисования обратно по умолчанию (до максимума) если закончили рисовать. Это нужно потому, что когда вы снова вернетесь в редактор и начнете рисовать, может произойти так, что вы забудете выставить непрозрачность на максимум и будете рисовать в слегка непрозрачном цвете - это можно спутать с более темным оттенком цвета. На скриншоте ниже значение opacity равно 75% и выбран самый насыщеный и яркий оттенок красного цвета, но на глаз, в редакторе, это может восприниматься как более темный красный цвет, нежели прозрачный. Это происходит из-за темного фона позади спрайта:

Значение opacity = 75%
Значение opacity = 75%

Вы можете не сразу понять, в чем дело - почему цвета потемнели. Или можете вообще не заметить что они темные и нарисовать пару спрайтов используя полупрозрачные цвета.
Установим
opacity на 100%:

Значение opacity = 100%
Значение opacity = 100%

Поэтому будьте бдительны.

Краткое отступление: вы могли заметить некоторые артефакты на моих скриншотах. Это не дефект среды microStudio. Это сбой в работе моего браузера. Я пока не знаю в чем может быть проблема, но решу ее как только дойдут руки. Если вы знаете в чем может быть проблема, то напишите пожалуйста в комментариях.

Сделаем фон снова прозрачным. И посмотрим, как такая иконка будет смотреться в окне выбора проектов:

Прозрачный фон иконки проекта стал черным
Прозрачный фон иконки проекта стал черным

Фон стал черным. Поэтому учитывайте эту особенность, особенно если хотите сделать проект публичным (такая иконка не всегда может смотреться красиво).

Итак, я обещал показать как из плаката проекта можно сделать иконку.

Выбираем иконку проекта и устанавливаем ей значения ширины и высоты которые нам понадобятся. По максимуму можно выбрать 256х256 пикселей. В качестве примера я и выбиру максимальное значение.

Выбираем наш постер и с помощью инструмена "Выбрать" обводим нужный нам участок соответствующий размерам иконки.

Копируем участок постера размером 256х256 пикселей
Копируем участок постера размером 256х256 пикселей

Чтож, возможно ваш постер будет не подходить для этого по размерам. Поэтому вы можете его переделать: поменять размеры окна запуска и снова сделать скриншот. Максимальные размеры постера, которых вы можете добиться: 640х360. Менять размеры можно путем перетягивания стенок с помощью мыши:

Делаем окно запуска больше
Делаем окно запуска больше

Второй вариант это сделать иконку приложения немного меньше, если не хотите менять размеры постера.
Теперь выбираем "Вставить". Вот что у меня вышло:

Иконка из постера проекта
Иконка из постера проекта

Еще скажу пару слов про эти инструменты:

Инструмент "Скопировать цвет" и инструменты для рисования тайлов
Инструмент "Скопировать цвет" и инструменты для рисования тайлов

Инструмент "Скопировать цвет": если вы кликните левой кнопкой мыши по строке "rgb(255,0,0)", то скопируете эту же строку кода, которую затем сможете использовать в своей программе. Вы скопируете именно то значение цвета, которое выбрано в редакторе. В данном случае эта строка соответствует красному цвету, который я использовал в примерах выше.

Инструменты для рисования тайлов помогут вам в создании тайловой графики для игр. Просто попробуйте поработать с этими инструментами - вы разберетесь с ними за пару секунд.

На моих скриншотах вы могли заметить одну неприятную особенность:

Палитра и инструмент "Пипетка" съехали вниз
Палитра и инструмент "Пипетка" съехали вниз

Это происходит из-за небольшого разрешения экрана моего монитора - 1366х768. Это мой монитор с антибликовым покрытием и мне действительно приятнее работать с ним, несмотря на такую особенность. Меньше нагрузка на глаза, да и привык больше. Но я проверил, как будет отображаться это на full HD мониторе:

На full HD мониторе все отображается нормально
На full HD мониторе все отображается нормально

Если у вас есть такая проблема, что палитра съехала вниз и не видна, то самое простое решение для этого: поменять масштаб в браузере. Зажмите Ctrl и повращаете колесом мыши. Выставите значение 80-90% процентов и все будет отображаться нормально.

Импорт спрайтов

Сделать это просто - перетяните спрайт в окно со спрайтами и он будет импортирован. Формат изображения должен быть PNG или JPEG. Максимально допустимые размеры изображения: 1024х1024.

Скоро в редакторе спрайтов будет добавлена возможность хранить спрайты в отдельных папках - что очень удобно. Вот так это будет примерно выглядеть:

Добавить спрайт/Создать папку
Добавить спрайт/Создать папку

Экспорт спрайтов

Экспортировать спрайты можно вместе с проектом:

Экспорт проекта
Экспорт проекта

Нажав кнопку вы загрузите архив вашего проекта. В соответствующей папке будут находиться ваши спрайты:

Все изображения хранятся в папке "sprites" проекта.
Все изображения хранятся в папке "sprites" проекта.

Итак, в какой-то момент я понял, что с таким подробным описанием, статья будет слишком длинной, если я расскажу здесь все, что планировал (про другие редакторы, сборки, уроки и т.д.). Но в контексте того, что в русскоязычном интернете нет статей на тему microStudio, то пускай будет такое, может быть излишне подробное, описание.

Пишите свое мнение и вопросы в комментариях, я всегда с удовольствием отвечаю. А также подписывайтесь в группу ВК, поддержите ее активом, я также пишу там статьи на тему microStudio время от времени, отвечаю на вопросы, даю примеры кода на microScript.

И как всегда, спасибо за внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Вы уже знакомы с проектом microStudio
100% Да 1
0% Нет 0
0% Впервые слышу, но думаю стоит взглянуть на него 0
Проголосовал 1 пользователь. Воздержавшихся нет.
Источник: https://habr.com/ru/post/649415/


Интересные статьи

Интересные статьи

Эта статья представляет собой адаптированный отрывок из книги "Express API Validation Essentials". Она научит вас полноценной стратегии валидации API, которую вы можете н...
Вот и финал этой серии статей (ссылки на предыдущие части — в конце этого материала), в которой мы создавали в браузере фильтры в стиле Snapchat, обучая модель ИИ понимат...
В этой статье мы рассмотрим, в какую сторону движется рынок BIM CAD программ сегодня. Какие программы BIM CAD выбирают конструкторы в разных странах мира и как кардинальн...
Это вторая часть статьи, посвященной автоматизации системного тестирования на основе виртуальных машин. Первую часть можно найти здесь. В этой части статьи мы будем использовать навы...
Осенью 2019 года мы запустили исследование сопроводительных писем продуктовых дизайнеров. Цель — понять, насколько важно сопроводительное письмо, что в нём будут указывать, как оно влияет на сам...