Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Сейчас полезно разделять два пласта информации и мотивации людей:
1. Публичный (медийный) - мы все с лихвой его потребляем: новости, затрагивающие бизнес, выходят каждый день. В них желательно обращать внимание не на события, а на тренды. Например весь шум и ограничения банков ЕС - это пример вольной интерпретации одних и тех же писем европейского центробанка. Да, применяют их в разных странах очень по-разному. Или например стартап-программы ограничивают или ужесточают правила получения стартап-внж. Это объясняется небывалым наплывом аппликантов, раньше стартап-программы хантили стартапы, а сейчас завалены имейлами. Три с половиной сотрудника просто не могут справиться с этим потоком. Так что выводы типа “русским теперь вход заказан” просто несостоятельны, если смотреть на первопричины действий.
Публично часто заявляются гуманистические и морально-этические мотивы, хотя мы все понимаем, что условный банк или инвестфонд, или госаппарат вряд ли хоть как-то руководствуются идеями гуманизма.
Что касается стартапов, то все темы, которые максимально обильно обсуждаются публично, вроде сложности денежных переводов или релокации сотрудников/фаундеров - это просто мелкие неурядицы, с которыми уж кто-кто, а талантливые основатели точно справятся.
2. Непубличный слой информации намного более важен и является источником цепочек действий, которые мы потом читаем в новостях и чатиках в очень упрощенной, примитивной и лозунгообразной форме. Я коснусь только одной темы - перспектив стартапов с русскоязычными корнями.
Есть очень четкий сигнал от инвесторов: минимизировать связи с СНГ. В твиттере именитых виси мы не прочитаем “фаундеры, увольняйте всех своих сотрудников в России и Украине нах**, пожалуйста”. Именно так однозначно звучат пространные непубличные опусы. И опять же, основатели с этим справятся, а пострадают тысячи сотрудников. Больше не будет сеньоров, получающих калифорнийскую зарплату в Екатеринбурге. Стартапы потеряют конкурентное преимущество в виде талантливой команды разработки, физически находящейся где-нибудь в Омске.
Многие считают, что война - причина будущих проблем ru-стартапов. Но и раньше ru-фаундерам жилось несладко: я писал, как несколько лет назад мне Stripe Atlas отказывал в открытии компании. А например шансы пройти в YC всех ru-фаундеров на самом деле не 1-2% (среднее число по миру), а сильно меньше - до 0,3% точно.
В октябре-декабре прошлого года я созванивался с фаундерами, которые были приглашены на интервью в W22 батч Y Combinator. Больше 10 компаний были с русскоязычными основателями. Я смотрел Q&A, подготовку, питч и др. - пытался помочь пройти испытание “интервью с YC”, потому что у нас это было очень стрессово. Забегая вперед скажу, что никто из этих русскоязычных основателей так и не прошел в батч