Что делать, если мощности нужно где-то брать, а у финансиста уже дёргается глаз

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, Хабр! Сегодня снова речь пойдёт о наболевшем: об экономике компьютерных закупок. Компании, планирующие расширение ИТ-систем на начало 2022 года, нуждаются в новых мощностях. А чтобы их получить, нужно убедить руководство сделать закупку. О том, как объяснить финансистам облачные маневры и убедить в выборе облака как источника дополнительных ИТ-ресурсов даже для тех, кто привык работать на своем железе, я и расскажу в этом посте. Под катом: какие цены остаются фиксированными, как экономить с помощью облака и какие аргументы подготовить для переговоров с финдиром.

Планировать расширение ИТ-нагрузок на сегодняшний день оказывается очень сложно. Как вы и сами успели заметить, цена железа и лицензий на софт оказывается совершенно непредсказуемой. Серверы и их компоненты дорожают как на дрожжах, и никакая практика параллельного импорта пока что не решает ситуацию. Более того, серые схемы поставки и сложная логистика вносят дополнительную путаницу в вопрос ценообразования. 

Не буду голословным. Возьмем хотя бы диски SSD. Недавно я как раз мониторил цены на накопители и наблюдал следующую картину. Модель Samsung 980 Pro (MZ-V8P1T0BW), которая сейчас уже распродана, стоила 18 тысяч рублей. Через день ее цена поднялась до 45 тысяч рублей. И тут бесполезно кричать: “Грабеж!”. Никто не может сказать, как изменится ценник, когда подобные диски снова появятся в продаже. И с другими дисками SSD ситуация не лучше. Но вы и сами это знаете.

То же самое можно сказать про оборудование. Допустим, вам нужно сделать заявку на коммутатор Cisco Nexus N9K-C93180YC-EX. Изначально он стоил 12 500$, то есть около 1 миллиона рублей. Потом устройство стало стоить 1,5 миллиона, на следующий день 2 миллиона, а вечером того же дня 2,3 миллиона. 

Сейчас курсы валют [вроде бы] стали стабилизироваться. Но кто сможет поставлять железо в Россию при текущих сложностях в логистике? И как придётся переплачивать за доставку в новых реалиях? Cколько придется платить за коммутаторы, серверы, диски, СХД и так далее… 

А вот подобные сообщения все чаще появляются на сайтах поставщиков. В кредит отгрузить нельзя (хотя кто мешает кредитовать в рублях), счет на оплату действует всего два дня.  

"Андрей, хватит сыпать соль на рану! — скажете вы мне. — Рассказывай, как с этим быть!" А быть с этим так: убеждать финансиста, что оставаться на старой технике выгодно ровно до тех пор, пока она не начинает накрываться медным тазом. Масштабы "таза" соразмерны тем мощностям, которые вы пытаетесь выжимать. Это не только чревато ещё большими затратами в долгосрочной перспективе, но и тормозит развитие (как ИТ, так и компании в целом).

Ведем финансиста в облако

Мы, как сотрудники облачного провайдера и оператора ЦОД, как говорится, по долгу службы должны решать вопросы закупок. Поэтому, во-первых, мы заранее обеспечили дополнительную емкость, а во-вторых, каждый день вырабатываем оптимальные пути для закупки железа и лицензий на ПО. Но у бизнеса, для которого ИТ-инфраструктура не является профильной задачей, есть альтернатива поиску поставщиков оборудования. Можно списать проблемы, связанные с ИТ-закупками, в облако — на постоянной или на временной основе. Облако позволяет перевести CAPEX (капитальные затраты — покупка железа и оборудования) в OPEX (операционные затраты — оплата подписки), и это отличный ход для того времени, когда CAPEX стал запредельным. 

А чтобы убедить финансиста в том, что облачные сервисы не только способны удовлетворить потребность компании в ИТ-ресурсах, но также помогают экономить в современных условиях, строить диалог с ним можно следующим образом:

  1. Показать, для каких задач и почему вам срочно нужны ресурсы. Тут обязательно нужны бизнес-метрики — на какую часть бизнеса влияет отсутствие ИТ. Например, это может быть низкая производительность интернет-магазина, простои в работе инженеров, потеря клиентов из-за неработоспособности сервиса и так далее.

  2. Обрисовать ситуацию со сложностью закупок и прыгающими ценами на новое оборудование и его обслуживание. Собственно, примеры для такого обоснования приведены выше.  

  3. Предложить переход из CAPEX в OPEX с фиксированной стоимостью. Для этого нужно выбрать облачного провайдера, который предлагает гарантии цены на ресурсы на какой-то период.

Отработка возражений

Конечно, финансовая служба, которая решает свои задачи, может возражать. Например, может зайти речь о том, что США вроде бы снимает санкции с части оборудования, может быть оно завтра/послезавтра появится? Может быть лучше будет его купить тогда?

Теоретически - можно подождать, но если вам ресурсы нужны “еще вчера”, то аргументация сводится к двум основным тезисам:

  1. Пока мы ждем и смотрим на цены, наиболее проворные конкуренты продолжают разработки и внедрение новых ИТ-сервисов.

  2. Мы не знаем, будут ли цены после появления легко доступного оборудования (если оно произойдет) оптимальными. Начнут ли они дальше снижаться или расти. Судя по последней статистике, цены охотнее растут вместе с курсом доллара, чем снижаются вместе с ним.

  3. Если мы сегодня зайдем в облако на выгодных для нас условиях, то при появлении нормального железа сможем из него легко выйти обратно и перевести OPEX обратно в CAPEX если нам захочется.

А цены действительно выгодные?

На практике стоимость сервиса зависит от политики конкретного поставщика услуг. Параметры OPEX можно узнать из договоров на обслуживания — крупными буквами у ответственных провайдеров и мелкими у тех, кто использует ситуацию для собственного обогащения. 

Поскольку я вижу ситуацию со стороны конкретной компании — провайдера Oxygen, могу сказать, что все возможности для сдерживания разумного OPEX действительно есть. И причин для этого несколько:

Во-первых, в любом российском коммерческом ЦОДе (в нашем точно) всегда обеспечивался резерв мощностей. То есть к 23 февраля 2022 года были дополнительные ресурсы. Большой запас прочности остаётся и сегодня. В Oxygen вопрос запаса по процессорам и памяти решался с большим буфером, и поэтому на сегодняшний день мы не испытываем никаких дополнительных издержек на содержание и эксплуатацию имеющихся мощностей, 

Во-вторых, важно волевое решение провайдера. Например, мы, пока такая ситуация сохраняется с технической точки зрения, не будем повышать цены на vCPU и vRAM – тарифы останутся на прежнем уровне. Конечно, все может поменяться через некоторое время, но в том и плюс заключения договора на обслуживание — он фиксирует цены на сервисы.

Тем не менее, не во всех сферах все так гладко. Так, из-за роста цен на лицензирование ПО от Veeam и Microsoft тарифы на некоторые облачные сервисы подросли. Например, с начала апреля стоимость услуг Veeam Backup and Replication и услуг Microsoft, предоставляемых по модели SPLA, вырастет на 60% для всех клиентов. Тем временем, мы продолжаем рассматривать аналогичные сервисы на базе СПО и ПО российских производителей.

Конечно, железо, закупленное по старым тарифам, будет заканчиваться. И на сегодняшний день главный кандидат на новые закупки — это хранилища данных.  Поэтому с середины апреля для новых клиентов повысится стоимость услуг СХД в облаке Oxygen на 60%. Для действующих клиентов на текущих объёмах цена сохранится. Но для спокойствия вашего финансиста, 60% — это тоже фиксированная стоимость, да и повышение будет происходить только с середины месяца.

Облачный маневр

Официальная позиция нашего руководства заключается в том, чтобы сделать всё возможное, чтобы по максимуму сохранить текущие цены. Это важно для поддержки российского бизнеса в сложившейся ситуации — то есть для успешности клиентов облака. Да и вообще, нам всем еще жить и работать в нашей стране, так что нужно заботиться друг о друге.

На сегодняшний день перенос части нагрузок в облако может стать спасительным решением для тех, кому реально требуется расширение. При этом никто не говорит о постоянном переезде в облако — такой ход имеет смысл только в том случае, если всем заинтересованным сторонам понравится такая практика. Но выбрав миграцию в облако сегодня, компании получают возможность продолжить развитие ИТ, одновременно зафиксировав для себя цены на ресурсы в условиях нестабильности и неопределенности. Обычно провайдеры предоставляют все необходимые инструменты как для миграции в облако, так и для обратного переноса нагрузок.

Кстати, если вы уже используете облако и убедили своих финансистов, расскажите, какие аргументы помогли убедить руководство в вашем случае? Делитесь своим опытом в комментариях!

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
А вы используете облако как способ расширения ИТ-инфраструктуры?
50% Нет 4
37.5% Да, уже начали 3
12.5% Да, задумались недавно и планируем 1
0% После вашей статьи стали думать об этом 0
Проголосовали 8 пользователей. Воздержались 4 пользователя.
Источник: https://habr.com/ru/company/oxygendc/blog/660241/


Интересные статьи

Интересные статьи

Мир, окружающий нас, это совокупность сенсорной информации, собранной нашими органами чувств. Это, конечно, не очень поэтично, зато верно. Окружающая среда наполнена информацией, кото...
Вы уже наверняка читали новость о самой большой утечке паролей в истории интернета и (мы надеемся) на всякий случай сменили пароли в своих основных аккаунтах. Однако данн...
Битрикс24 — популярная в малом бизнесе CRM c большими возможностями даже на бесплатном тарифе. Благодаря API Битрикс24 (даже в облачной редакции) можно легко интегрировать с другими системами.
SLA, оно же «service-level agreement» —соглашение-гарантия между заказчиком и поставщиком услуг о том, что получит клиент в плане обслуживания. Также в нем оговариваются компенсации в случае ...
Эта статья посвящена одному из способов сделать в 1с-Битрикс форму в всплывающем окне. Достоинства метода: - можно использовать любые формы 1с-Битрикс, которые выводятся компонентом. Например, добавле...